ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-4887/20 от 23.09.2020 АС Новосибирской области

13/2020-198408(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-4887/2020  30 сентября 2020 года 

 Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 года

 В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2020 года 

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Морозовой Л.Н.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Волынкиной Т.М. (до перерыва), помощником судьи Пигеевой А.Ю. (после  перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» (ИНН 5407025576), 

г. Новосибирск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области,  (ИНН 5405116098) г. Новосибирск, 

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Вахрушевой  Ольги Александровны (ИНН 540600125530), г. Новосибирск, 

о признании недействительными ненормативных актов Управления Федеральной  антимонопольной службы по Новосибирской области, вынесенных в форме  решения по делу № 054/01/10-2229/2019 от 05.02.2020 и предписания № 054/01/102229/2019 от 05.02.2020, 

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: Тырыганова Ю.В., доверенность № 2-88 от 25.06.2018, паспорт,  диплом; Куканова Е.В., доверенность № 2-97 от 25.06.2018, диплом, паспорт, 

заинтересованного лица: Княжева Е.Н., доверенность от 09.01.2020 № СГ/2,  паспорт, диплом; Максимейко Е.В., доверенность от 09.01.2020 № СГ/1 (онлайн- заседание); 

третьего лица: не явился, извещен,

у с т а н о в и л:


акционерное общество «Новосибирскэнергосбыт» (далее – заявитель, АО  «Новосибирскэнергосбыт», гарантирующий поставщик) обратилось в арбитражный  суд с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации заявлением к управлению Федеральной антимонопольной  службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо,  Новосибирский УФАС России, антимонопольный орган, управление) о признании  решения № 054/01/10-2229/2019 от 05.02.2020 недействительным, согласно  которому АО «Новосибирскэнергосбыт» признано: 

- занимающим доминирующее положение на розничном рынке  электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»; 

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» путем выставления счета на оплату услуги «к-32  Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного  подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. №  31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении  по адресу: г. Новосибирск ул. Мичурина, д. 27, что является уклонением  гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на  безвозмездной основе и приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП  Вахрушевой О.А. 

Заявленные требования мотивированы тем, что между АО  «Новосибирскэнергосбыт» и ИП Вахрушевой О.А. заключен договор  энергоснабжения № О-990 от 10.01.2017 для энергоснабжения нежилых  помещений, в том числе помещения по адресу ул. Мичурина, 27. Нежилое  помещение по адресу ул. Мичурина, 27 находится в многоквартирном доме,  находящемся в управлении ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом».  Отношения с потребителем электрической энергии регулируются Правилами  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением 


Правительства от 06.05.2011 № 354 и Основными положениями функционирования  розничных рынков электрической энергии и мощности, утвержденными  Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442. В рамках действующего  договора энергоснабжения с потребителем ИП Вахрушевой О.А. учет  потребляемой электрической энергии в нежилом помещении по адресу ул.  Мичурина, 27 осуществляется с применением прибора учета с заводским номером  05338632. Прибор учета был принят к расчетам и указан в договоре потребителя  без каких-либо замечаний. Данный прибор учета ранее уже был допущен в  эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке без  взимания платы, что подтверждается актом выполнения работ по средствам учета  от 30.03.2011. Согласно паспортным данным срок поверки прибора учета истекает  в первом квартале 2021 года. Следовательно, в 2019 году срок его межповерочного  интервала не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, необходимость в его  распломбировке и демонтаже отсутствовала. 10.06.2019 ИП Вахрушева О.А.  обратилась в АО «Новосибирскэнергосбыт» с заявлением (вх. № 27346/19) о  проведении распломбировки прибора учета в целях произведения  электромонтажных работ. При распломбировке прибора учета 

