АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск
24 октября 2019 года Дело № А45-5066/2019
резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2019 года
в полном объеме решение изготовлено 24 октября 2019 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левшиной О.П., после перерыва секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Петухова 6/6" (ОГРН 1185476003041, ИНН 5402039952), г.Новосибирск
к Мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
третьи лица – 1) Потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив «На ФИО12», г. Новосибирск; 2) ФИО1; 3) ФИО2; 4) ФИО3; 5) ФИО4; 6) ФИО5, 7) ФИО6; 8) ФИО7
о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении № 11/1/11.1-04-00377 от 04.02.2019
при участии представителей сторон:
заявителя – ФИО8, по доверенности от 19.03.2019, паспорт;
заинтересованного лица – ФИО9, по доверенности № 01/40/06064 от 07.11.2018, удостоверение;
третьи лица – 1) ФИО10, по доверенности от 10.01.2019, паспорт; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; 5) не явился, извещен; 6) не явился, извещен; 7) ФИО6, паспорт; 8) не явился, извещен.
установил:
В Арбитражный суд Новосибирской области обратился Жилищно-строительного кооператива "ФИО12 6/6" (далее – заявитель, ЖСК «ФИО12 6/6») с заявлением о признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска (-далее заинтересованное лицо) во внесение изменений в разрешение на строительство в части наименования застройщика, изложенного в уведомлении № 11/1/11.1-04-00377 от 04.02.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: потребительский кооператив «Жилищно-строительный кооператив «На ФИО12», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, объяснениях.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, дополнение к отзыву.
Представитель потребительского кооператива «Жилищно-строительный кооператив «На ФИО12» требования не признал, поддержал позицию заинтересованного лица.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, отзывов не представители.
Суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
21.06.2010 между мэрией года Новосибирска (арендодатель) и ФИО11 (арендатор) был заключён договор аренды земельного участка площадью 26197 кв.м. на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора от 21.06.2010 № 98058м сроком действия с 21.06.2010 по 21.06.2016 (в редакции дополнительного соглашения от 18.06.2013 № 1).
Пунктом 7 дополнительного соглашения от 18.06.2013 № 1 из договора аренды исключён пункт 6.3, в соответствии с которым договор аренды считается прекращённым по истечении срока его действия.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 договора аренды мэрия города Новосибирска передала ФИО11 в аренду земельный участок с кадастровым номером 54:35:051135:94, расположенный в пределах Кировского района города Новосибирска, площадью 26 197 кв. м, для завершения строительства многоэтажных жилых домов по улице ФИО12.
В соответствии с соглашением о передаче прав и обязанностей от 10.09.2010 права аренды по договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора от 21.06.2010 № 98058м переданы ПК ЖСК «На ФИО12».
Согласно пункту 1.3 договора арендатор выражает согласие на вступление в договор иных правообладателей частей здания сооружения, либо долей в праве общей долевой собственности на здание (строение сооружение), расположенное на земельном участке. Соглашение о вступлении в договор аренды на сторону арендатора нового лица подписывается мэрией и вступающим в договор арендатором.
Из материалов дела, в частности разрешения на строительство следует что указанный земельный участок предоставлен для строительства трех жилых домов (ФИО12 6/4, 6/5, 6/6) и трансформаторной подстанции.
Многоквартирные жилые дома по ул. ФИО12 6/4, 6/5 введены в эксплуатацию.
ПК ЖСК "На ФИО12" осуществлял строительство жилого дома N 6/6, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:051135:94 по адресу: <...> на основании выданного мэрией разрешения от 09.08.2011 N 54303000-2018 (в редакции от 18.10.2016 N 54Ru54303000-218h-2016) на строительство объекта капитального строительства: "Завершение строительства многоэтажных жилых домов, многоэтажной автостоянки и трансформаторной подстанции", сроком действия до 11.11.2018 (далее - разрешение от 09.08.2011 N 54303000-2018).
18.04.2018 в мэрию города Новосибирска поступило заявление председателя правления ЖСК «ФИО12 6/6» ФИО13 о вступлении в договор аренды в связи с наличием ЖСК «ФИО12 6/6» в собственности (регистрационная запись от 17.04.2018 №54:35:051130:240-54/011/2018-41) - 137880/433200 доли в праве общей долевой собственности на объект незавершённого строительства с кадастровым номером 54:35:051130:240, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:35:051135:94. Доля в праве собственности на незавершённый строительством объект приобретена жилищно-строительным кооперативом ФИО12 6/6 на основании договора передачи доли от 11.03.2018,что послужило основанием для заключения между мэрией города Новосибирска и ЖСК «ФИО12 6/6» соглашения от 21.05.2018 № 2, в соответствии с которым указанный кооператив вступил в договор в качестве арендатора.
ЖСК «ФИО12 6/6» и ПК ЖСК «На ФИО12» являются соарендаторами земельного участка площадью 26197 кв.м. с кадастровым номером 54:35:051135:94 по договору аренды земельного участка.
30.01.2019 ЖСК «ФИО12 6/6» обратился в управление с заявлением (вх.№ 11.1-03-353) о внесении изменений в разрешение на строительство от 09.08.2011 № RU54303000-218 и приложением документов.
