ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-468/13 от 29.04.2013 АС Новосибирской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2013

  Полный текст решения изготовлен 06.05.2013

г. Новосибирск «06» мая 2013 года

Дело №А45-468/2013

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бычковой О.Г., при ведении прото­кола судеб­ного заседания помощником судьи Лисица С.Л., рассмотрев в судеб­ном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» к открытому акцио­нерному обществу «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской железной дороги – филиала, о взыскании 1 016 241 рублей 51 копеек, при участии представителя истца и ответчика, установил:

открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (ОГРН 1077758336985, ИНН 7708643971) к откры­тому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибир­ская железная дорога», (ОРГН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании 1 016 241 рублей 51 копеек пени за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащим пе­ревозчику на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил заявленные требования до 880 516 рублей 38 копеек.

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика не признал требования в части пени в размере 228 688 рублей 14 копеек, поскольку вагоны были оставлены в пути следования от движения в связи с тем, что вагоны не принимались станцией назначения по вине грузополучателя, о чем перевозчиком составлены акты общей формы, причины технической неисправности не могли зависеть от перевозчика; ответчик просил применить статью 333 Граждан­ского ко­декса Российской Федерации.

Исследовав представленные в установленном порядке доказательства по делу, за­слушав объ­яснения представителя ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующих обстоятельств дела и положений норма­тивных правовых актов.

В соответствии с процессуальными правилами доказывания истец обязан доказать до­пусти­мыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из неисполнения другой стороной ее обязательств. При этом указанные фактические обстоятельства должны быть подтвер­ждены со стороны истца доказательствами, отвечающими правилам об относимости и допустимо­сти, а также правилам, предъявляемым арбитражно-процессуальным законодательст­вом к письмен­ным доказательствам и порядку их представления в арбитражный суд, как это ус­тановлено статьями 66, 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции.

В предмет доказывания по делу входят факт приема перевозчиком груза к отправке, факта просрочки доставки, отсутствия вины перевозчика.

Иск предъявлен к перевозчику - открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», вытекающий из деятельности филиала «Западно-Сибирская железная дорога», предъявлен в Арбитражный суд Новосибирской области по месту нахождения филиала юридического лица, расположенного по адресу: 630102 г.Новосибирск, ул.Вокзальная магистраль, 14, что соответствует статьям 36,38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В период 08.12.2011,27.06.2012, с 19.07.2012 по 27.07.2012, с 04.08.2012 по 31.08.2012, 01.09.2012, 02.09.2012 истец являлся грузоотправителем 308 собствен­ных порожних вагонов по железнодорожным транспортным накладным, с согласованным сроком доставки 18.12.2011, с 14.07.2012 по 23.07.2012. с 10.08.2012 по 31.08.2012, с 01.09.2012 по 13.09.2012.

Фактически вагоны прибыли в период с 16.08.2012 по 31.082012, с 01.09.2012 по 15.09.2012.

Ответчик в нарушение требований статьи 33 Устава железнодорожного транспорта, допустил просрочку доставки вагонов, срок просрочки вагонов составил от 1 до 272 суток.

Истцом в адрес ответчика в порядке, установленном статьей 120 Устава железнодо­рожного транспорта, было направлено 10 претензий по уплате пени на сумму 1 016 241 рублей 51 копеек.

Претензии получены ответчиком 13.09.2012, 01.10.2012, оставлены ответчиком без рассмотрения.

Истец, не согласившись с ответчиком, обратился в суд с заяв­лением.

В соответствии со статьёй 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по дого­вору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получа­телю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключе­ние договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отпра­вителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, преду­смотренного со­ответствующим транспортным уставом или кодексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Федерального закона «Устава железнодорожного транспорта Рос­сийской Федера­ции» № 18-ФЗ от 10.01.2003 (далее – Устава).