потребителем присутствовал сотрудник АО «Новосибирскэнергосбыт»,  что следует из акта осмотра от 25.06.2019. Сотрудник АО  «Новосибирскэнергосбыт» присутствовал при снятии пломбы исключительно в  интересах потребителя с целью исключения дальнейшего составления сетевой  организацией акта, о безучетном потреблении в связи с отсутствием пломбы. По  собственной инициативе 27.06.2019 потребитель самостоятельно снял и привез  прибор учета в АО «Новосибирскэнергосбыт» для осуществления внеочередной  поверки прибора учета, которую наряду с гарантирующим поставщиком  осуществляет множество коммерческих организаций на территории г.  Новосибирска и области. Персоналом АО «Новосибирскэнергосбыт» по заявке  потребителя было организовано проведение внеочередной поверки, поставлена  пломба государственного поверителя, срок очередной поверки продлен до 2029  года. После чего прибор учета был возвращен на руки потребителю для  дальнейшего его монтажа собственными силами потребителя. Впоследствии после  проведения электромонтажных работ в помещении, потребитель самостоятельно 


установил прибор учета на место и вновь обратился с заявлением (вх. 31716/19 от  04.07.19г.) о необходимости опломбировки прибора учета. В связи с тем, что  потребитель не привлекал гарантирующего поставщика для осуществления  монтажа прибора учета после проведения электромонтажных работ, то в целях  осуществления опломбировки необходимо было осуществить проверку схемы  подключения прибор учета на предмет отсутствия несанкционированного  вмешательства в работу прибора учета, а также правильности его монтажа.  Учитывая, что услугу по вводу в эксплуатацию может оказать не только  гарантирующий поставщик, но и сетевая организация и исполнитель  коммунальных услуг, то АО «Новосибирскэнергосбыт» не занимает  доминирующее положение на данном рынке. Более того, заявитель полагает, что в  данном случае является некорректным определять рынок как указано в  определении, как «рынок поставки электрической энергии (мощности) в границах  НСО». Учитывая, что на указанном рынке услугу по допуску в эксплуатацию и  опломбировке приборов учета также могут осуществлять сетевая организация и  исполнители коммунальных услуг, которые не занимаются поставкой  электрической энергии, то соответственно и рынок должен быть определен как  «рынок оказания услуг по допуску в эксплуатацию приборов учета», на котором  АО «Новосибирскэнергосбыт» не занимает доминирующего положения. Подробно  доводы заявителя изложены в заявлении, возражениях на отзыв и дополнительных  пояснениях. 

Определением арбитражного суда от 10.06.2020 к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Вахрушева Ольга  Александровна (далее – третье лицо, потребитель, ИП Вахрушева О.А.). 

В судебном заседании 16.09.2020 на основании статьи 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 23.09.2020 о  чем лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения информации о  времени и месте продолжения судебного заседания на сайте суда. 

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные  требования, при этом дополнительно пояснили, что потребитель самостоятельно  нарушил (повредил) пломбу на приборе учете, в настоящем споре отсутствуют 


такие обстоятельства как поломка прибора учета или истечение срока его поверки.  Нарушение (повреждение) пломбы было произведено потребителем не с целью  безучетного потребления, а с целью проведения электромонтажных работ, что  подтверждается заявкой потребителя. В отношении потребителя ИП Вахрушевой  О.А. АО «Новосибирскэнергосбыт» действовало правомерно, в рамках требований  законодательства. В данном случае требовалась повторная пломбировка именно в  связи с нарушением (повреждением) пломбы потребителем, что подпадает по  исключение п.81 (14) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам  и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.  Пломбирование прибора учета осуществляется сетевой организацией или  гарантирующим поставщиком в рамках плановых обходов, на права потребителя  данное обстоятельство не влияет. 

