ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5112/18 от 17.01.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                                                 № А45-5112/2018

24 января 2019 года                

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен 24 января 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Лузаревой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимошиной А.А., рассмотрев дело по иску войсковой части 2668, г. Новосибирск 

к муниципальному образованию город Новосибирск в лице мэрии г. Новосибирска, г. Новосибирск

третьи лица: 1) Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск; 2) муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска  «Горводоканал», г. Новосибирск; 3) мэрия города Новосибирска в лице Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, г. Новосибирск; 4) ТСН «Ельцовская 20», г. Новосибирск, 5) Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск

об обязании принять имущество в муниципальную собственность,

при участии представителей сторон:

от истца: Дробышев И.С., по  доверенности №1 от 09.01.2019, паспорт; Финагин В.С., по доверенности №Д-5/2019 от 24.12.2018, удостоверение; Кузнецов С.А., по доверенности от 20.02.2018, паспорт

от ответчика: Сидоренко И.Ю., по доверенности № 01/40/07170 от 24.12.2018, удостоверение;

от третьих лиц: 1) Беляев Ю.Д., по доверенности № 3 ОГ-521 от 13.12.2017; 2) Мягких Е.В., по доверенности № 17-18728 от 05.09.2017, паспорт; 3) Сидоренко И.Ю., по доверенности №12/1/11616 от 27.11.2018, удостоверение; Вяжевич А.С., по доверенности №01/40/07211 от 24.12.2018, паспорт, 4) Ковальчук Е.В., выписка из протокола от 23.03.2017, паспорт; 5) Финагин В.С., по доверенности № Д/1-5/2018 от 25.07.2018, паспорт,

                                                        установил:

войсковая часть 2628 обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением (с учетом его уточнения) к муниципальному образованию город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска об обязании принять объекты  недвижимого имущества в муниципальную собственность (сети, канализационная насосная станция (КНС) по адресу: г. Новосибирск, Ельцовская, 20), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области; муниципального унитарного предприятия города Новосибирска  «Горводоканал» (МУП города Новосибирска «Горводоканал»), департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, товарищества собственников недвижимости «Ельцовская 20» (ТСН «Ельцовская 20») и Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации.   

Определением от 20.02.2018 исковое заявление войсковой части 2628 принято к производству судьей Мальцевым С.Д.

Распоряжением Арбитражного суда Новосибирской области о передаче судебных дел №93-ГК от 13.08.2018 дело №А45-5112/2018 передано для рассмотрения в производство судьи Лузаревой И.В.

Войсковая часть 2668 считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку нахождение спорных объектов на балансе войсковой части противоречит задачам войск национальной гвардии Российской Федерации, к объектам войсковой части эти сети не относятся, спорные сети и КНС обеспечивают водоотведение жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск ул. Ельцовская, 20,  спорные сети водоснабжения и водоотведения подключены к централизованным сетям города Новосибирска, организация водоотведения и водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, поскольку канализационные сети находятся в федеральной собственности и переданы войсковой части 2668 на праве оперативного управления, а на канализационную насосную станцию права не оформлены, войсковая часть 2668 просит передать канализационно-насосную станцию  в муниципальную собственность как бесхозяйное имущество.

Мэрия города Новосибирска, департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска, МУП города Новосибирска «Горводоканал» с предъявленными требованиями не согласились, полагают, что основания для передачи спорных объектов в муниципальную собственность отсутствуют, поскольку  у спорных объектов инженерной инфраструктуры, в частности у канализационно-насосной станции имеются существенные дефекты, финансовые ресурсы на содержание  указанных объектов мэрии города Новосибирска не выделены, порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность нарушен, так как отсутствует волеизъявление муниципального образования город Новосибирск на принятие спорных объектов в муниципальную собственность, довод истца о том, что канализационно-насосная станция является бесхозяйным имуществом, по мнению ответчика и указанных лиц, представляется необоснованным. Также мэрия города Новосибирска просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что спорные объекты недвижимости являются самовольными постройками, не подлежащими передаче в муниципальную собственность.

Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области,  Сибирский округ войск национальной гвардии Российской Федерации и ТСН «Ельцовская 20» требование истца о передаче объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность поддерживают.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, проверив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), арбитражный суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований о передаче спорных сетей водоотведения и водоснабжения в муниципальную собственность, при этом суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства дела обстоятельств.