В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие усло­вия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и изда­ваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьёй 26 Устава при предъявлении груза для перевозки, грузоот­правитель должен предоставить перевозчику на каждую от­правку груза, составленную в со­ответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную. Указанная транспортная желез­нодорожная накладная и вы­данная на ее основании перевозчиком квитанция о приёме груза к перевозке подтверждает заключение договора перевозки.

В соответствии со статьей 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначе­нию и в срок. Срок доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами исчисле­ния сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержден­ных Приказом Ми­нистерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.

Согласно части 6 статьи 33 Устава за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключе­нием указанных в части 1 статьи 29 Устава, перевозчик уплачивает пени в соответст­вии со статьей 97 настоящего Устава.

В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежа­щих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уп­лачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каж­дого по­рожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за пол­ные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порож­него вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие преду­смот­ренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Представленные истцом транспортные железнодорожные накладные подтверждают заключение договоров перевозки груза между истцом и ответчиком.

Ответчик, в нарушение требований статьи 33 Устава, допустил просрочку доставки вагонов собственности истца по договору перевозки по транспортным железнодорожным наклад­ным, указанным в приложении к исковому заявлению.

Факт просрочки доставки груза доказан истцом.

Доставка грузов осуществлялась с просрочкой, истец правомерно обратился с требованиями об уплате пени.

Первоначально истцом расчет суммы иска произведен к исковому заявлению по све­дениям, указанным в транспортных железнодорожных накладных: «норма­тивный срок дос­тавки, дата прибытия вагона на станцию назначения, размер провозной платы. Согласно рас­чету истца сумма иска составляла 1 016 241 рублей 51 копеек.

С учетом проведенной между истцом и ответчиком сверки расчетов, в связи с пред­ставлением ответчиком документов, подтверждающих основания для продления срока дос­тавки, истцом уменьшены заявленные требования до 880 516 рублей 38 копеек.

Транспортные железнодорожные накладные, номера вагонов, расчётный (норма­тивный срок доставки) и фактический срок доставки, количество дней просрочки и расчет пени по каждому вагону, доставка которого просрочена, указаны в расчётах прилагаемых к претензиям к перевозчику с требованием об уплате пени, к которым также были приложены и сами транспортные железнодорожные накладные, а также в подробном уточненном рас­чете истца, содержащие разногласия сторон.

Ответчик не оспаривает требования истца в размере 651 828 рублей 24 копеек.

Доводы ответчика о том, что истцом неправомерно произведено начисление пени в размере 28 732 рублей 71 копеек судом отклоняется, ответчик не представил доказательств прибытия вагонов по железнодорожным накладным № ЭО277166,ЭО279988, ЭМ906299, ЭМ963570 в иные сроки, нежели это указано в железнодорожных транспортных накладных.

Ответчик в контррасчете суммы пени возражая в части уплаты суммы пени в размере 196 465 рублей 32 копеек указывает на пункт 6.6 Правил.

В подтверждение своих доводов ответчиком представлены акты общей формы.

В соответствии с пунктом 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодо­рожным транспортом № 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине не­приема их железнодорож­ной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по при­чинам, зависящим от грузополучателей, вла­дельцев путей необщего пользования. Задержка вагонов на промежуточных же­лезнодорожных станциях возможна по причине неприема их железнодорожной станцией на­значения из-за невоз­можности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железно­до­рожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, вла­дельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживаю­щих грузополучателей своими локомоти­вами. Но при этом о причинах задержки груза, и о продолжительности этой задержки пе­ре­возчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном прави­лами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый эк­земпляр акта прикладыва­ется к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомо­сти. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорож­ной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции для (указывается при­чина задержки) Срок доставки увеличива­ется на сутки, о чем составлен акт общей формы N от ". Отметка удосто­веряется подписью уполномоченного представителя перевоз­чика и календарным штемпелем перевозчика.

Как следует из транспортных железнодорожных накладных, отметки о задержке в пути сле­дования вагона в связи с неприёмом вагонов грузополучателем отсутст­вуют.

Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являю­щиеся ос­нованием для наступления ответственности, удостоверяются исключительно ак­тами общей формы и (или) специальными актами в порядке, установленном разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. При­казом МПС РФ от 18.06.2003 №45.

Для признания задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузо­полу­чателя, а, следовательно, установления основания для увеличения сроков доставки груза, перевоз­чику необходимо представить совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о соблю­дении им порядка оформле­ния случаев задержки вагонов.

В нарушение статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации ответчик не представил доказательства соблюдения порядка оформления случаев задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя. В материалы дела не представлены доказательства наличия уведомлений, передачи уведомлений о времени подачи вагонов на пути станции приемосдатчиком перевозчика, оформление уведомлений в записью в книге уведомлений. В соответствии с пунктом 8 §87 «Ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46ВЦ), утв. Указанием МПС РФ от 15.08.2003г. №Ш-865у «О внесении изменений и до­полнений в инст­рукцию по ведению станционной коммерческой отчётности» в графах 8 и 9 ведомости подачи и уборки вагонов указываются сведения по акту общей формы, оформ­лен­ному на задержку подачи вагона под грузовую операцию, т.е. на не приём вагонов. Ответчик не представил ни одной ведомо­сти подачи и уборки с указанием акта об­щей формы, оформленного на задержку приёма или подачи вагонов на подъездной путь грузопо­лучателями, а также не представил ни одного акта общей формы на данные факты.

В случае если на станции назначения количество прибывших груженых вагонов зна­чительно превышает возможности грузополучателя по их выгрузке или количество собст­венных порожних вагонов превышает потребности для погрузки грузов и последующие ва­гоны в адрес этого получа­теля приведут к нарушению технологии работы станции, началь­ник этой станции передаёт пись­менное извещение в службу перевозок своей железной до­роги о необходимости ограничения под­вода вагонов и их временной задержке на промежу­точной станции. В этом случае на станции назна­чения на все простаивающие в ожидании подачи под выгрузку или погрузку вагоны для данного получателя должны быть состав­лены акты общей формы с указанием причины. Такие акты не со­ставлялись.

Из актов следует, что вагоны были поставлены на простой в связи с бросанием поезда, о чем составлены приказы ответственных лиц на станции. Приказы в дело не представлены.

Таким образом, задержка вагонов в пути следования в связи с не приёмом вагонов на стан­ции назначения, не подтверждёна ответчиком до­кументально.

По выводу суда об отсутствии оснований для увеличения срока доставки, на отсутст­вие фактов неприема вагонов, скопления вагонов, сложилась судебная практика по делу №А45-10561/2010, А45-11641/2010, № А45-18624/2010, №А45-22404/2010, №А45-22241/2010, №А45-22405/2010, №А45-22241/2010, №А45-22405/2010, №А45-13198/2010, №А45-12801/2011, №А45-14543/2011, №А45-16330/2011.

Истец правомерно считает необоснованным возражения ответчика в части уплаты пени по причине простоя вагонов по вине грузополучателя.

Ответчиком не соблюден порядок оформления случаев задержки вагонов в пути следо­вания по причинам, зависящим от грузополучателя, установленного в Методических реко­мендациях по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558-р, а именно в нарушения п.2.1., п. 2.6. Правил, не представлены акты общей формы, составлен­ные на станции назначения, с указанием причин не приема ва­гонов станцией назначения по вине грузополучателя, а так же надлежащего извещения гру­зополучателя о задержке вагонов. Так же в железнодорожных транспортных накладных в графе «отметки перевозчика» не сделаны соответст­вующие отметки о составлении актов общей формы о задержки вагонов в пути следования. В связи с тем, что грузополучатель о факте задержки в пути следования письменно не извещался, в наклад­ных в графе «отметки перевозчика» не сделаны соответст­вующие отметки о задержке вагонов и о составлении акта общей формы, следовательно, от­ветчиком не доказан факт задержки вагонов по вине грузополучателя. Ответчик документально не подтвердил доводы, изложенные в расчете (акты общей формы и иные документы, подтверждающие отсутствие вины перевозчика в задержке ваго­нов в пути следования не предоставлены).

