ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-4331/13 от 20.05.2013 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Новосибирск

«23» мая 2013г. Дело №А45-4331/2013

Резолютивная часть объявлена в судебном заседании 20.05.2013

Полный текст изготовлен 23.05.2013

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Липовый оазис»

к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области

о признании недействительным решения

в присутствии представителей:

от заявителя: ФИО1, по доверенности, паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности, служебное удостоверение

Установил:

Товарищество собственников жилья «Липовый оазис» (далее – заявитель, Товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Новосибирской области (далее-Инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 29.01.2013 № 1931А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (по тексту-Закон № 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов и обязании Инспекцию устранить нарушения прав Товарищества путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее-ЕГРЮЛ) соответствующую запись о прекращении полномочий председателя Товарищества ФИО3 на основании документов, представленных Товариществом 22.01.2013.

Свое заявление Товарищество мотивирует тем, что решением участников прекращены полномочия председателя ФИО3, при этом на новое лицо такие полномочия не возложены, поскольку члены не могут определить кандидатуру председателя. Регистрирующий орган, отказав во внесении сведений о прекращении полномочий ФИО3, нарушил требования статьи 23 Закона № 129-ФЗ, согласно которой перечень для отказа в регистрации является исчерпывающим. Своим решением Инспекция нарушает не только права Товарищества, так как в настоящее время ЕГРЮЛ содержит недостоверные сведения в отношении председателя, но и неопределенного круга лиц, вводя их в заблуждение относительно данных физического лица, наделенного полномочиями исполнительного органа.

Представитель регистрирующего органа против удовлетворения заявленных требований возражает, указывает на то, что представленные на регистрацию документы не содержали данных о новом лице, наделенном полномочиями исполнительного органа и правом действовать от имени Товарищества без доверенности. Юридическое лицо может осуществлять свою деятельность только через свои органы, в отношении Товарищества таким органом является председатель Правления. Единый государственный реестр должен содержать сведения о лице, осуществляющим функции исполнительного органа, это требование в силу статьи 5 Закона № 129-ФЗ является обязательным. Таким образом, заявление не соответствовало установленным требованиям, поскольку не содержало данных о новом лице, наделенном полномочиями исполнительного органа, а, следовательно, заявление считается не поданным.

Кроме того, подпись ФИО3 в заявлении была заверена нотариусом не как должностного лица Товарищества, а как гражданина, что также не соответствует требованиями ст. 9 Закона № 129-ФЗ и ст. 51 Основ о законодательства Российской Федерации о нотариате.

По данному вопросу представитель заявителя указал на то, что нотариус при наличии протокола собрания участников о прекращении полномочий ФИО3 как председателя не имела права удостоверять подлинность его подписи как должностного лица Товарищества, закон не содержит запрета на подписание заявления физическим лицом, наделенным соответствующими полномочиями действовать от имени юридического лица.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, 22.01.2013 года Товарищество собственником жилья «Липовый оазис» в регистрирующий орган сдало заявление по форме №Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в котором вносились изменения в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, а именно лист З заявления содержал данные о прекращении полномочий ФИО3 К заявлению были приложены протоколы собрания собственников жилых домов, входящих в состав Товарищества от 15.12.2012, от 21.01.2013 года.

Решением № 1931А от 29.01.2013 года регистрирующий орган отказал в регистрации изменений. Решение мотивировано тем, что среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует надлежащее заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, такой вывод сделан Инспекцией на основании статьи 5 Закона № 129-ФЗ и статей 147, 149 Жилищного кодекса РФ, поскольку в представленном заявлении отсутствуют сведения о возложении полномочий на лицо, имеющее право действовать от имени Товарищества без доверенности. Так же указано, что в удостоверительной надписи, совершенной нотариусом на заявлении, подпись заявителя ФИО3 засвидетельствована как гражданина, полномочия ФИО3 в рамках ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате как представителя юридического лица не подтверждены.

Товарищество не согласилось с названным решением № 1931А и обратилось с настоящим заявлением по мотивам, указанным выше.

Суд, считает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Так, в соответствии с подпунктом "а" части 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных им необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Проанализировав оспариваемое решение, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, поскольку в соответствии с подпунктами «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в государственном реестре должны содержаться:

- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом

- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В соответствии с абзацем 3 ст. 1 Закона № 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок представления документов для государственной регистрации определяется общими правилами статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Согласно названной норме требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе, следующие физические лица:

-руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель или учредители юридического лица при его создании.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в реестр по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Заявление о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляется в регистрирующий орган по форме № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы».

Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» заявления, подаваемые в регистрирующий орган, должны быть подписаны руководителем постоянно действующего исполнительного органа либо иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, либо иным лицом, действующим на основании полномочий.