Представители заинтересованного лица в судебном заседании, в отзыве и в  дополнениях к нему указали на законность и обоснованность принятого решения  и выданного предписания, при этом пояснили следующее. Между ИП Вахрушевой  О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт» заключен прямой договор энергоснабжения.  В данном договоре указан прибор учета электрической энергии заводской номер  05338632. В соответствии с Соглашением № СЭ-652 о расчетах за электрическую  энергию от 23.05.2008, заключенным ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом»  с АО «Новосибирскэнергосбыт», управляющая компания осуществляет замену и  поверку приборов учета, принадлежащих управляющей компании. На заседании  комиссии представитель ИП Вахрушевой О.А. пояснил, что при обращении  заявителя в ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом» по вопросу  опломбировки прибора учета, управляющая компания отказалась оказывать  данную услуг, ссылаясь на наличие прямого договора энергоснабжения,  заключенному между заявителем и АО «Новосибирскэнергосбыт». Услуги по  проверке схемы подключения и опломбировке прибора учета электрической  энергии осуществляются субъектами розничных рынков безвозмездно, за  исключением случаев, прямо предусмотренных нормативно-правовыми актами.  Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Восточно- Сибирского округа от 30.05.2019 № Ф02-2244/2019 по делу № А69-2448/2018. 


Согласно материалам рассматриваемого дела снятие пломбы перед демонтажем  для проведения поверки прибора учета осуществлено потребителем в присутствии  инженера-инспектора АО «Новосибирскэнергосбыт», что следует из акта осмотра  измерительных комплексов учета от 25.06.2019. Вместе с тем факт нарушения  пломбы или знаков поверки не зафиксирован, соответствующий акт не составлен.  Следовательно, документальное подтверждение несанкционированного  вмешательства потребителя или третьих лиц в работу прибора учета электрической  энергии отсутствует. Таким образом, в данном случае установленный прибор учета  должен быть опломбирован и введен в эксплуатацию исполнителем без взимания  платы с потребителя. Кроме того, услуга предоставляется гарантирующим  поставщиком, занимающим доминирующее положение на рынке поставки  электрической энергии, и обусловлена необходимостью учета электрической  энергии, поставляемой по прямому договору энергоснабжения № О-990 от  12.12.2016, заключенному между ИП Вахрушевой О.А. и АО  «Новосибирскэнергосбыт», в котором указан прибор учета, подлежащий  опломбировке. При этом, услуги по опломбировке и вводу в эксплуатацию прибора  учета электрической энергии, которые должны осуществляться без взимания  платы, не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются  нераздельной частью рынка ресурсоснабжения (электрической энергии). 

Третье лицо в отзыве на заявление указало, что поддерживает решения  Новосибирского УФАС России, а требования заявителя не подлежат  удовлетворению. Подробно доводы третьего лица изложены в отзыве на  заявление. 

С учетом обстоятельств настоящего дела, принципов состязательности и  равноправия сторон, надлежащего извещения третьего лица о времени и месте  судебного заседания суд в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть  дело по существу заявленных требований. 

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В Новосибирское УФАС России на рассмотрение поступило обращение ИП  Вахрушевой O.A. по вопросу навязывания акционерным обществом  «Новосибирскэнергосбыт» дополнительных услуг при опломбировке прибора 


учета электрической энергии в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, ул.  Мичурина, д. 27, счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к-32 Проверка схемы учета  3 фазного электросчетчика (схема непосредственного подключения)» в ответ на  заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. № 31716/19) о произведении  опломбировки прибора учета электрической энергии. 

По результатам рассмотрения дела по признакам нарушения АО  «Новосибирскэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Управления Федеральной  антимонопольной службы по Новосибирской области пришла к выводу о том, что  действия АО «Новосибирскэнергосбыт», занимающего доминирующее  положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории  Новосибирской области, по выставлению счета от 09.07.2019 на оплату услуги «к- 32 Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного  подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. №  31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении  по адресу: г. Новосибирск ул. Мичурина, д. 27, указывают на уклонение  гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на  безвозмездной основе, что приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП  Вахрушевой О.А. Следовательно, указанные действия АО  «Новосибирскэнергосбыт» нарушают части 1 статьи 10 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

- занимающим доминирующее положение на розничном рынке  электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»; 

- нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» путем выставления счета на оплату услуги «к-32  Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного 


подключения)» в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх. №  31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в помещении  по адресу: г. Новосибирск ул. Мичурина, д. 27, что является уклонением  гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в эксплуатацию на  безвозмездной основе и приводит к ущемлению прав и законных интересов ИП  Вахрушевой О.А. 

