АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
16 мая 2019 года Дело № А45-47061/2018
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е.И., после перерыва помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск
третье лицо - ФИО1, с.Кыштовка
о признании незаконным и отмене постановления № 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018
при участии представителей сторон:
заявителя – ФИО2, доверенность № 44/2 от 10.09.2018, паспорт; ФИО3, доверенность от 21.03.2019, паспорт
заинтересованного лица – ФИО4, доверенность № 6 от 26.07.2018, паспорт
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ" (далее по тексту – заявитель,ООО "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018, вынесенного Департаментом по тарифам Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, департамент).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора привлечен ФИО1.
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях ООО "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ" отсутствует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях.
Заинтересованное лицо с требования не признало, поддержало доводы изложенные в отзыве.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, отзыва не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в департамент по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) поступили обращения гр. ФИО1, в ходе рассмотрения которых департаментом было установлено,что в отношении
общества с ограниченной ответственностью "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ" Решением Департамента по тарифам Новосибирской области от 05.12.2017 г. N 644-Г были утверждены розничные цены на сжиженный газ дифференцированно в зависимости от системы франкирования по категориям.
Согласно указанному документу розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя с 01.07.2018 г. составляет 32,65 рубля за 1 кг с учетом НДС. Розничная цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 42,74 рубля за 1 кг с учетом НДС.
Из обращений гр. ФИО1 следует, что юридическое лицо - ООО «Новосибирскоблгаз» реализует сжиженный газ в баллонах для населения.
Согласно представленному гр. ФИО1 информационному письму, подписанному директором Татарской дирекции ООО «Новосибирскоблгаз» ФИО5, с 01.07.2018 изменилась цена на газ, установленная согласно Приказу № 644-Г. Стоимость газа, согласно вышеназванному информационному письму составляет:
газ сжиженный 50 л.: стоимость с доставкой 812,06 руб., стоимость без доставки 620,35 руб.;
газ сжиженный 27 л.: стоимость с доставкой 384,66 руб., стоимость без доставки 293,85 руб.
Согласно обращению гр. ФИО1, он выразил желание приобрести сжиженный газ в баллоне весом 20 кг по стоимости без доставки (самовывозом), однако ему было в этом отказано. ООО «Новосибирскоблгаз» реализовало гр. ФИО1 сжиженный газ в баллонах стоимостью 384,66 руб. (кассовый чек № 632271.01 от 21.09.2018) и стоимостью 812,06 руб. (кассовый чек от 20.08.2018 ФД № 0000001509, ФП 2402925225), то есть стоимостью с доставкой.
14 ноября 2018 года уполномоченным должностным лицом административного органа, был составлен протокол № 213-14.6/2-ЮЛ/2018, в соответствии с которым было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Новосибирскоблгаз» по признакам нарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 14.6 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иных нарушениях установленного порядка ценообразования.
26 ноября 2019 года рассмотрено дело об административном правонарушении № 213-14.6/2-ЮЛ/2018 с участием защитника ООО «Новосибирскоблгаз», объявлена резолютивная часть постановления.
29 ноября 2018 года постановление № 213-14.6/2-ЮЛ/2018 (далее по тексту - постановление) изготовлено в полном объеме, согласно которому обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 14.6 КоАП РФю
Общество, не согласившись с принятым в отношении него постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения заявителя и заинтересованного лица, третьего лица, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом вменяемого правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен (тарифов).
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, осуществляется в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и пунктом 8 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации».
Департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Установление розничных цен на газ относится к компетенции департамента на основании Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-и.
На территории Новосибирской области единственной организацией, уполномоченной реализовывать сжиженный углеводородный газ для бытовых нужд населения, является ООО «Новосибирскоблгаз», которое ежегодно представляет в департамент заявление, а также расчетные и обосновывающие материалы для установления розничных цен на сжиженный газ для населения.
