ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-4993/17 от 23.05.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Новосибирск

«30» мая 2017 г. Дело №А45-4993/2017

Резолютивная часть 23.05.2017

Полный текст 30.05.2017

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Наумовой Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НЕЙРОХИРУРГИИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. Новосибирск), г. Новосибирск

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск

об оспаривании акта от 15.02.2017,

в присутствии представителей сторон:

от заявителя: Фахрутдинов М.В., паспорт, доверенность от 09.02.2017 № 1-АС/2017

от заинтересованного лица: Мусихин И.В., паспорт, доверенность от 13.01.2017 № 113-07

УСТАНОВИЛ:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НЕЙРОХИРУРГИИ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (по тексту-заявитель, Центр нейрохирургии) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (по тексту- заинтересованное лицо, Территориальный фонд) о признании незаконным решения, изложенного в акте плановой тематической проверки от 15.02.2017 года, согласно которому использование Центром нейрохирургии средств фонда обязательного медицинского страхования в сумме 2432764,28 рубля на приобретение препаратов крови является нарушением статьи 17 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» и постановления Правительства РФ от 06.08.2013 № 674 «Правила безвозмездного обеспечения медицинских организаций донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования».

Требования мотивированы тем, что вменяемое нарушение нарушением, совершенным заявителем, фактически не является, поскольку план безвозмездного обеспечения донорской кровью и ее компонентами в установленном порядке не был утвержден и на безвозмездной основе кровь и ее компоненты в 2016 году учреждению не предоставлялись, в бюджете данные расходы заложены не были. Но при этом Центр нейрохирургии обязано обеспечить наличие крови и ее компонентов для целей оказания услуг гражданам. Иных средств, как средств фонда, в данном случае на указанные цели не предусмотрено. Указанный вывод нарушает права и интересы заявителя, поскольку проверка проводилась в отношении него, выводы о нарушении сделаны в отношении него, и данный вывод будет влиять на результаты оценки эффективности работы учреждения вышестоящей организацией и учредителем (Федеральным медико-биологическим агентством). Более подробно доводы изложены в заявлении и дополнительных пояснениях.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях. Территориальный фонд указывает на то, что вывод, изложенный в акте в части оспариваемого нарушения не был сделан в отношении самого заявителя, а фактически является констатацией факта нарушения порядка использования средств фонда и нарушения действующего законодательства в отсутствии четкого порядка регулирования процедуры финансирования и исполнения обязательств компетентных органов, а не самого учреждения. При этом указанный вывод не влечет за собой обязанности учреждения по возврату израсходованных средств, в связи с чем, не нарушает прав и интересов заявителя.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для удовлетворения требований по ст. 198 АПК РФ необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения (действий, бездействия) действующему законодательству и нарушение принятым решением (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, на основании приказа ТФОМС НСО от 26.01.2017 № 16 проведена плановая тематическая проверка Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр нейрохирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросу контроля за использованием в 2016 году средств финансового обеспечения (далее - средства ФОМС) высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее-ВМП). По результату проверки составлен акт от 15.02.2017 года.

В пункте 2 итоговых выводов в акте от 15.02.2017 указано: «В нарушение статьи 17 Федерального закона от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», постановления Правительства РФ от 06.08.2013 №674 «Правила безвозмездного обеспечения медицинских организаций донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования» средства ФОМС в сумме 2432764,28 руб. использованы на приобретение препаратов крови».

Учитывая, что результатом проверки является оформление акта и иного документа Фондом не составляется, то данный акт отвечает требованиям ненормативного и может быть предметом спора в рамках главы 24 АПК РФ.

По данному пункту Центром нейрохирургии представлены пояснения и разногласия, в которых указано, что на основании статьи 17 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» обеспечение медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила безвозмездного обеспечения медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 674.

Согласно указанным Правилам федеральные органы исполнительной власти представляют в Федеральное медико-биологическое агентство ежегодно, не позднее 15 октября, заявки на безвозмездное обеспечение донорской кровью подведомственных им организаций-получателей на очередной год по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. Необходимые сведения запрашиваются федеральными органами исполнительной власти у организаций-получателей в порядке и сроки, которые установлены этими органами. В настоящий момент Минздравом России не установлен порядок и сроки, касающиеся запроса сведений о потребности подведомственного учреждения в донорской крови и (или) ее компонентах. В ответ на частные обращения Минздрава России с запросом информации относительно потребности ФГБУ «ФЦИ» Минздрава России (г. Новосибирск) в донорской крови и (или) ее компонентах со стороны учреждения была предоставлена вся необходимая информация.

Федеральное медико-биологическое агентство формирует и утверждает не позднее 15 декабря года, предшествующего отчетному году, план безвозмездного обеспечения донорской кровью организаций- получателей по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федераций. План доводится Федеральным медико-биологическим агентством до сведения организаций-получателей не позднее 10 дней со дня его утверждения (пункт 6 Правил).

Федеральным медико-биологическим агентством не доводился до сведения ФГБУ «ФЦН» Минздрава России (г. Новосибирск) план безвозмездного обеспечения донорской кровью на 2014 год, 2015 год и 2016 год. Следовательно, безвозмездное обеспечение донорской кровью по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 № 674, не предполагалось.

В целях обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации Учреждением самостоятельно принято решение о приобретении донорской крови и (или) ее компонентов в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский клинический центр крови».