Довод ответчика о том, что истец необоснованно произвел начисление пени в размере 3 490 рублей 11 копеек по железнодорожным транспортным накладным № ЭН 974661, ЭН 974661, ЭО378807,ЭО417883 по причине технической неисправности вагонов № 67494054,67321935,66419136,52258464 согласно п.6.3. Правил исчисления срока доставки грузов ж.д., судом отклоняется, так как согласно справке ГВЦ ОАО «РЖД» о проведенных ремонтах, ремонт вагонов в спорный период не производился. Вагоны 55283584,56013691,57444630,52307451,67104588 при просрочке срока доставки на 3 и 5 суток находились в ремонте от 1 до 2 сутки, следовательно, возражения ответчика в части обоснованности просрочки не правомерны.

Представленные акты не соответствуют пункту 3.2.5. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 45, поскольку в пути следования акты общей формы не составля­лось. Поэтому суд не признает акты общей формы как достоверное доказательство выяв­ле­ние технической неисправности в пути следо­вания и увеличения срока доставки груза, а факты технической неисправности вагонов такими до­кументами не подтверждаются. Отме­ток о таких технических неисправностях в накладных не сделано.

Совокупность документов, подтверждающих последовательность действий по удостовере­нию факта технической неисправности, по направлению в ремонт, и следование их обратно, ответ­чиком не пред­ставлено. Ответчиком нарушен пункт 6.6, 10.4 Правил исчисления сроков доставки груза о не проставлении отметки о задержке вагонов с указанием актов общей формы, «до­сылоч­ная».

В соответствии с Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 (ред. от 03.10.2011) «Об ут­вержде­нии Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте» факт наличия техниче­ской неисправ­ности подтверждается актом формы ВУ-23 (ВУ-23м) или ВУ-25, коммерче­ской непригод­ности - актом формы ГУ-23. Наряду с оформлением актов, информация о при­знании непригодным собственного порожнего подвижного состава на железнодорожной станции назначения подлежит учету в журнале формы ВУ-14. Запись по неисправ­ному/непригодному собственному порожнему вагону должна быть внесена в журнал формы ВУ-14 не позднее трех часов с момента раскредитова­ния накладной (согласно отметке пере­возочного документа).

Перевозчик обязан не позднее одного часа с момента внесения записи в журнал формы ВУ-14 уведомить получателя собственного порожнего вагона и его владельца о факте признания неис­правным/непригодным собственного порожнего вагона на железнодо­рожной станции назначения.

Таким образом, из содержания представленных актов следует, что на станцию назна­чения вагоны прибыли в исправном состоянии. Акты общей формы в соответствии с п. 3.2.5 Правил со­ставления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в случае обнаружения тех­нической неисправности собственного порожнего вагона в пути следова­ния не составлялись, а соот­ветственно технической неисправности в пути следования не было.

Отметки в накладных об увеличении сроков доставки по причине выявления техни­че­ской неисправности в пути следования и её устранения отсутствуют, соответственно, за­держки в пути следования были допущены по причинам, зависящим от перевозчика, в ре­зультате чего нарушен срок доставки. Перевозчик принимает к перевозке только техниче­ски пригодные вагоны, поэтому ссылка ответчика на то, что вагоны были технически не­исправ­ные для перевозки грузов, судом от­клоняется, возложение бремени содержания имущества на собственника, не освобождает перевоз­чика от выполнения его обязанностей. Груз был принят к перевозке, что подтверждается штемпе­лем железнодорожной накладной и, соответственно, порождает для перевозчика обязанность доста­вить груз в обозначенный им срок.

