ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-45887/18 от 25.03.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-45887/2018

29 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», г Новосибирск

к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене предписания №05-03-035/4403-1 от 31.10.2018

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 по доверенности от 18.12.2018, паспорт

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2019, служебное удостоверение

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (далее – заявитель, общество, ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания №05-03-035/4403-1 от 31.10.2018.

Заявленные требования мотивированы отсутствием у заявителя предусмотренной законом обязанности для восстановления в многоквартирном доме до 10 этажей системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей (далее – СОУЭ) 3 типа.

Инспекция считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что в управлении заявителя находится общежитие, а не многоквартирный дом, ссылается на отсутствие у нее полномочий по определению какого именно типа СОУЭ ранее имелась на объекте и  наличие заключенного самим обществом с  ООО «Брандмейстер» договора на ремонт автоматической установки пожарной сигнализации и СОУЭ типа 3.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 18.03.2019 объявлялся перерыв до 25.03.2019.

Как следует из материалов дела, на основании обращения ФГКУ «1 отряд ФПС по Новосибирской области» от 08.10.2018, приказа инспекции от 17.10.2018  в отношении ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено, что  в общежитие по адресу: <...>, управление которым осуществляет общество на основании договора управления от 01.03.2018 № 5701, не обеспечено проведение мероприятий по восстановлению рабочего состояния инженерного оборудования автоматической установки пожарной сигнализации и СОУЭ при пожаре 3 типа, что является нарушением  требований пункта 2.7.2, пункта 2.6.10, подпункта «3» пункта 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170.

По результатам  проверки инспекцией составлен акт проверки и 31.10.2018 в адрес общества вынесено предписание, которым предписано в срок до 03.12.2018 обеспечить   проведение мероприятий по восстановлению рабочего состояния инженерного оборудования автоматической установки пожарной сигнализации и СОУЭ при пожаре 3 типа с предоставлением исполнительной документации.

Полагая, что предписания выдано необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирном домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Перечень, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

В силу подпункта 3 пункта 1.4 Правил № 170 граждане, юридические лица обязаны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.

Пунктом 2.7.2 названных Правил установлено, что система диспетчеризации обеспечивает контроль за работой установок и средств автоматизированной противопожарной защиты зданий повышенной этажности.

Согласно пункту 2.6.10 Правил № 170 и норм готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе  актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»  (далее - Закон № 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон  № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (статья 1).

Статья 54 Федерального закона № 123-ФЗ предусматривает, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по восстановлению системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 типа.

         Как следует из Выписки из ЕГРН от 07.06.2018 назначение объекта по адресу: ул. ФИО3, 24а – многоквартирный дом, наименование – жилой дом,  количество этажей – 9, в том числе подземных 1, год постройки – 1974.

         Доводы инспекции о том, что проверяемый объект является общежитием, о чем указано в Техническом паспорте на здание, составленном по состоянию на 15.07.2004, судом не принимается во внимание, исходя из следующего.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН  не вступают в противоречие с техническим паспортом на объект, поскольку общежитие представляет собой ни что иное, как жилое здание.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.

Статьей 94 ЖК РФ установлено, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Из положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 14.07.1991  № 1541-1 следует, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

Согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»  к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 43 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в соответствии с пунктом 6 которого к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

В соответствии с постановлением мэрии города Новосибирска от 21.09.2007 № 739 «Об изменении статуса помещений общежитий муниципального жилищного фонда», принятого в соответствии со статьями

 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации,   жилые помещения общежитий, расположенных по адресам согласно Перечню (приложение), в том числе по ул. ФИО3, 24 а, переведены  из специализированного жилищного фонда в категорию жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования.

         Из протокола от 13.03.2018 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, следует, что лица, принимавшие участие в собрание, являются собственниками  помещений в указанном доме. Доказательств опровергающих указанное обстоятельство материалы дела не содержат.