Уведомлением от 04.02.2019 №11/1/11.1-04-00377 ЖСК «ФИО12 6/6» было отказано во внесении изменений в разрешение на строительство на основании отсутствия документов, а именно правоустанавливающих документов на земельный участок.
Заявитель считая, незаконным отказ во внесении изменений в разрешение на строительство, изложенный вуведомлении от 04.02.2019 №11/1/11.1-04-00377 нарушающим его права в предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выдачу от имени мэрии города Новосибирска разрешений на строительство объектов капитального строительства осуществляет управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска (далее - управление), что определено пунктом 2.1 Положения об управлении архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 05.09.2017 № 4147.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 4 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Частью 21.15 статьи 51 Градостроительного код РФ установлены основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительств.
Из части 21.14 статьи 51 ГрК РФ следует, что уполномоченный орган в срок не более семи рабочих дней со дня получения заявления застройщика принимает решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение. Продление срока действия разрешения на строительство производится на основании соответствующего заявления, предоставление застройщиком каких-либо иных документов не требуется.
ЖСК «ФИО12 6/6» обратился в Управление архитектурно-строительной инспекции Мэрии г. Новосибирска с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство № RU 54303000-218, в части замены застройщика и продление срока.
Основанием для принятия обжалуемого уведомления об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство № 11/1/11.1-04-00377 от 04.02.2019 явилось отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.
При этом в отказе мэрией указано, что в соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, застройщиком является физическое или юридическое лицо, осуществляющее строительство на принадлежащем ему земельном участке, согласно выписке из ЕГРН от 31.01.2019 указанный земельный участок принадлежит двум соарендаторам: ЖСК «На ФИО12» и ЖСК «ФИО12 6/6», соглашение между которыми о передаче ЖСК «ФИО12 6/6» прав на выполнение функции единого застройщика не представлено.
Согласно требованиям п.п. 1 п. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута.
В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладатели строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Из данного определения следует, что в качестве застройщика может выступать не только правообладатель земельного участка.
Согласно ч.21.15 ст.51 ГрК РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:
1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;
3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;
4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;
6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;
7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
Согласно части 21.14 статьи 51 ГрК РФ в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского Кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1. Гражданского Кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Правоустанавливающим документом ЖСК «ФИО12 6/6» на земельный участок является договор аренды земельного участка и соглашение, зарегистрированные в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Доводы мэрии в оспариваемом отказе о непредставлении заявителем соглашения между двумя соарендаторами, не свидетельствуют о наличии законных оснований для отказа, поскольку представление такого соглашения нормами ГрК РФ не предусмотрено при рассмотрении уполномоченным органом заявления о внесении изменений в разрешение на строительство.Соглашение между соарендаторами, которое требует по существу представить мэрия, не является правоустанавливающим документом.
В рассматриваемом случае договор аренды земельного участка от 21.06.2010 с соглашением № 2 от 21.05.2018 к нему является правоустанавливающим документом, сведения о нем имеются у мэрии как арендодателя и в ЕГРН. Заявитель является арендатором.
Кроме того, согласно ч. 21.12 ст.51 ГрК установлено, что в случае если документы, предусмотренные п. 1 - 4 ч. 21.10 данной статьи, не представлены заявителем, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган обязан запросить такие документы или сведения, содержащиеся в них, в соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Частью 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
Основания для отказа во внесении изменений, указанные в оспариваемом отказе, в настоящем случае отсутствовали, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок у мэрии имелись.
Как следует из вступившего в законную силу решения арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-15837/2019 договор аренды земельного участка на территории города Новосибирска с множественностью лиц на стороне арендатора от 21.06.2010 № 98058м действует, а соглашение от 21.05.2018 № 2 не противоречит закону и не может быть признано ничтожной сделкой.
Доводы мэрии о том, что заявитель обратился с заявление по истечении срока действия разрешения на строительство, судом не принимаются, отказа по этому основанию не содержится в оспариваемом уведомлении.
Заявителем был представлен Протокол общего собрания собственников объекта незавершенного строительства от 28.12.2018 , который не входит в обязательный перечень документов согласно п.7 ст. 51 ГрК РФ. Указанный протокол отображает волю собственников объекта об изменении способа завершения строительства многоквартирного дома, а именно замену застройщика ПК ЖСК «На ФИО12» на ЖСК «ФИО12 6/6» , протокол в данном случае по существу не был принят во внимание мэрией.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу обо что, оспариваемый ненормативный акт противоречит нормам законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
В силу нормативного единства ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
Восстановление нарушенных, по мнению суда, прав истца возможно путем повторного рассмотрения заинтересованным лицом заявления ЖСК ФИО12 6/6 , поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ проверка документов , является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). При выборе способа восстановления нарушенных прав суд доводами сторон не связан.
Расходы заявителя по оплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо в установленных ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размерах (ст. 110 АПК РФ).
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ во внесение изменений в разрешение на строительство в части наименования застройщика, изложенный в уведомлении № 11/1/11.1-04-00377 от 04.02.2019.
Обязать заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление ЖСК «ФИО12 6/6».
Взыскать с Мэрии города Новосибирска в пользу Жилищно-строительного кооператива "ФИО12 6/6" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | И.А. Рубекина |