Актом государственной приёмочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от 23.12.2004  принят в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20 с трансформаторной подстанцией и индивидуальным тепловым пунктом.

Отведение сточных бытовых вод от канализационного выпуска дома в централизованную систему водоотведения осуществляется через:

- сети канализационные внутриплощадочные протяженностью 31 м (с кадастровым номером 54:35:032805:2159, находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление войсковой части 2668),

- канализационную насосную станцию (далее - КНС) (с кадастровым номером 54:35:032805:1767, находящуюся в федеральной собственности и переданную на баланс войсковой части 2668 по акту от 27.03.2006 и далее

- через сети канализационные напорные протяженностью 366 м (кадастровый номер 54:35:032805:2160, находящиеся в собственности Российской Федерации и переданные в оперативное управление войсковой части 2668).

Заказчиком многоквартирного дома, канализационных сетей и КНС, являлся отдел капитального строительства Сибирского округа внутренних войск МВД России (ныне ФГКУ "9 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ - далее 9 центр заказчика-застройщика), что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 23.12.2004, заключением управления Главгосэкспертизы России по Новосибирской области № 338 от 04.11.2004.

Указанная   КНС   (: 1767)   после   ввода   многоквартирного   дома   в эксплуатацию принята от 9 центра заказчика-застройщика войсковой частью   2668 на основании акта приема-передачи от 27.03.2006.

Актом о приеме-сдаче от 27.03.2006  ОКС Сибирского округа внутренних войск МВД России передал безвозмездно войсковой части 2668 канализационную насосную станцию но адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20.

Такими же актами от 27.03.2006  ОКС Сибирского округа внутренних войск МВД России передал безвозмездно войсковой части 2668 сети водопроводные, сети  канализационные внутриплощадочные, сети канализационные напорные пл. адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20.

Из материалов дела усматривается, что в рабочем проекте в разделе "Канализование" было предусмотрено 2 варианта канализования дома: временный - через проектируемую канализационно-насосную станцию в существующую канализацию по ул. Ельцовская и постоянный - через коллектор "Овражный" после его строительства.

МУП города Новосибирска "Горводоканал" были выданы 9 центру заказчика-застройщика технические условия № 5-7184 от 23.08.2001 на выполнение работ для водоснабжения и канализования дома в соответствии с проектом. Решением от 14.10.2003 № 5-4957 технические условия были продлены с корректировкой в части канализования - исключить строительство коллектора "Овражный". В сентябре 2004 года  был подписан акт, согласно которому канализация технически готова и может эксплуатироваться силами заказчика до передачи на баланс МУП города Новосибирска "Горводоканал".

Согласно абзацу 4 п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Согласно Приложению № 2 (акт о разграничении балансовой принадлежности - приложение 1) и №3 (акт о разграничении эксплуатационной ответственности) к договору от 25.06.2015 между ТСН "Ельцовская 20" и МУП г. Новосибирска "Горводоканал"  в настоящее время участок канализации от первого смотрового колодца до врезки в централизованную систему водоотведения находится в границах эксплуатационной ответственности войсковой части 2668 и включает сети внутриплощадочные (:2159), КНС (: 1767) и сети напорные (:2160).

Таким образом, канализование многоквартирного дома осуществляется следующим образом: самотечные внутриплощадочные сети канализации собирают хозяйственно-бытовые стоки в КНС. В КНС установлены насосы, которые перекачивают хозяйственно-бытовые стоки по напорным трубопроводам до границы балансовой и эксплуатационной ответственности с МУП города Новосибирска «Горводоканал».

Следовательно, канализование жилого дома по ул. Ельцовская, 20 без строительства и эксплуатации КНС невозможно, так как точка подключения к централизованным сетям канализации МУП г. Новосибирска «Горводоканал» находится в геодезических отметках значительно выше отметок самотечной внутриплощадочной канализации дома, для чего 9 центром заказчика-застройщика была построена напорная КНС. Соответственно, ввод жилого дома в эксплуатацию не мог быть осуществлен без строительства КНС.

КНС является сложным линейным объектом и неотъемлемой частью напорного канализационного трубопровода. Сеть канализации не может функционировать и эксплуатироваться без КНС и наоборот, КНС не может функционировать и эксплуатироваться без примыкающих к ней сетей.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним право собственности на сети канализационные внутриплощадочные, сети канализационные напорные, сети водоснабжения 2х100 по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20 зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления за войсковой частью 2668 (дата регистрации от 25.04.2017).