Исходя из изложенного, требования пожарной безопасности, предусмотренные действующим законодательством для общежитий, к спорному зданию не применимы, в связи с чем судом также не принимается во внимание письмо Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Новосибирску от 11.03.2019 № 1188-3-9-17.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации, установлены Нормами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 (НПБ 110-03).

В соответствии с пунктом 1 НПБ 110-03 данные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).

Согласно подпункту 6.2 таблицы 1 НПБ 110-03 обязательному оборудованию автоматической пожарной сигнализацией подлежат жилые здания высотой более 28 м.

Как следует из материалов проверки, вопрос о высоте здания инспекцией не выяснялся, высота здания не устанавливалась.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2013 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее - НПБ 104-03) установлены типы систем оповещения и определен перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

Согласно пункту 19 таблицы № 2 НПБ 104-03 в жилых зданиях секционного типа до 11 этажей не требуется СОУЭ любого типа;  жилые дома коридорного типа до 10 этажей следует оборудовать автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже второго типа.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173 утвержден «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

В разделе 7 СП 3.13130-2009  указано, что здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2 настоящего СП.

Согласно пункту 5 таблицы 2 жилые здания секционного типа этажностью 11-25 должны быть оснащены СОУЭ 1 типа, коридорного типа – до 10 этажей – 2 типа, 10-25 этажей – 3 типа.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.14 Приложения Б «Термины и определения» к СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятые и введенные в действие с 01.10.2003 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.06.2003 № 109,  жилое здание коридорного типа - здание, в котором квартиры (или комнаты общежитий) имеют выходы через общий коридор не менее чем на две лестницы; жилое здание секционного типа – это  здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга   стенами без проемов, с квартирами одной                         секции, имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или                             через коридор.

         Из материалов проверки не следует, что инспекцией устанавливался тип жилого здания, количество лестниц.

При этом согласно  Техническому паспорту на здание, количество лестничных клеток – 1.   

         Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что указание в предписании на необходимость восстановления в здании по адресу ул. ФИО3, 24а СОУЭ 3 типа,  является необоснованным.

         Доводы инспекции о том, что в рамках проверки заинтересованным лицом не выявлялись нарушения в области пожарной безопасности, а устанавливалось соблюдение управляющей организацией требований жилищного законодательства в области содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (ЖК РФ, Правил № 170), в связи с чем, при наличии  установленного инспекцией нарушения, предписание является правомерным,  судом отклоняется, исходя из следующего.

Как усматривается из акта проверки от 31.10.2018,  в ходе проверки было выявлено наличие в помещениях лестничных клеток тепловых датчиков пожарной сигнализации на потолке, представлен договор № 723 от 16.10.2018 на выполнение работ по ремонту АУПС и СОУЭ тип-3.

Фактически указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, является обязательным для исполнения  и должно содержать  предписание о выполнении требований,  установленных законом, соответственно, проверяющему органу следует в первую очередь установить наличие  нарушений, в данном случае в области пожарной безопасности.

При этом из материалов проверки не следует, что проверяющими устанавливался тип СОУЭ, ранее установленной в жилом здании, а также установленная законом обязанность по установлению на объекте АУПС и СОУЭ.

Из пояснений представителя заявителя следует, что общество заключило  договор  № 723 от 16.10.2018 не разобравшись в ситуации, на сегодняшний день его действие приостановлено, работы не совершаются.

Исходя из вышеперечисленных норм права, действующих в области пожарной безопасности, суд полагает, что возложение на общество обязанности восстановить в здании СОУЭ 3 типа, даже при наличии в здании тепловых датчиков  пожарной сигнализации, восстановление АУПС в отсутствии сведений о высоте здания, нельзя признать правомерным и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

При установленных судом обстоятельствах имеются правовые основания для признания оспариваемого предписания незаконным.

Уплаченная заявителем госпошлина при обращении в арбитражный суд в размере 3 000 рублей подлежит взысканию с инспекции в пользу общества. 

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным предписание  Государственной жилищной инспекции Новосибирской области   № 05-03-035/4403-1 от 31.10.2018

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» госпошлину в размере 3 000 рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                          Т.В.Абаимова