На основании решения АО «Новосибирскэнергосбыт» 05.02.2020 выдано  предписание № 054/01/10-2229/2019 о том, что в срок до 04.03.2020 прекратить  нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции», выразившееся в выставлении счета на оплату услуги «к-32  Проверка схемы учета 3 фазного электросчетчика (схема непосредственного  подключения)» в ответ в ответ на заявку ИП Вахрушевой О.А. от 04.07.2019 (вх.   № 31716/19) о произведении опломбировки электрического счетчика в  помещении по адресу: г. Новосибирск ул. Мичурина, д. 27, что является  уклонением гарантирующего поставщика от ввода прибора учета в  эксплуатацию на безвозмездной основе и приводит к ущемлению прав и законных  интересов ИП Вахрушевой О.А. С целью исполнения предписания АО  «Новосибирскэнергосбыт» необходимо не взимать плату за осуществление  опломбировки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в  случаях, когда документально не зафиксировано несанкционированное  вмешательство в работу прибора учета, а именно: нарушение пломбы или знаков  поверки потребителем или третьим лицом. Об исполнении данного предписания с  приложением копий подтверждающих документов АО «Новосибирскэнергосбыт»  необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в срок до 06.03.2020. 

С данными выводами Новосибирского УФАС России АО  «Новосибирскэнергосбыт» несогласно, что явилось основанием для обращения с  настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Заслушав доводы сторон, изучив представленные лицами, участвующими в  деле доказательства, проанализировав действующее законодательство, исследовав  представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 АПК  РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, 


суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду  следующего. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на  которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.  Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия  государственными органами, органами местного самоуправления, иными  органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения  действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное  лицо. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения,  действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен  установить наличие совокупности двух условий: 

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; 

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием  (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 


Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или  совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего  субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,  ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц  (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо  неопределенного круга потребителей. 

Согласно части 1 стаи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические  ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета  используемых энергетических ресурсов. 

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что расчеты за энергетические  ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении  энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных,  определенных при помощи приборов учета используемых энергетических  ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства  Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов  должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их 


установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за  энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем  ввода этих приборов учета в эксплуатацию. 

Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных,  полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов  учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору  купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия  энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета  используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или  по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических  ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с  применением расчетных способов определения количества энергетических  ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской  Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять  количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать  покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании  данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов  учета используемых энергетических ресурсов. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО  «Новосибирскэнергосбыт» и ИП Вахрушевой О.А. заключен договор  энергоснабжения № О-99 от 10.01.2017 для энергоснабжения нежилых помещений,  в том числе помещение по адресу ул. Мичурина, д.27. Нежилое помещение по  указанному адресу находится в многоквартирном доме, находящимся в управлении  ЗАО «Управляющая компания «СПАС-Дом». В договоре энергоснабжения № О-99  от 10.01.2017 указан прибор учета электрической энергии заводской номер  05338632. 

Данный прибор учета ранее был допущен в эксплуатацию без взимания  платы, что подтверждается актом выполнения работ по средствам учета от  30.03.2011. Срок поверки прибора учета истекает в первом квартале 2021 года. 


О.А. просит произвести распломбировку электрического счетчика в помещении  по адресу: г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 27 для произведения  электромонтажных работ. 

Согласно акту осмотра измерительных комплексов учета от 25.06.2019  следует, что причина проверки является письмо, результатами визуального  осмотра установлено назначение, место установки, тип электросчетчика, класс  точности, номинальное напряжение, заводской номер, дата госповерки, следующей  поверки, наличие и № пломб, контрольные показания, результаты замеров Рфакт.  Выводы о результатах визуального осмотра указаны измерительные комплексы  учета (расчетные приборы учета) не пригодны для осуществления расчетов за  потребленную электрическую энергию (мощность) по нижеуказанной причине, в  связи с чем расчет будет производиться в соответствии с законодательством: 

- снятие пломб перед демонтажем для проведения поверки – пломба снята в  присутствии инженера-инспектора (представитель АО «Новосибирскэнергосбыт»).  Сделана фото фиксация. 