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» продажа донорской крови и (или) ее компонентов, полученных в пределах территории Российской Федерации, запрещается только в другие государства. Оборот донорской крови и (или) ее компонентов в пределах территории Российской Федерации является свободным.

Дополнительно учреждением отмечено, что решение о включении в план безвозмездного обеспечения донорской кровью относится к исключительной компетенции Федерального медико-биологического агентства, которое принимается исходя из заявленных потребностей федеральных органов исполнительной власти (в частности, Минздравом России), а также с учетом запасов донорской крови и (или) ее компонентов у организаций, входящих в службу крови.

С указанными доводами заявителя суд согласен, не отрицался такой порядок обеспечения медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования и заинтересованным лицом, как не опровергался и факт предоставления необходимой информации в Федеральное медико-биологическое агентство учреждением.

Однако суд приходит к выводу, что оспариваемый вывод в пункте 2 акта не нарушает прав и интересов заявителя, не возлагает на него обязанности по возврату средств или по выполнению иных обязательств. При этом сама формулировка «в нарушение…» не является фактически вменяемым проверяемому лицу нарушением, некорректная формулировка не может являться основанием для признания акта незаконным в оспариваемой части.

Данный вывод является констатацией факта отсутствия необходимых мероприятий, финансирования и порядка для выполнения постановления Правительства РФ от 06.08.2013 № 674.

Так, статья 17 Закона № 125-ФЗ указывает, что обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется безвозмездно.

Порядок устанавливается Правительством Российской Федерации для медицинских организаций, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 N 674).

В указанном порядке отражено, что обеспечение донорской кровью организаций-получателей осуществляется в сроки, установленные планом, и оформляется актом безвозмездной передачи донорской крови, который составляется организацией донорства крови и организацией-получателем в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральным медико-биологическим агентством. Финансирование мероприятий для медицинских организаций, образовательных организаций, научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, определяемых для организаций донорства крови на заготовку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови за счет субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если эти организации являются бюджетными или автономными, или в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций указанных организаций, в случае если организации являются казенными учреждениями; организаций-получателей на транспортировку и хранение донорской крови за счет субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае если эти организации являются бюджетными или автономными, или в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций указанных организаций, в случае если организации являются казенными учреждениями. То есть это расходы Российской Федерации в порядке субсидирования.

В ходе проверки было установлено, что на указанные цели были израсходованы средства фонда обязательного медицинского страхования, тогда как такие средства могли быть сохранены и кровь и ее компоненты должны были быть получены Учреждением безвозмездно. Проигнорировать данное обстоятельство и не отразить его в результатах проверки Территориальный фонд не имел права. Целью контрольных мероприятий является предупреждение и выявление нарушений норм законодательства об обязательном медицинском страховании, а также принятие мер по устранению нарушений в случае их выявления. Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки, должно содержать обязательную информацию о нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов с указанием за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов, расходов, произведенных с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов, а также сумм, необоснованно полученных средств. Для принятия мер по устранению нарушений по компетенции информация о результатах проверки объектов контроля направляется органу государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, территориальному фонду (в случае несоблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании страхователями для неработающих граждан, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями и иными организациями, получающими средства обязательного медицинского страхования и (или) реализующими мероприятия, предусмотренные законодательством об обязательном медицинском страховании) (Приказ ФФОМС от 19.12.2013 N 260 "Об утверждении Порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования").

Таким образом, констатация выявленного обстоятельства, не нарушает прав и интересов заявителя, напротив направлена в его интересах, поскольку в порядке ведомственной подчиненности должна способствовать совершению мер компетентными органами, направленных на реализацию требований законодательства о безвозмездном обеспечении учреждений, задействованных в программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Отсутствие в Законе о федеральном бюджете на 2016 год заложенных расходов на финансирование безвозмездного обеспечения донорской кровью и ее компонентами не влечет за собой возможности неисполнения законодательства в указанной части.

Доводы заявителя, что средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, включает в себя расходы на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, мягкого инвентаря, а также прочих материальных запасов, к которым, в том числе, относится и донорская кровь и ее компоненты, в связи с чем, допускается приобретение донорской крови за счет средств фонда, суд считает необоснованными.

Так, Фонд не указывает на нецелевое использование средств фонда, а указывает на то, что такие расходы могли отсутствовать в случае соблюдения требований законодательства в части безвозмездного обеспечения учреждения донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования. В тоже время статьей 17 Закона № 125-ФЗ определено, что обеспечение организаций, участвующих в программе, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке субсидирования (для федеральных медицинских учреждений), а не за счет средств фонда.

Доводы заявителя, что данный вывод будет влиять на результаты оценки эффективности работы учреждения вышестоящей организацией и учредителем (Федеральным медико-биологическим агентством), суд считает голословными и не подтвержденными документально, при этом необоснованные претензии со стороны учредителя к деятельности учреждения на этом основании могут быть также учреждением оспорены в судебном порядке. В связи с чем, возможное нарушение интересов учреждения со стороны иного лица, не может служить основанием для признания незаконным вывода Территориального фонда.

На основании изложенного, вывод пункта 2 оспариваемого акта является обоснованным, соответствует фактическим обстоятельствам и согласуется с требованиями законодательства. При этом не нарушает прав и интересов учреждения.

Государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя по правилу ст. 110, 112 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии его апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

СУДЬЯ Т.А. Наумова