В нарушение статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде­рации, ответчик не доказал, что техническая неисправность была выявлена на станции, акты составлены в соответствии с Правилами составления таких актов, а представленные акты общей формы, отве­чают признакам относимости доказательств.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что требо­вания подлежат удовлетворению в полном объеме на основании статьи 97 Устава железнодорож­ного транспорта Российской Федерации. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам. Следовательно, самого факта технической, коммерческой неисправностей, простоя вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно. Поскольку по требованиям статьи 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик, именно он отвечает за технические неисправности, возникшие в пути следования, и для освобождения от ответственности должен доказать, что техническая неисправность, ответственный простой, коммерческая неисправность возникли по причинам, от него не зависящим.

В судебном заседании просил применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации.

В ходатайстве ответчик просит учесть компенсационный характер неустойки.

Целостность, эффективность, безопасность и качественное функционирование органи­заций железнодорожного транспорта непосредственно зависит от субъектов такой деятель­ности, органи­зация маршрутов, бесперерывность перевозочного процесса, прежде всего, за­висит от перевозчика.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требова­ниями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односто­роннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства до­пускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или су­щества обязательства.

Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что не­устойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, ко­торую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Заявление ответчика о применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации судом отклоняется, поскольку в нарушение статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательства явной несоразмерности не­устойки последствиям нарушения обязательства. Данная позиция суда соответствует позиции Выс­шего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации». В указанном постановлении разъяснены основания и порядок уменьшения судом не­устойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

В постановлении № 81, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оп­ределил, что возможность снижения неустойки, явно несоразмерной последствиям нару­шения обя­зательства, только при наличии соответствующего заявления со стороны ответ­чика; примерный пе­речень обстоятельств, которые не могут являться основанием для сни­жения неустойки, и пример­ный перечень доказательств, которыми истец может доказывать соответствие размера неустойки понесенным им убыткам; возможность определения вели­чины потерь кредитора (в частности, при неисполнении кредитных договоров) с использова­нием учетной ставки Банка России, а также сред­него размера платы по краткосрочным кре­дитам, выдаваемым кредитными организациями субъек­там предпринимательской деятельно­сти; возможность подачи ответчиком заявления о явной несо­размерности неустойки послед­ствиям нарушения обязательства исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции; возможность уменьшения неустойки, в качестве которой должны передаваться не только денежные средства, но и вещи, определенные родовыми признаками; обязательность применения данных разъяснений об основаниях и порядке снижения неус­тойки также и в случаях, когда неустойка определена законом (уставом железнодорожного транспорта, законодательством о госзакупках, о госрезерве и т.д.).

Довод ответчика о том, что при вынесении решения следует учесть, что просрочка доставки была порожних вагонов, судом отклоняется, поскольку в статье 97 Устава преду­сматривает ответ­ственность за просрочку доставки каждого порожнего вагона.

Именно законодательством предусмотрена обязанность доставлять грузы по назначе­нию и в установленные сроки, за неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязан­ности на преду­смотрена ответственность специального субъекта в виде уплаты пени в раз­мере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, кон­тейнера за каждые сутки про­срочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 настоящего Устава обстоя­тельств. Доказательств наличия оснований, предусмотренных статьи 29 Устава железнодорожного транспорта РФ, ответчиком не представлено.

Правила снижения законной неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского ко­декса Российской Федерации также должны применяться и к неустойкам, установленным федеральными законами. Следовательно, законные неустойки могут быть снижены по пра­вилам статьи 333 Граж­данского кодекса Российской Федерации. В качестве фактических обстоятельств, которые могут быть рассмотрены судом в ка­честве оснований для снижения размера неустойки, ответчиком ука­заны, что истцом не представлены сведения о возможных или наступивших негативных последст­виях данного нарушения. По мнению ответчика, заявленная к уплате истцом неустойка носит ком­пенса­ционный характер и не может быть источником обогащения.