Решением Департамента по тарифам Новосибирской области от 05.12.2017 г. N 644-Г были утверждены розничные цены на сжиженный газ дифференцированно в зависимости от системы франкирования по категориям.
Согласно указанному документу розничная цена на сжиженный газ в баллонах без доставки до потребителя с 01.07.2018 г. составляет 32,65 рубля за 1 кг с учетом НДС. Розничная цена на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя - 42,74 рубля за 1 кг с учетом НДС.
Согласно Приказу общества о наполнении баллонов сжиженным газом от 11 января 2018 наполнение баллонов сжиженным углеводородным газом на ГНС и ГНП ООО «Новосибирскоблгаз» для реализации населению производится следующим образом:
-в баллоны объемом 50 литров - 19 килограмм;
-в баллоны объемом 27 литров - 9 килограмм. .
Указанные нормы введены сообразно действующим ПБ и ФНП, так как при работе с баллонами необходимо соблюдать осторожность и выполнять ряд рекомендаций, изложенных в рабочих инструкциях. При наполнении баллонов сжиженными газами необходимо соблюдать нормы заполнения: технический пропан — 0,425 кг на 1 л объема; технический бутан — 0,438 кг на 1 л объема. Объем жидкой фазы не должен превышать 85 % геометрического объема баллона.
Таким образом, стоимость газа в баллоне объемом 50 литров (масса газа - 19 кг) составляет:
-с доставкой до потребителя - 812,06 руб. (19 кг * 42,74 руб.),
-без доставки до потребителя - 620,35 руб. (19 кг * 32,65 руб.).
Стоимость газа в баллоне объемом 27 литров (масса газа - 9 кг) составляет:
-с доставкой до потребителя - 384,66 руб. (9 кг * 42,74 руб.),
-без доставки до потребителя - 293,85 руб. (9кг * 32,65 руб.).
Административный орган полагает, что заявитель при расчете с потребителями за сжиженный газ в баллонах применяет единицу измерения не килограммы, как указано в Приказе № 644-Г, а объем баллона, то есть литры.
Наполнение баллонов ООО «Новосибирскоблгаз» производится в соответствии с пунктом 193 Приказа Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года N 558 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы", согласно которому баллоны после наполнения газом подвергаются контрольной проверке степени наполнения методом взвешивания.
Контрольные весы для взвешивания баллонов проверяться перед началом каждой смены.
Согласно пункту 520 Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленнойбезопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми, сжиженными и растворимыми газами, обязаны вести журнал наполнения баллонов, в котором, в частности, должны быть указаны:
а) дата наполнения;
б) номер баллона;
в) дата освидетельствования;
г)масса газа (сжиженного) в баллоне, кг;
д) подпись, фамилия и инициалы лица, наполнившего баллон.
Таким образом, заявитель при наполнении баллона контролирует исключительно массу газа в килограммах в соответствии с федеральными нормами и правилами, а также производственными инструкциями и приказами.
Расчет с потребителями производится с учетом количества килограмм СУГ в баллоне и цены за 1 килограмм.
Сжиженный газ при наполнении бытового баллона не измеряется литрами, кубическими метами или иными единицами измерения объема.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) — это смесь сжиженных под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от - 50 до 0 °С. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, бутан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен.
В сосудах (цистернах, резервуарах, баллонах) для хранения и транспортировки СУГ одновременно находится в 2-х фазах: жидкой и парообразной, причем 85% от объема сосуда занимает жидкая фаза.
В связи с тем, что пунктом 135 Правил N 354 предусмотрено, что продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны, указание на полную стоимость наполненного баллона с учетом вида баллона по объему, рассчитанную исходя из нормы наполнения в килограммах и действующего утвержденного тарифа, является правомерным и не нарушает прав абонента.
