АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2020 года. Дело № А45-42807/2019
г. Новосибирск
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левшиной О.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания «Солвер» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Новосибирск
к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 15 по Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Новосибирск
о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.08.2019 №146, в части начисления недоимки в размере 578747 руб. за 12 месяцев 2018 года и пени в размере 38933,48 руб., об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 02.12.2019;
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 13.01.2020; ФИО3, по доверенности от 13.01.2020.
Общество с ограниченной ответственностью Компания «Солвер» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России № 15 по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.08.2019 №146, в части начисления недоимки в размере 578747 руб. за 12 месяцев 2018 года и пени в размере 38933 руб. 48 коп. (далее – оспариваемое решение), об обязании устранить допущенные нарушения.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в обоснование требований указал, на то, что оспариваемое решение является незаконным и принято без наличия соответствующих оснований, для расчета суммы налога на имущество организаций обществом была использована кадастровая стоимость нежилого помещения принадлежащего обществу, которая была определена и внесена в Единый государственный реестр недвижимости, налоговым органом в нарушение требований действующего законодательства применен иной расчет кадастровой стоимости нежилого помещения, который подлежит применению к помещениям кадастровая стоимость которых не определена, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы общества, поскольку влечет возникновение дополнительных финансовых обязанностей.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, указал на то, что помещение общества не вошло в перечень объектов государственной кадастровой оценки утвержденный уполномоченным органом, что предполагает применение положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Обществом была представлена налоговая декларация по налогу на имущество за 12 месяцев 2018 года с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет 28389 руб.
Налоговым органом на основании первичной налоговой декларации (расчёта) «налоговая декларация по налогу на имущество организаций» представленной 25.02.2019 за 2018 год проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе проверки было выявлено, что в нарушении норм статьи 378.2 НК РФ заявителем в части обособленного подразделения, неправильно исчислен и уплачен налог на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 54:19:190102:6629, находящегося по адресу: <...> включенного в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, в результате занижения налоговой базы (кадастровой стоимости) на сумму 578747 руб. 10.06.2019 налоговым органом составлен акт налоговой проверки № 53235.
Рассмотрев материалы налоговой проверки налоговым органом 29.08.2019 вынесено оспариваемое решение, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в размере 578 747 руб., пени в размере 38933 руб. 48 коп.
Не согласившись с оспариваемым решением в части начисления недоимки в размере 578747 руб. за 12 месяцев 2018 года и пени в размере 38933 руб. 48 коп., заявитель обратился в арбитражный суд.
Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В силу пункта 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и, размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Так, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области были утверждены по состоянию на 22.11.2011 Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2012 № 448-п.
По итогам очередной оценки объектов недвижимости, проведенной в Новосибирской области в 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) утверждены Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28.11.2016 № 3108 (с изменениями).
Законом Новосибирской области от 24.11.2014 № 482-ОЗ Закон Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» (далее - Закон № 142-ОЗ) дополнен статьей 4.5, в соответствии с пунктом 1 которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 3 000 кв.м и помещений в них.
В целях реализации данной нормы, а также пункта 7 статьи 378.2 НК РФ на территории Новосибирской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости. В частности, на 2018 год перечень утвержден Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 27.12.2017 № 5872 (далее - Перечень).
В силу указанных выше положений, по включенным в Перечень торговым (административным) центрам, а также находящимся в них помещениям, налог на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, общество является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 54:19:190102:5062 (38,20 кв.м.), 54:19:190102:5059 (10,10 кв.м), 54:19:190102:5057 (1,50 кв.м), 54:19:190102:5061 (50,80 кв.м), 54:19:190102:6629 (1590,50 кв.м) (далее – объект), расположенных в здании по адресу: <...>, - общей площадью 4 707,70 кв.м, с кадастровым номером 54:19:190102:4819, которое включено в Перечень, утвержденный Департаментом на 2018 год.
Согласно пункту 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений должна определяться как его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость указанного здания с кадастровым номером 54:19:190102:4819 утверждена Приказом Департамента от 28.11.2016 № 3108 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области» в размере 96 363 135,30 руб.
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером 54:19:190102:6629 данным приказом утверждена не была в виду отсутствия у данного помещения связи с родительским объектом недвижимости с кадастровым номером 54:19:190102:4819.
Согласно пункту 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Понятие кадастровой стоимости, ввиду отсутствия в налоговом законодательстве, на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Закона № 135-ФЗ, как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ.