На основе гражданского принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, неустойка может быть снижена судом по указанной статье Гражданского кодекса РФ лишь по инициативе ответчика. Исходя из общего принципа недопустимости получения выгоды из незаконного пове­дения, выражающегося в нарушении обязательства, в целях улучшения правового положения кредитора и недопущения льготного правового режима для должников, нарушивших свои обязательства, уменьшение неустойки по собственной инициативе вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также с принципом состязательности.

Поскольку такой размер неустойки предусмотрен специальным законодательством, суд ис­ходит из того, что соразмерность последствиям нарушения договора или закона предпола­гается.

В целях определения справедливого размера неустойки, суд вправе уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестает быть явно несоразмерной, причем ука­занные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутрен­нему убеждению. Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, четких критериев ее определения примени­тельно к тем или иным категориям дел, рассматриваемым спорным правоотношениям сторон законодательством не предусмотрено. В каждом конкретном случае суд по своему внутрен­нему убеждению вправе определить такие пределы, учитывая обстоятельства каждого кон­кретного дела.

Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неис­полнения обязательств и другое.

По общему правилу, должник по неустойке должен самостоятельно доказывать ее не­сораз­мерность последствиям нарушения обязательств, то есть бремя доказывания оснований применения правил статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается на этого должника, что соответствует позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС № 81 и пункте 3 статьи Информационного письма № 17.

Ответчиком заявлено о снижении, но не представлены до­казательства несоразмерности. В то же время истец, являющийся кредитором по обязательству о взыскании пени, вправе представ­лять свои контрдоказательства, подтверждающие соответствие размера неустойки последствиям нарушения договорных обязательств.

Определяя подлежащую взысканию сумму пени, ответчик неправильно толкует разъясне­ния, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81, из содержания которых следует, что предусмотренный в пункте 2 указанного постановлений критерий в размере двукрат­ной учетной ставки Банка России применяется с целью определения величины, достаточной для компенсации потерь кредитора, а не является ориентиром для вывода о такой явной несоразмерно­сти.

Суд, оценив доводы ответчика о применении статьи 333 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации и возражения истца, не пришел к выводу о наличии оснований для ее применения, в ма­териалах дела отсутствуют доказательства явной несоразмерности неустойки.

Поскольку ответчик не принимал меры по урегулированию спора в досудебном по­рядке, ответчиком претензии истца оставлены без ответа; ответчик оспаривал факт просрочки доставки груза до рассмотрения дела в судебном заседании, не представляя документов в предварительное судебное заседание; срок просрочки доставки груза составлял от 1 до 53 суток; нарушения имели систематический характер; действиям ответчика не были направлены на добросовестное исполне­ние обязательств по доставке порожних вагонов, так как ответчиком допущено нарушение сроков доставки 284 порожних вагонов в целом за спорный период на 1566; период просрочки явля­ется длительным и значительным; размер пени по расчету истца не превышает размер платы за перевозку данных грузов, ответчик мер по мирному урегулированию спора не принимал, суд приходит также к выводу о том, ответчик не представил доказательств приня­тия мер к уменьшению размера неустойки в досудебном порядке.

В практике применения и толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04.11.1950, Страсбург) необоснованное снижение неустойки национальными судами рассматривается как нарушение этой Конвенции (постановление Европейского Суда по правам человека от 13.05.2008 по делу «Галич (Galich) против Российской Федерации).

Следуя разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81, суд исходит из того, что уменьшение неустойки судом при отсутствии оснований, вступит в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, нарушит баланс интересов кредитора и должника в обязательстве.