ИП Вахрушевой О.А. было предложено осуществить оплату услуги  «проверка схемы учета 3-фазного электросчетчика». Согласно прайс-листу,  утвержденного приказом № 609 от 31.07.2019 АО «Новосибирскэнергосбыт»  осуществляет оказание дополнительных услуг, не являющихся бесплатными в силу  действующего законодательства. 

Стоимость услуги «проверка схемы учета трехфазного электросчетчика»  (услуга № 28.1 (артикул к-32 3ф) согласно прайс-листу) составляет 1450 рублей (с  НДС). Согалсно счету № 141328 от 09.07.2019 к оплате выставлена сумма 1450  руб. (с НДС) за товары (работы, услуги) «к-32 Проверка схемы учета 3-фазного  электросчетчика (схема непосредственного подключения) по заявке потребителя  ПУ № 05338632 ул. Мичурина, д. 27». 


30.09.2019 согласно акту допуска приборов учета в эксплуатацию № ЦЭС- 19/23443, прибор учета допущен к эксплуатации. Дата следующей поверки 3-й  квартал 2029 года. 

Отношения с потребителем электрической энергии регулируются Правилами  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов") (далее – Правила № 354) и Основными  положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и  мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической  энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления  электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования  розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или)  частичного ограничения режима потребления электрической энергии") (далее –  Основные положения № 442). 

Согласно пункту 136 Основные положения № 442 установлено, что  определение объема потребления (производства) электрической энергии  (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической  энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах  электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с  использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической  энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем  учета. 

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается  совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или)  напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые  такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные 


трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии  (мощности) в одной точке поставки. 

Под системой учета для целей настоящего документа понимается  совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных  компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств,  предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний  приборов учета по одной и более точек поставки. 

В соответствии с пунктом 137 Основные положения № 442 приборы учета,  показания которых в соответствии с настоящим документом используются при  определении объемов потребления (производства) электрической энергии  (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической  энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого  хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны  соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об  обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе  требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в  эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь  неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее -  расчетные приборы учета). 

Согласно пункту 141 Основные положения № 442 для целей определения  объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на  розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии,  фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства  используются показания приборов учета, соответствующих требованиям  законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений,  требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту  установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и  (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке,  предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике  на дату допуска. 


Пунктом 145 Основные положения № 442 под эксплуатацией прибора учета  для целей настоящего документа понимается выполнение действий,  обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его  назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в  эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора  учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение  своевременной поверки. 

В соответствии с пунктом 152 Основные положения № 442 предусмотрено,  что установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке,  установленном настоящим разделом. 

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего  документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется  готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного  комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за  электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным  оформлением результатов допуска. 

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть  осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. 

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с  участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего  поставщика, собственника прибора учета, а также лица, владеющего на праве  собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами,  объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены  энергопринимающие устройства, (объекты электросетевого хозяйства), в  отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение  определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого  хозяйства сетевой организации. 

При этом, при допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях  определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом  помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице  управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного  кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 


5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора  учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика  (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор  энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)),  и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном  основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей  бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или  опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного  дома, для совершения указанных действий. В случае если представители  указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в  эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет  допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно. 

