ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5040/17 от 04.10.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новосибирск Дело № А45-5040/2017

05 октября 2017 года

Резолютивная часть определения объявлена 04 октября 2017. Полный текст определения изготовлен 05 октября 2017.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Г.М. Емельяновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Алхимовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью Многофункциональный центр недвижимости «Объект ПРО»

к Мэрии г. Новосибирска

третьи лица: Акционерное общество «Региональные электрические сети», Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области

о признании незаконными действий, постановления об утверждении градостроительного плана в части

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Многофункциональный центр недвижимости «Объект ПРО» обратилось с заявлением в суд к Мэрии г. Новосибирска, уточненном в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Мэрии г. Новосибирска по подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385 на основании «Правил землепользования и застройки города Новосибирска» с указанием пробелов колонках 8, 9 в таблице указанной в п. 2.2.1 и с отсутствием на чертеже градостроительного плана указание на место допустимого размещения объекта;

о признании незаконным Постановление Мэрии г. Новосибирска от 09.12.2016 года №5633 в части утверждения градостроительного плана RU543030007114 земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385, площадью 2749 кв.м. по ул. Державина в Центральной районе, составленного на основании «Правил землепользования и застройки города Новосибирска» застройки города Новосибирска» с указанием пробелов колонках 8, 9 в таблице в п. 2.2.1. и с указанием на чертеже градостроительного плана указание на место допустимого размещения объекта.

В рамках устранения допущенных нарушений, обязать административного Ответчика подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385 на основании «Правил землепользования и застройки города Новосибирска» с указанием следующих строительных характеристик объекта:

Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подзоны делового, общественного и коммерческого назначения с объектами средней плотности жилой застройки:

1) предельный минимальный размер земельного участка с видом
разрешенного использования "коммунальное обслуживание", "железнодорожный
транспорт" - 0,001 га;

предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка" - 0,2 га;

предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" - 0,35 га;

предельный размер земельного участка с иным видом разрешенного использования: минимальный - 0,1 га, максимальный -150 га;

2) минимальный отступ от границ земельного участка для объектов
капитального строительства с видом разрешенного использования "линии
электропередачи", "трансформаторные подстанции", "распределительные пункты",
"котельные", "насосные станции", "очистные сооружения", "сооружения связи",
"стоянки", "общественные уборные" -1 м;

минимальный отступ от границ земельного участка для объектов капитального строительства с иным видом разрешенного использования - 3 м.;

минимальный отступ от границ земельного участка, совпадающих с красными линиями улиц, в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, - 0 м;

3) предельное минимальное количество надземных этажей зданий, строений, сооружений для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "многоквартирные многоэтажные дома" - 9 этажей;

предельное максимальное количество надземных этажей зданий, строений, сооружений для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "многоквартирные среднеэтажные дома" - 8 этажей;

предельное максимальное количество надземных этажей зданий, строений, сооружений для объектов капитального строительства с иным видом разрешенного использования - 30 этажей;

4) минимальный процент застройки в границах земельного участка для
объектов капитального строительства с видом разрешенного использования
"многоквартирные среднеэтажные дома", "многоквартирные многоэтажные дома" -
10% (без учета эксплуатируемой кровли подземных, подвальных, цокольных частей объектов), максимальный процент застройки в границах земельного участка для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования
"многоквартирные среднеэтажные дома", "многоквартирные многоэтажные дома" -
40% (без учета эксплуатируемой кровли подземных, подвальных, цокольных частей объектов);

минимальный процент застройки в границах земельного участка для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "объекты для воспитания, образования и просвещения" -10%;

минимальный процент застройки в границах земельного участка для объектов капитального строительства с иным видом разрешенного использования -25% (без учета эксплуатируемой кровли подземных, подвальных, цокольных частей объектов), максимальный процент застройки в границах земельного участка для объектов капитального строительства с иным видом разрешенного использования -70% (без учета эксплуатируемой кровли подземных, подвальных, цокольных частей объектов);

5) предельное минимальное количество машино-мест для стоянок
индивидуальных транспортных средств:

для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "многоквартирные среднеэтажные дома", "многоквартирные многоэтажные дома" -1 машино-место на 105 кв. метров общей площади квартир, из них не более 15% гостевых машино-мест;

