Арбитражный Суд Новосибирской области
18 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе:
судьи Векшенкова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником секретарем судебного заседания Красноперовой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кахети»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
о признании решений незаконными,
при участии представителей сторон
заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 08.06.2015 №д6-11, паспорт, ФИО2, доверенность от 07.11.2014 №д6-8, удостоверение,
установил:
05 декабря 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Кахети» (далее- заявитель, общество) обратилось в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее- заинтересованное лицо, управление) с заявлениями №№23-28/14 от 04.12.2014 о выдаче федеральных специальных марок (далее- ФСМ) в количестве 91 500 штук на алкогольную продукцию.
09 декабря 2014 года общество обратилось в управление с заявлениями №№29-30/14 от 08.12.2014 о выдаче ФСМ в количестве 100 000 штук на алкогольную продукцию (вино).
11 декабря 2014 года общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлениями №№31-32/14 от 10.12.2014 о выдаче ФСМ в количестве 90 000 штук на алкогольную продукцию.
12 декабря 2014 года общество обратилось в управление с заявлениями №№33-34/14 от 08.12.2014 о выдаче ФСМ в количестве 45 000 штук на алкогольную продукцию.
29 декабря 2014 года общество обратилось в управление с заявлениями №№35-42/14 от 26.12.2014 о выдаче ФСМ в количестве 285 500 штук на алкогольную продукцию.
Заявителем перечислена в порядке предварительной оплаты полная стоимость марок и в качестве обеспечения исполнения обязательства об использовании ФСМ заявитель предоставил банковскую гарантию, выданную ОАО «УРАЛСИБ».
Обществом к вышеназванным заявлениям о выдаче ФСМ были приложены документы, перечисленные в части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее- Закон №171-ФЗ), в том числе и расчет потребности в ФСМ.
Письмом управления в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка были направлены заключения о возможности выдачи ФСМ по указанным заявлениям общества.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка письмами №24364/15 от 16.12.2014, №151/15-04 от 13.01.2015 возвратила заключения о возможности выдачи ФСМ обществу по названным заявлениям в связи с тем, что представленные заявителем расчеты потребности в ФСМ содержали недостоверные сведения в графе 22 раздела В «Остаток сырья», а именно: при проведении анализа остатка виноматериала, отраженного в расчете потребности, установлено, что в декларациях формы №4 «Об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции» за 1-3 кварталы 2014 года закуплено от производителей РФ виноматериала в объеме 184 167, 47 дал, в том числе: в 1 квартале 2014 года – 47 080, 23 дал; во 2 квартале 2014 года – 64 865, 74 дал; в 3 квартале – 72 221, 5 дал; согласно данным, зафиксированным в ЕГАИС, за 1-3 кварталы 2014 года закуплено от производителей РФ виноматериала в объеме 187 642, 27 дал, расхождения составили 3 474, 8 дал.
Управление направило обществу с письмами от 18.12.2014 №у6-14675/05 и от 14.01.2015 №у6-127/05 справки №№77-88 от 18.12.2014 и №№1-8 от 14.01.2015 о наличии недостатков в предоставленных заявителем документах для выдачи ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.
Вынесенные решения заинтересованного лица о возвращении без рассмотрения документов, выраженные в указанных выше справках, послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Основаниями для признания решений заинтересованного лица незаконными, по мнению общества, являются: приложены все необходимые документы, в управление предоставлена корректирующая декларация, отсутствие правовых оснований для возвращения документов без рассмотрения.
Заинтересованное лицо в отзыве полагает заявление не подлежит удовлетворению, а решения и действия управления являются законными и обоснованными.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявление, подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления вышеназванной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона №171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, следующие документы:
- заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 Закона № 171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
- справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;
- отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством РФ форме;
- копию лицензии, предусмотренной Законом №171-ФЗ;
- копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
- копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
- подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в РФ товарного знака;
- обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.
Требовать от организации при выдаче марок иные документы не допускается.
Пункт 6 этой статьи Закона №171-ФЗ предусматривает, что за правильность нанесения и за подлинность ФСМ и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 №785 «О маркировке алкогольной продукции ФСМ» устанавливает, что при приобретении федеральных специальных марок организация представляет документы, указанные в статье 12 Закона №171-ФЗ. При этом предварительная оплата федеральных специальных марок производится до подачи в территориальный орган заявления об их выдаче.
Согласно пункту 3 Правил маркировки алкогольной продукции ФСМ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 №785, ФСМ размером 90х 26 миллиметров должны наноситься с надписью "Вина виноградные" - на вино с содержанием этилового спирта от 4,5 процента до 16,5 процента объема готовой продукции включительно, за исключением вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения, фруктовых вин, ликерных вин (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения), игристых вин (шампанских) (в том числе с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения) и винных напитков; с надписью "Вина фруктовые" - на фруктовое вино с содержанием этилового спирта от 6 процентов до 15 процентов объема готовой продукции включительно.
Порядок выдачи федеральных специальных марок предусмотрен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 № 13н (далее - Административный регламент).
Исчерпывающий перечень представляемых документов для выдачи ФСМ определен пунктом 21 Административного регламента, который соответствует пункту 2 статьи 12 Закона №171-ФЗ.