В нарушение статьи 9,65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции ответчик доказательств явной несоразмерности неустойки, а также то, что размер пени, предусмот­ренный законом, превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах пени, контррасчет не представил. Позиция суда соответствует сложившейся судебной практике рассмотрения аналогич­ных споров на дату вынесения решения (постановление арбитражных апелляционных судов: седь­мого арбитражного апелляционного суда по делам № А45-21267/2012 от 13.12.2012, № А45-11722/2012 от 26.07.2012, № А45-19064/2012 от 08.02.2013 №А45-22478/2012 от 19.02.2013, № А45-21964/2012 от 28.02.2013, №А45-27700/2012 от 28.02.2013; четвертого арбитражного апелляцион­ного суда по делам №А78-3102/2012 от 08.08.2012, № А78-2885/2012 от 04.07.2012 АЗЗ-2084/2012 от 04.07.2012; семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А60-14485/2012 от 05.10.2012).

Арбитражный суд, изучив спорные правоотношения, проверив доказательства воз­никно­ве­ния задолженности и применения мер ответственности на основе положе­ний норм ма­тери­аль­ного права, установил фактические обстоятельства, оценил дока­затель­ства по своему внут­рен­нему убеж­дению, основанному на всестороннем, пол­ном, объек­тивном и непосредствен­ном ис­следовании имеющихся в деле доказа­тельств, и пришел к выводу, что требования под­лежат удовлетворению на основании статей 309,310 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации, статей 25, 22, 95, 105, 120, 123, 124,125 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Истец в соответствии с процессуальными правилами доказывания доказал до­пусти­мыми доказательствами правомерность своих требований, вытекающих из договора перевозки, ответчик не опроверг доводы, изложенные в заявлении, не представил доказательств, подтверждающих на­личие обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов же­лезнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 27, предоставляю­щих перевозчику право на увеличение срока доставки груза на все время нахождения вагона в ремонте, простое, коммерческой неисправности; ответчик не представил в материалы дела доказательства невиновности перевозчика в возникновении простоя, технической, коммерческой неисправностей вагонов; оснований для применения положений пункта 6.3, 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и продления нормативного срока доставки груза на время нахождения вагонов ремонте и увеличения срока доставки груза на все время задержки не имеется; представленные акты общей формы не могут являться достаточным доказательством увеличения срока доставки груза; поскольку по спорным перевозкам отсутствует соглашение сторон об иных, чем в Правилах № 27, сроках доставки, перевозчик обязан соблюдать срок, определенный в договоре перевозки; ответчиком не представил каких-либо доказательств в подтверждение того, что путь выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам; ответчик не доказал, что просрочка доставки порожних вагонов по исследованным железнодорожным накладным возникла не по его вине, а к виновным предъявлены претензионные требования; не представил доказательств несораз­мерности неустойки; расчеты сумм пени за просрочку доставки порожних вагонов из расчета 9% от суммы провозной платы, составлены правильно, обоснованно, соответствуют требования статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не противоречат требования действующего законодательства; фак­тические обстоятельства подтверждены со сто­роны истца доказательст­вами, отве­чающими прави­лам об относимости и допусти­мости, а также правилам, предъяв­ляемым ар­бит­ражно-процессуаль­ным зако­нодательст­вом к письменным доказательствам и порядку их представ­ления в арбит­ражный суд, как это ус­тановлено статьями 66, 67, 68, 75 Ар­битражного процессуаль­ного кодекса Россий­ской Федера­ции.

На основании изложенного, проверив требования на предмет обоснованно­сти и право­мер­ности, суд признает требования истца обоснованными и документально под­твержденными.

Судебные расходы суд относит на ответчика в порядке пункта 1 статьи 110 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сий­ской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу от­крытого акционерного общества «Первая грузовая компания» 880 516 рублей 38 копеек пени, 20 610 рублей 32 копеек расходов по уплате государст­венной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу «Первая грузовая компания» из федераль­ного бюджета 2552 рубля 10 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока с мо­мента его принятия и может быть обжаловано в суд апелляци­онной инстанции в те­чение ме­сяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с мо­мента вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущен­ного срока подачи апелляци­онной жалобы.

Судья О.Г.Бычкова