Ссылки административного органа на то, что реализуя газа в баллоне с доставкой до абонента, заявитель навязывает абоненту дополнительную услугу, которая ему не нужна, не принимаются, поскольку в данном случае обществу не вменяется оспариваемым постановлением нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Между тем, абонент ФИО1 самостоятельно и без принуждения заявителя произвел заказ газового баллона с доставкой и произвел его оплату в почтовом отделении. Газ был доставлен до жилого дома абонента автотранспортом общества, что подтверждается ведомостью от 24.09.2018 № 8 учета доставки газа абонентам филиала Татарская дирекция участок Кыштовский.
Доводы административного органа о том,что общество не применняет тариф в килограммах со ссылкой на то, что в ведомости учета доставки указаны количество доставленных баллонов ( 27л или 50 л), а не количество килограмм, а также в чеке, выданном потребителю ФИО1 Почтой России указано вместе с ценой количество оплаченных баллонов, а не килограммы, не свидетельствует о том, что обществом применяются установленные для него тарифы по реализации газа с нарушением .Стоимость газа в баллоне объемом 27 литров (масса газа - 9 кг) составляет: с доставкой до потребителя - 384,66 руб. (9 кг * 42,74 руб.), ФИО1 оплатил согласно чека от 21.09.2018 -384,66 руб., что соответствует 1 баллону 27 л., а также по чеку от 20.08.2019 812,06 руб., что соответствует 1 баллону 50 л.(масса газа-19 кг). Установленный тариф обществом применен с учетом доставки газа верно.
Как следует из материалов дела, в селе Кыштовка у заявителя отсутствует склад, а также какие-либо сотрудники, кроме водителя автомобиля, что подтверждается штатным расписанием структурного подразделения «Кыштовская районная служба газоснабжения».
На Толмачевскую ГНС, где имелась возможность приобретения газа в баллонах со склада, абонент ФИО1 не обращался, что по существу не оспаривается потребителем, который указывал на отсутствие возможности приобретения им газа без доставки в с. Кыштовка.
Организация торговли товаром непосредственно в месте наполнения баллонов на территории муниципальных образований является правом, а не обязанностью заявителя. Общество самостоятельно располагает производство с учетом наличия собственных или арендованных производственных мощностей, складов, работников в том или ином муниципальном образовании.Объект, имеющийся у общества в с.Кыштовка не предназначен для возможности реализации населению газа в баллонах, учитывая, что к помещениям, где хранятся баллоны с сжиженным газом, предъявляются особые требования, которым он не отвечает.
При этом, как указывает общество, осуществляя реализацию товара в месте наполнения без доставки, имея для этого техническую возможность, то такая реализация осуществляется исключительно по утвержденному тарифу, что по существу надлежащими доказательствами не опровергнуто.
Доказательств того, что при обращении в ООО Новосибирскоблгаз» на Толмачевскую ГНС ФИО1 было бы отказано в реализации газа без доставки не имеется. Отказ в предоставлении товара в месте, где не предусмотрена продавцом возможность его хранения и реализации, учитыва в настоящем случае особые правила хранения и реализации газа,как не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае обществом при исчислении платы за газ в ведомости учета доставки применяло иную расчетную величину( количество баллонов в литрах) вместо установленных тарифом ( килограмм) само по себе не может свидетельствовать именно о нарушении порядка ценообразования, поскольку цена товара (услуги) , указанная в платежных документах, рассчитана верно с учетом действующих тарифов.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 29.01.2013 N 11037/12, в котором прямо указано, что верный расчет (с учетом действующих тарифов) суммарной цены, указанной в счетах, при том, что допущено нарушение порядка заполнения счетов, не является нарушением в области порядка ценообразования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вмененное нарушение не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Поскольку в действиях заявителя не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, вопрос вины общества во вменяемом административном правонарушении судом не рассматривается.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагаются.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 -170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью "НОВОСИБИРСКОБЛГАЗ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 213.14.6/2-ЮЛ/2018 от 29.11.2018, вынесенное заместителем руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | И.А. Рубекина |