В соответствии с пунктом 153 Основных положений № 442, в случае если ни  сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая,  энергоснабжающая организация) не явились в предложенные потребителем дату и  время для осуществления процедуры допуска прибора учетов эксплуатацию или  иные согласованные с потребителем дату и время для осуществления процедуры  ввода в эксплуатацию прибора учета и (или) предложенные гарантирующим  поставщиком (энергосбытовой организацией) или сетевой организацией новые  дата и время были позднее сроков, установленных в настоящем пункте, такой  потребитель направляет документы, подтверждающие факт установки прибора  учета, лицу, указанному в абзацах втором или третьем настоящего пункта,  способом, позволяющим подтвердить факт получения. Документы,  подтверждающие факт установки прибора учета, должны содержать описание  характеристик установленного прибора учета, его тип, заводской номер, сведения о  лице, осуществившем установку прибора учета, показания прибора учета на  момент установки прибора учета, место установки прибора учета, дату следующей  поверки. К документам, подтверждающим факт установки прибора учета, также  прилагается копия паспорта  на прибор учета. С даты направления указанных  документов в адрес лица, указанного в абзацах втором или третьем настоящего  пункта, прибор учета считается введенным в эксплуатацию, и с этой даты его 


показания учитываются при определении объема потребления электрической  энергии (мощности). 

Таким образом, в случае неявки гарантирующего поставщика или сетевой  организации, у потребителя имеется возможность самостоятельно, соблюдая  установленный законодательством порядок, оформив надлежащим образом заявку  на допуск прибора учета, направить подтверждающие документы в адрес  гарантирующего поставщика. При этом, с момента получения указанных  документов прибор учета будет считаться допущенным к расчетам в  установленном законом порядке. Тем самым, исключена ситуация ущемления  интересов потребителя, так как нормами действующего законодательства  предусмотрен альтернативный порядок допуска прибора учета без участия  субъектов электроэнергетики. 

Заявка потребителя на ввод прибора учета в эксплуатацию не соответствовала  всем необходимым требованиям, приведенным в нормах действующего  законодательства. Следовательно, получение несоответствующей заявки не влечет  для гарантирующего поставщика возникновение обязанности по опломбировке  прибора учета заявителя. 

Согласно п. 81 (14) Правил № 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после  его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном  пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе  после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за  исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета  производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков  поверки потребителем или третьим лицом. 

На основании изложенных норм с учетом фактических обстоятельств дела,  судом установлено, что ранее прибор учета уже был допущен в эксплуатацию,  межповерочный интервал его не истек, прибор учета был пригоден к расчетам, в  связи с чем, нарушение потребителем пломбы (распломбировка) в целях  проведения электромонтажных работ было осуществлено по инициативе  потребителя. Следовательно, ввод в эксплуатацию такого прибора учета вновь  после самостоятельного монтажа потребителем, относится к случаям повторного  допуска в эксплуатацию прибора учета, что является исключением в силу прямого 


указания на это в пункте 81 (14) Правил № 314 и не должно осуществляться на  бесплатной основе. Необходимости в ремонте, замене или поверке прибора учета  не имелось, так как прибор учета был исправен и срок его межповерочного  интервала истекал только в 2021 году, следовательно, указанное обстоятельство  подтверждает тот факт, что основания для ввода в эксплуатацию на бесплатной  основе, перечисленные в пункте 81 (14) Правил, отсутствовали. 

Согласно представленному в материалы дела акту осмотра измерительных  комплексов учета от 25.06.2019 пломба снята в присутствии инженера-инспектора  АО «Новосибирскэнергосбыт». При этом нарушение (повреждение) пломбы было  произведено потребителем не с целью безучетого потребления, а с целью  проведения электромонтажных работ, что подтверждается заявкой потребителя.  Исходя из Основных положений № 442 понятие нарушение и повреждение пломбы  являются тождественными понятиями. 

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия  (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,  результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,  устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц ю  (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо  неопределенного круга потребителей. 

При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением  Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в  связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного  законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части  перечень не является исчерпывающим. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта  (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке  определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или  таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее  влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, 


и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и  (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим  субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за  исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного  товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о  нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении  государственного контроля за экономической концентрацией не будет  установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение  хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. 