С учетом положений статей 24,11, 24.12 и 24.17 Закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа, принятом в порядке статьи 24.17 Закона № 135-ФЗ, с возможными изменениями утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества путем принятия судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости соответствующего решения (статья 24.18 Закона № 135-ФЗ).
Исполнительным органом государственной власти Новосибирской области является Правительство Новосибирской области (статья 3 Закона Новосибирской области от 03.03.2004 № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области») (далее - Закон № 168-ОЗ), полномочия которого устанавливаются федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.
В соответствии со статьей 6 Закона № 168-ОЗ губернатором Новосибирской области принято Постановление от 13.05.2010 № 153 «О департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области», согласно которому Департамент наделялся полномочиями по обеспечению проведения инвентаризации и оценки областного имущества в установленном порядке.
Руководствуясь названным Постановлением от 13.05.2010 № 153 Департамент издал Приказ от 24.12.2015 № 2820 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области».
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области в 2016 году утверждены Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28.11.2016 № 3108.
Учитывая изложенное, единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций, на основании статьи 378.2 НК РФ на 2018 год, является Приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28.11.2016 № 3108 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области», любые иные данные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений, содержащихся в Приказе Департамента № 3108, не должны учитываться налогоплательщиками и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Довод общества о незаконности оспариваемого решения в связи с тем, что по его мнению кадастровая стоимость объекта в данном случае может быть признана «определенной», то есть, что в данном случае не подлежит применению положения пункта 6 статьи 378.2 НК РФ и при расчете налога в отношении объекта нужно исходить из кадастровой стоимости в размере 3 619 023,70 руб., сведения о которой имеются в Едином государственном реестре недвижимости и определенной по методике, установленной Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 был утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости зданий, помещений, в том числе при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно пункту 3.2 Порядка кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка.
В свою очередь, согласно пунктам 1.1, 2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее неучтенных зданий, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Согласно разъяснениям, представленным обществу Управлением службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в письме от 27.05.2019 № 01-17-1405/19, объект поставлен на государственный кадастровый учет 12.12.2013.
Учитывая, что кадастровый учет объекта был осуществлен в период между датой проведения государственной кадастровой оценки в 2011 году и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки в 2016 году, кадастровая стоимость данного нежилого помещения была рассчитана исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале 54:19:190102 (2 275,40 руб. за кв. м), утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2012 №. 448-п (приложение № 2), и внесена в ЕГРН 28.02.2014 в размере 3 619 023,70 руб. (2 275,40 руб. х 1 590,5 кв.м), то есть оценка объекта не была произведена и кадастровая стоимость была рассчитана по методике определенной Порядком.
При этом, как было указано выше «определенной» кадастровой стоимостью помещения применительно к положениям пункта 6 статьи 378.2 НК РФ, может считаться только кадастровая стоимость, определенная по результатам государственной кадастровой оценки (Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области в 2016 году утверждены Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирскойобласти от 28.11.2016 № 3108).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается обществом, объект не прошел государственную кадастровую оценку, соответственно для определения налоговой базы в соответствующий налоговый период, должен использоваться расчетный метод (соответствующая методика) определения кадастровой стоимости объекта (часть 1 статьи 24.19 Закона № 135-ФЗ), при этом применение Порядка (действовавшего до 31.12.2018) в рассматриваемом налоговом периоде исключается, поскольку кадастровый учет объекта был осуществлен до проведения очередной кадастровой оценки в 2016 году, указанное предполагает применение методики использованной налоговым органом (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).
Кроме того, в рассматриваемом налоговом периоде действовали иные средние удельные показатели кадастровой стоимости нежилых помещений в кадастровом квартале 54:19:109102 (Постановление Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 22-П, Приказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28.11.2016 № 3108 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области» (приложение № 2 - 14 513,94 руб.)), что также исключает возможность использовать данные о кадастровой стоимости объекта, указанные обществом.
Доводы общества о незаконности оспариваемого решения в связи с тем что налоговый орган произвольно определил кадастровую стоимость объекта, чем нарушил основные принципы налогового законодательства, не могут быть приняты во внимание, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующая кадастровая стоимость объекта определена на основании положений статьи 378.2 НК РФ с использованием официально опубликованных данных кадастровой стоимости здания в котором находится объект.
При таких обстоятельствах нельзя сделать вывода о несоответствии оспариваемого решения нормам статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 375, 378.2, 391 НК РФ, статей 3, 24.19, 24.20 Закона № 135-ФЗ, статей 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из вышеизложенного, исходя из норм статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Судебные расходы по делу в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ А.В.Хорошилов