ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-4339/16 от 06.06.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                Дело № А45- 4339/2016

09 июня 2016 года                                                     

Резолютивная часть решения объявлена   06 июня  2016 года

Полный текст решения изготовлен            09 июня  2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе  судьи Шашковой В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Совета депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

о признании    недействительными   решения и предписания

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – 1) ФИО1, председатель Совета депутатов, удостоверение, 2) ФИО2, доверенность от  29.02.2016,

заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 11.02.2016.

В Арбитражный суд Новосибирской области обратились Совет депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области  (далее – Совет депутатов, Администрация, вместе - заявители) с заявлением к     Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС) о признании недействительным его Решения  от 23.12.2015, вынесенного  по результатам рассмотрения дела № 64 о нарушении антимонопольного законодательства, а также  предписаний  от 23.12.2015 № 89 и № 90 о прекращении нарушении нарушений антимонопольного законодательства.

Полагая решение и предписания  незаконными, заявители  указывают, что нарушений антимонопольного законодательства ими не допускалось, так как  передача муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» является обязанностью данных организаций и не предполагает проведение  для этой цели торгов или иных публичных  процедур.

Заинтересованное лицо считает  требования заявителей   подлежащими отклонению; считает, что   заключение договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом без проведения торгов  нарушает положения  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд установил следующее.

Решением  Новосибирского УФАС России от 23.12.2015 Совет депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области  и Администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в принятии Решения Совета депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 24.07.1015 года № 6, в соответствии с которым  передано  в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское»:

- имущество котельной с. Кубовая согласно акту передачи от 01.07.2015 года;

- имущество котельной п. Сосновка: дымосос;

- центральная котельная  в п. Сосновка с оборудованием 1967 года постройки, балансовая стоимость 1 433,313 тысяч рублей, износ 443 648,73 рублей, остаточная стоимость 989 664,27 рублей;

- тепловые сети в п. Сосновка 1970 года постройки протяженностью 980 метров в двутрубном исполнении, балансовая стоимость 686 940 рублей, износ 100 %, без остаточной стоимости

в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В отношении Администрации в Решении указано, что нарушение выразилось в заключении договора № 01 от 28.07.2015 г. с МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, в соответствии с которым  МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» это же имущество передано в хозяйственное ведение.

На основании решения Совету депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области выдано предписание от 23.12.2015г № 89 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения Совету депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области необходимо отменить свое Решение  от 24.07.1015 года № 6, нарушающее антимонопольное законодательство.

Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области выдано предписание от 23.12.2015г № 90 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое  выразилось в заключении договора № 01 от 28.07.2015 г. с МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, в соответствии с которым  муниципальному унитарному предприятию  ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» это же имущество передано в хозяйственное ведение.

Несогласие и Решением и Предписаниями явилось основанием для обращения в суд.

Возражая против доводов заявителей, Антимонопольный орган указал на ошибочность  их   мнения  о том, что вменяемое нарушение могло совершить только   МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское», как лицо, заключившее договор аренды имущества, а никак не Совет или Администрация, выполняющие  возложенные на них функции. Новосибирское УФАС считает, что в данном случае должны применяться положения Федеральных законов от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривающие заключение договоров аренды  в соответствии с требованиями гражданского и  антимонопольного законодательства.

Новосибирское УФАС пояснило следующее.

В   соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013 года) Федерального закона от 07.05.2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (часть 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).

Антимонопольный орган полагает, что из анализа норм законодательства о теплоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Суд с доводами антимонопольного органа не согласен.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 113, ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что угольная котельная и теплосети, расположенные в п. Сосновка, находятся в муниципальной собственности администрации Кубовинского сельсовета.

На основании решения Совета депутатов Кубовинского сельсовета от 24.07.2015 № 6, а также договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 28.07.2015 № 01, указанные котельная и теплосети переданы в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское».

 МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» является муниципальным предприятием, и образовано администрацией Кубовинского сельсовета в соответствии с п. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов  местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом, основным условием возникновения права хозяйственного ведения, является факт передачи собственником имущества унитарному предприятию.

Передача имущества муниципальным органом созданному им муниципальную предприятию, является волеизъявлением, прямо предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть,  данные правоотношения являются не гражданско-правовыми, а административными.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иным органом,  осуществляющим функции указанных органов или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действия (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Для квалификации действий (бездействия), предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции, при устранении нарушения антимонопольного законодательства, обязательно выявление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольного органа (п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Учитывая изложенное и руководствуясь положениями п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд  признает, что передача имущества в хозяйственное ведение МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» является распорядительным актом собственника, который осуществляет свои правомочия своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению.

Антимонопольным органом не представлено  доказательств того, что  Совет и Администрация,  наделяя  МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское»  спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, действовали вопреки требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  превысили свои полномочия либо действовали   с целью устранения или ограничения конкуренции.

       Суд пришел к выводу о том, что передача имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское»  не может быть признана противоречащей закону.

Суд учитывает и то обстоятельство, что нарушений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» заявители не допускали и допустить не могли,   поскольку правила, установленные статьей 28.1 названного закона  относятся к сфере обязательственных правоотношений, и  не регулируют вопросы закрепления имущества за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23.12.2015, вынесенное по результатам рассмотрения дела №64 о нарушении антимонопольного законодательства.

Признать недействительными предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23.12.2015 №89 и №90, вынесенные в отношении Совета депутатов Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                      В.В.Шашкова