Согласно Аналитическому отчету, подготовленному отделом товарных и  финансовых рынков Новосибирского УФАС России, по результатам анализа  конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в границах  Новосибирской области, за период с 01.01.2018 по 31.08.2019 АО  «Новосибирскэнергосбыт» занимало доминирующее положение с долей более 50%  на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории  Новосибирской области. 

В соответствии с пунктом 3 Основных положений № 442 субъектами  розничных рынков являются: потребители; исполнители коммунальной услуги;  гарантирующие поставщики; энергосбытовые, эиергоснабжающие организации;  производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках; сетевые  организации; 

На основании статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об  электроэнергетике" установлено, что розничные рынки электрической энергии это  сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием  потребителей электрической энергии. Гарантирующий поставщик электрической  энергии - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством  Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая  осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим  Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к  ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего  имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного 


потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую  энергию; территориальная сетевая организация - коммерческая организация,  которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной  (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим  Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или  части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую)  электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством  Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого  хозяйства к территориальным сетевым организациям. 

Согласно пункту 2 Правил № 354 "исполнитель" - юридическое лицо  независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный  предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. 

Следовательно, три субъекта розничных рынков электрической энергии  осуществляют кардинально разные виды деятельности: гарантирующий поставщик  осуществляет поставку (куплю-продажу) электрической энергии, сетевая  организация оказывает услуги по передаче электрической энергии по  электрическим сетям, а исполнитель коммунальных услуг осуществляет  деятельность по поставке коммунальных ресурсов. 

Пунктом 28 Основных положений № 442 по договору энергоснабжения  гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической  энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц  оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых  является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии  потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую  электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Для надлежащего  исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в  порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по  передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения,  связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора  оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. 


Для надлежащей организации передачи электрической энергии по  электрическим сетям от места покупки у производителя на оптовом рынке до точки  поставки потребителя, гарантирующий поставщик самостоятельно в интересах  потребителя урегулирует договорные отношения с сетевой организацией. 

Следовательно, ошибочным является вывод антимонопольного органа о том,  что только гарантирующий поставщик мог оказать услугу по допуску в  эксплуатацию прибора учета в рамках заключенного договора энергоснабжения  между ИП Вахрушевой О.А. и АО «Новосибирскэнергосбыт». 

Исходя из анализа представленных аналитических отчетов следует, что они  произведены без учета сетевых организаций, являющихся субъектами розничных  рынков, то есть не был очерчен круг субъектов, действующих на розничном рынке  электрической энергии. Учитывая, что услугу по вводу в эксплуатацию может  оказать не только гарантирующий поставщик, но и сетевая организация и  исполнитель коммунальных услуг, то АО «Новосибирскэнергосбыт» не занимает  доминирующее положение на данном рынке. 

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

С учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства и исследовав  имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии  оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые  акты (решение и предписание) антимонопольного органа не соответствует нормам  действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя  по настоящему делу. 


Судебные расходы по государственной пошлине суд распределяет по  правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и относит на заинтересованное лицо. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решение от 05.02.2020 № 054/01/10-2229/2019 и  предписания от 05.02.2020 № 054/01/10-2229/2019, вынесенные управлением  Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. 

Обязать управление Федеральной антимонопольной службы по  Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных  интересов акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт». 

Взыскать с управления Федеральной антимонопольной службы по  Новосибирской области в пользу акционерного общества  «Новосибирскэнергосбыт» судебные расходы на оплату государственной пошлины  в размере 3 000 рублей. 

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его  принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной  жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу  со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке  апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд  (г. Томск) в течение месяца после его принятия. 

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской  области. 

Судья Л.Н. Морозова

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента

Дата 18.12.2019 3:43:18
Кому выдана Морозова Любовь Николаевна