Подпункт 2 пункта 36 Административного регламента устанавливает, что документы, представленные для выдачи марок, могут быть возвращены заявителю без рассмотрения в случае: представления документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона №171-ФЗ.
В силу пункта 49 Административного регламентапредоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация территориальным органом Росалкогольрегулирования заявления и документов, необходимых для выдачи заявителю марок; 2) рассмотрение территориальным органом Росалкогольрегулирования заявления и документов, представленных заявителем для выдачи марок; 3) рассмотрение центральным аппаратом Росалкогольрегулирования заключения о возможности выдачи марок; 4) направление центральным аппаратом Росалкогольрегулирования решения об изготовлении марок организации-изготовителю и получение территориальным органом Росалкогольрегулирования изготовленных марок от организации-изготовителя; 5) выдача марок заявителю.
В пункте 56 Административного регламента указан ряд обстоятельств, которые устанавливает специалист территориального органа Росалкогольрегулирования, ответственный за рассмотрение заявления и документов, представленных заявителем (представителем заявителя) для выдачи марок, в том числе соответствие по форме и содержанию установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона №171-ФЗ (подпункт 2).
Согласно пункту 57 Административного регламента при наличии недостатков в документах организация уведомляется об этом любыми доступными способами; организация вправе устранить выявленные недостатки в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче марок в территориальном органе Росалкогольрегулирования.
В случае, если организацией не устранены выявленные недостатки в течение указанного срока, территориальный орган Росалкогольрегулирования, готовит Справку о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, которая утверждается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росалкогольрегулирования и подлежит регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, принятыми в Росалкогольрегулировании.
Справка направляется заявителю в виде почтового отправления с уведомлением о вручении или вручается представителю заявителя.
Одновременно со Справкой территориальным органом Росалкогольрегулирования возвращаются документы, представленные для выдачи марок, а также с использованием программных средств ЕГАИС, отклоняется заявление о выдаче марок.
Как следует из материалов дела, общество приложило к заявлениям о выдаче ФСМ все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, в декларацию №4 за 3 квартал 2014 года при передаче по электронной почте не отразился правильно занесенный в декларацию приходный документ на 3 474, 8 дал, обществом была представленная корректирующая декларация за указанный период, сведения в ЕГАИС об остатке сырья отражены в соответствии с первичными документами, расчет остатка сырья заявителем произведен правильно.
Поскольку декларация №4 за 3 квартал 2014 года указывает остаток сырья по состоянию на 30.09.2014, то она не включает сырье в незавершенном производстве и не учитывает движение сырья после даты подачи декларации до даты подачи заявлений о выдаче ФСМ, включая незавершенное производство, а потому не может быть принята для расчета остатка сырья на дату подачи заявлений.
Так как в ЕГАИС заносятся сведения о количестве поступившего сырья и количестве выпущенной продукции, при этом учет сырья, использованного для купажирования, не производится, не учитываются и потери сырья в процессе производства.
Поэтому действующее законодательство предусматривает возможность проверки сведений об остатке виноматериала по расчету потребности в ФСМ на определенную дату только на основании приходных и расходных первичных бухгалтерских документов.
В соответствии подпунктом «а» пункта 1 параграфа 8 постановления Правительства РФ №1079 от 21.12.2011 «О расчете потребности в ФСМ и о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №785» и подпункта «е» пункта 6 Порядка заполнения формы расчета потребности в ФСМ, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования №60 от 19.03.2012 расчет остатка сырья производится только на основании первичных бухгалтерских документов, которые подтверждают остаток сырья на дату расчета потребности и, соответственно, подачи заявки.
Указанные обстоятельства не оспариваются заинтересованным лицом, доказательств об отсутствии каких-либо первичных учетных документов не представлено.
Из материалов дела усматривается, к расчетам сырья по двадцати заявкам №№23-42/14 были приложены первичные бухгалтерские документы – товарно-транспортные накладные, купажные карты, товарные накладные, подтверждающие остаток сырья (виноматериала) на дату составления конкретной заявки.
Как следует из представленных заключений, управление принимало решения о возможности выдачи ФСМ для маркировки алкогольной продукции, т.е. своими действиями заинтересованное лицо признает, что документы, представленные для выдачи марок, по форме или содержанию соответствуют установленным требованиям.
Проанализировав имеющиеся доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
В силу части 4 статьи 201 АПК РФ на заинтересованное лицо возлагается обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем принятия и рассмотрения по существу вышеперечисленных заявок.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 60 000 рублей подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
признать незаконными решения Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о возвращении без рассмотрения документов по заявкам №№23-28/14 от 04.12.2014, выраженные в справках №№77-82 от 18.12.2014, по заявкам №№29-30/14 от 08.12.2014, выраженные в справках №№83-84 от 18.12.2014, по заявкам №№31-32/14 от 10.12.2014, выраженные в справках №№85-86 от 18.12.2014, по заявкам №№33-34/14 от 08.12.2014, выраженные в справках №№87-88 от 18.12.2014, по заявкам №№35-42/14 от 26.12.2014, выраженные в справках №№1-8 от 14.01.2015,
обязать Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу принять меры по устранению нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кахети» путем принятия и рассмотрения по существу вышеперечисленных заявок,
взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кахети» расходы по уплате государственной пошлины в размере 60 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Д.В. Векшенков