В соответствии с Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» все разделы и пункты заявлений (уведомлений) обязательно заполняются, за исключением случаев, установленных Методическими разъяснениями.

Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности, не указываются, только если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему - коммерческой организации (п. 35 разд. II Методических разъяснений).

Если данные полномочия не переданы управляющей организации или управляющему, сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности, должны быть указаны в заявлении.

Доводы заявителя, что методические рекомендации в настоящее время не действуют, суд считает ошибочными, поскольку Приказ от 01.11.2004 года № САЭ-3-09-16@ утрачивает силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, вступающего в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Однако такое постановление о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 до настоящего момента не издано, а, следовательно, методические рекомендации являются действующими до настоящего момента, так как Приказ от 25.01.2012 года в силу не вступил в полном объеме.

Как следует из представленного заявления по форме Р14001, в результате вносимых изменений у Товарищества отсутствует лицо, имеющее право действовать от имени заявителя без доверенности.

Таким образом, довод заявителя о том, что он выполнил требования установленные законодательством при подаче заявления по форме № 14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, является несостоятельным. Заявителем не был соблюден порядок представления документов на государственную регистрацию. Вышеуказанное заявление Товарищества по форме Р14001 не содержало сведений о возложении полномочий на должностное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Суд считает, что отсутствие предусмотренных законодательством необходимых сведений в документах означает непредставление документов, поскольку не указание в документах, представленных на регистрацию, требуемых законом сведений влечет порочность таких документов, что равнозначно их отсутствию, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.

Доводы заявителя, что исполнительным органом Товарищества собственников жилья является Правление, а не его председатель, что в Правление входят все члены Товарищества, а, следовательно, Товарищество может осуществлять свою деятельность и в отсутствии Председателя Правления, суд считает необоснованными.

В силу п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

Согласно статье 144 Жилищного кодекса РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества (статья 147 ЖК РФ). Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества (статья 149 ЖК РФ).

Согласно представленному в материалы дела Уставу Товарищества органами управления Товарищества является Собрание Товарищества, Правление Товарищества и Председатель Товарищества, Управляющий Товариществом или Управляющая организация. При этом в разделе 14 Устава указано на то, сто руководство текущей деятельностью осуществляет Правление Товарищества или Председатель Товарищества. Правление должно состоять из 3 человек.

При создании Товарищества в соответствии с протоколом собрания собственников жилых домов от 24.09.2005 года был избран Председатель Товарищества, Правление избрано не было. Доказательств выбора Правления как органа управления Товариществом в материалы дела не представлены.

Таким образом, в соответствии с учредительными документами Товарищества, руководство текущей деятельностью и правом действовать от имени Товарищества без доверенности наделен именно Председатель Товарищества.

Как было указано выше, действующим законодательством не предусмотрено исключение из ЕГРЮЛ сведений о прежнем лице, имеющем право действовать без доверенности, без назначения нового лица, наделенного такими полномочиями. Отсутствие в заявлении данных о новом лице, на которое возложены такие функции, влечет к отсутствию сведений в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности, что является в силу указанных выше норм недопустимым.

Также регистрирующий орган в оспариваемом решении указал на то, что подпись ФИО3 в рамках ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) не удостоверена.

Согласно статье 80 Основ нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации. Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом.

Как закреплено в форме № 56 «Удостоверительная надпись о засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица», установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица необходимыми реквизитами удостоверительной надписи являются должность, наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество представителя.

В рассматриваемой ситуации нотариусом удостоверена подпись ФИО3 как гражданина.

Заявитель указывает на то, что в данной ситуации ФИО4 действовал как гражданин (учредитель), поскольку решение собрания от 15.12.2012 года его полномочия как председателя были прекращены.

Данные доводы суд считает несостоятельными.

Как указано выше в соответствии с правилами статьи 9 Закона № 129-ФЗ от имени юридического лица заявление вправе подписывать руководитель (лицо, имеющее право действовать без доверенности). Учредитель может подписать заявление при создании. В данной ситуации подано заявление о внесении изменений в сведения о зарегистрированном юридическом лице.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имеется, решение регистрирующего органа соответствует требованиям статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Ввиду того, что при обращении с настоящим заявлением в суд Товарищество государственную пошлину не оплатило, была предоставлена отсрочка, в силу требований ст. 333.21 НК РФ, статей 102, 104, 110, 112 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход бюджета в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 65, 110, 112, 167-170, 176 АПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Липовый оазис» (ИНН <***>) расходы по государственной пошлине 2 000 рублей в связи с предоставленной отсрочкой.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ Т.А. Наумова