АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3
г. Новосибирск Дело № А45-455/07-3/20
"11" января 2007 г.
Арбитражный суд Новосибирской области
в составе:
судьи Мануйлова В.П.
при ведении протокола судебного заседания Мануйловым В.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Левобережное агентство недвижимости»
к Межрегиональное Управление по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
о признании недействительным постановления о назначении административного наказания
при участии
от истца – ФИО1 – по дов. от 09.01.07.
от ответчика – не явился, извещен
установил:
ООО «Левобережное агентство недвижимости» обратилось с иском в суд к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным постановления № 02-06/145 П от 21.09.2006 года о назначении административного наказания по ст. 15.27 КОАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Ответчик в заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дела без участия ответчика.
Суд, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела уполномоченным органом по результатам рассмотрения представленных материалов, а именно, постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25.07.2006 года, а также иных материалов по делу об административном правонарушении № 02-06/145 в отношении ООО «Левобережное агентство недвижимости» вынесено постановление № 02-06/145 П от 21.09.2006 года о назначении административного наказания по ст. 15.27 КОАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей ООО «Левобережное агентство недвижимости», оспариваемое истцом.
Основанием вынесения спорного постановления явилось то, что на момент проведения проверки в ООО «Левобережное агентство недвижимости» отсутствовали правила внутреннего контроля и программы осуществления внутреннего контроля, не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил, обществом не осуществлена постановка на учет в Росфинмониторинге.
Истец в обоснование иска ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм административного права, истек срок привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании обстоятельства, изложенные истцом в обоснование иска, нашли свое подтверждение, документально обоснованы.
Согласно ст. 5 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 года № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган установлены постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 года № 6.
Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца для создаваемых организаций – со дня их государственной регистрации, для иных организаций – со дня вступления в силу названного Постановления.
Согласно пункта 2 Постановления № 6 правила внутреннего контроля в организациях представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а при его отсутствии - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Таким образом, исполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля представляет собой утверждение правил внутреннего контроля руководителем организации с последующим представлением их на согласование в соответствующий надзорный орган в установленные сроки согласно Постановления Правительства РФ № 6 от 08.01.2003 года.
В соответствии со ст. 23 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ момент вступления в силу постановлений Правительства РФ определен датой его опубликования в средствах массовой информации. Постановление Правительства РФ № 6 от 08.01.2003 года опубликовано в «Российской газете» 15.01.2003 года.
Как видно из материалов дела ООО «Левобережное агентство недвижимости» зарегистрировано 18.08.1997 года и, следовательно, было обязана не позднее 15.02.2003 года разработать и утвердить правила внутреннего контроля и не позднее 20.02.2003 года представить их на согласование в МРУ Росфинмониторинга по СФО.
Правила внутреннего контроля ООО «Левобережное агентство недвижимости» утверждены руководителем общества 25.07.2006 года, направлены в МРУ Росфинмониторинга по СФО 22.08.2006 года, которое отказало обществу в их согласовании. При этом предписание об устранении нарушений законодательства Прокурора Кировского АО г. Омска вынесено 20.07.2006 года, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении – 25.07.2006 года.
Согласно ст. 4.5 ч. 1 КОАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
Отсутствие правил внутреннего контроля и лица, ответственного за соблюдение правил, а также несвоевременное направление на согласование правил внутреннего контроля в соответствующий надзорный орган длящимся правонарушением не является, поскольку объективную сторону данного правонарушения образует нарушение закрепленного нормативным правовым актом срока представления сведений о произведенных действиях.
Пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КОАП РФ постановления по делу об административном правонарушении о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку сроки разработки правил внутреннего контроля и согласования их с соответствующим надзорным органом установлены Постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 года№ 6, вменяемое ООО «Левобережное агентство недвижимости» административное совершено 21.02.2003 года, срок давности привлечения к административной ответственности истек 21.02.2004 года.
Согласно ст. 24.5 КОАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу № 02-06/145 П от 21.09.2006 года о назначении административного наказания по ст. 15.27 КОАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей ООО «Левобережное агентство недвижимости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.