6) предельный максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка для объектов капитального строительства с видом разрешенного использования "многоквартирные среднеэтажные дома", "многоквартирные многоэтажные дома" - 2,5;

7) предельный минимальный размер площадок для игр детей, отдыха
взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и озеленения
для объектов капитального строительства в границах земельного участка с видом
разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка", "многоэтажная
жилая застройка" -14 кв. метров на 100 кв. метров общей площади квартир;

с заполнением пробелов в колонках 8, 9 в таблице в п. 2.2.1. Градостроительного плана и указанием на чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объекта.

Заявленные требования мотивированы несоответствием выданного градостроительного плана земельного участка требованиям действующего градостроительного законодательства.

Мэрия г. Новосибирска в судебное заседание не явилась, отзывом с требованиями не согласилась, ссылаясь на нахождение на земельном участке объектов электросетевого хозяйства, а также зоны застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия.

АО «РЭС» указало на то, что заявитель вправе строить объект на принадлежащем ему земельном участке при условии согласования АО «РЭС» соответствующей проектной документации.

Дело рассмотрено по правилам статей 123, 156 АПК РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенных Мэрии г. Новосибирска, Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Многофункциональный центр недвижимости «Объект ПРО» 28.09.2016 обратилось в Мэрию г. Новосибирска с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385.
Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 09.12.2016 № 5633 утвержден градостроительный план земельного участка № RU543030007114, земельному участку присвоен адрес <...>.

Между тем, заявитель, полагая, что градостроительный план земельного участка не соответствует требованиям градостроительного законодательства, что выражается, по его мнению, в отсутствии информации к графах 8,9 таблицы п. 2.2.1, обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав обстоятельства заявления в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с совокупностью положений частей 1, 2 статьи 51, статьей 52, частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.

Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.

Положениями главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.

В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Одновременно в части 3 статьи 44 ГрК РФ содержится исчерпывающий перечень сведений, которые указываются в составе градостроительного плана земельного участка.

В частности, в нем указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).

Приказом от 10.05.2011 N 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка (далее - Форма), согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка поставлена в зависимость, в том числе от распространения на земельные участки действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.

Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Частью 6 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2), которые в силу части 1 статьи 38 этого Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4); иные показатели (пункт 5).

Градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства, необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.

По существу градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что градостроительный план земельного участка N RU543030007114 не соответствует требованиям указанных выше норм права, в частности части 4 статьи 44 ГрК РФ, поскольку, в нем не указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта.

При таких обстоятельствах, градостроительный план земельного участка N RU543030007114 не соответствует требованиям градостроительного законодательства, следовательно, действия Мэрии г. Новосибирска по утверждению и выдаче такого градостроительного плана, не могут быть признаны судом законными.

Вместе с тем, суд указывает на то, что, перечень сведений, которые должны содержаться в градостроительном плане, поименован в указанной выше статье, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поскольку, суд пришел к выводу о несоответствии градостроительного плана требованиям части 4 статьи 44 ГрК РФ (графа 8 таблицы п.2.2.1), то постановление Мэрии г. Новосибирска от 09.12.2016 № 5633 в части утверждения градостроительного плана также подлежит признанию недействительным.

В качестве устранения нарушения прав заявителя суд обязывает Мэрию г. Новосибирска путем вынесения и утверждения нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385 с указанием минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, как того требует часть 4 статьи 44 ГрК РФ.

Государственная пошлина относится на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Мэрии г. Новосибирска по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка № RU543030007114 без указания минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

Признать недействительным постановление мэрии г. Новосибирска от 09.12.2016 №5633 в части утверждения градостроительного плана земельного участка RU543030007114;

Обязать Мэрию г. Новосибирска устранить допущенные нарушения прав путем вынесения и утверждения нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:35:101195:385 с указанием минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Взыскать с Мэрии г. Новосибирска в пользу общества с ограниченной ответственностью Многофункциональный центр недвижимости «Объект ПРО» государственную пошлину в размере 6000 руб..

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу в арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Г.М. Емельянова