Так, за войсковой частью 2668 зарегистрировано право оперативного управления на часть сетей в границах ее эксплуатационной ответственности и примыкающих к КНС: сети канализационные внутриплощадочные протяженностью 31 м (:2159, номер регистрационной записи 54:35:032805:2159-54/001/2017-2 от 25.04.2017) и сети канализационные напорные протяженностью 366 м (:2160, номер регистрационной записи 54:35:032805:2160-54/001/2017-2 от 25.04.2017).

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 16.08.2017 № 257/13 правообладателем насосной станции (: 1767) является Российская Федерация. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области № 560-р от 26.07.2017 указанное имущество передано в оперативное управление войсковой части 2668.

Данное имущество приложением № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 отнесено к муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Согласно абзацу 4 пункта 1 приложения № 3 объекты инженерной инфраструктуры городов независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.

В силу пункта 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и  Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 2 Закона № 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.

Как предусмотрено частью 1 статьи 3 Закона № 423-ФЗ, решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

До образования Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия)  таким органом в отношении имущества, переданного в оперативное управление войсковой части 2668, являлось Министерство внутренних дел Российской Федерации.

01.04.2016 в соответствии с подпунктом 24 пункта 8 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних войск Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1999 № 281, главнокомандующий внутренними войсками МВД России принял решение  № 4/25-2684 о передаче федерального недвижимого имущества, в том числе войсковой части 2668 Сибирского регионального командования внутренними войсками МВД России, в муниципальную собственность города Новосибирска согласно прилагаемого к данному распоряжению перечню.

В указанный перечень под номерами 17, 20,  21, 22 и 23 вошли и спорные объекты недвижимости – сети водоснабжения, сети напорные внутриплощадочные, сети канализационные напорные и канализационная насосная станция, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20.

Спорные сети водоснабжения,  КНС и канализационные сети представляют собой объекты коммунально-бытового назначения инфраструктуры муниципального образования, предназначенные для обслуживания населения, они, в силу закона - приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются муниципальной собственностью, и на основании пункта 2 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации подлежат передаче в муниципальную собственность (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N ВАС-10863/11).

В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" полномочия по организации водоснабжения и водоотведения населения возложены на органы местного самоуправления поселения/городского округа.

Под организацией водоснабжения и водоотведения понимаются и такие организационные вопросы как обеспечение эксплуатации и работоспособности указанных сооружений, посредством которых население обеспечивается водоснабжением и водоотведением. Данный вопрос может быть решен органом местного самоуправления самостоятельно или с привлечением третьего лица - специализированной организацией.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона  N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Поскольку спорное имущество представляет собой объекты инфраструктуры, обеспечивающие водоотведение в городе, следовательно, обязанность по их принятию возложена на мэрию.

Согласно Указу президента от 30.09.2016 № 510 о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации  Росгвардия является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом войск национальной гвардии и организаций, находящихся в ведении Росгвардии.

В соответствии с п.67 раздела 2 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 №510, Росгвардия осуществляет в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества войск национальной гвардии, а также федерального имущества, переданного организациям, находящимся в ведении Росгвардии.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 03.07.2016  № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением возложены следующие задачи: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными правительством Российской Федерации; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции: участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи на воинские части могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Войсковая часть 2668 подведомственна Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Оказание коммунальных услуг и содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства не свойственны профилю деятельности воинской части и противоречат Федеральному закону ФЗ-226.

Таким образом, на войсковую часть не могут быть возложены задачи по водоснабжению и водоотведению многоквартирного жилого дома расположенного по адресу т. Новосибирск ул. Ельцовская, 20.

Исходя из судебной практики (Постановление от 30.06.2006 N 8-П, Определение от 07.12.2006 N 542-0, Определение от 04.12.2007 N 828-О-П), Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений ч 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, отметил, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.

Кроме того в соответствии с п.п. «а» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" передача объектов недвижимости социального и коммунально-бытового назначения Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны   Российской   Федерации   организаций   в   муниципальную   собственность осуществляется в состоянии, пригодном к эксплуатации, с финансовыми ресурсами на их текущее содержание.

Ответчик ссылается на то, что после обращения войсковой части 2668 о передаче  имущества в муниципальную собственность, было проведено обследование КНС, в результате которого было выявлено, что КНС находится в аварийном состоянии и для передачи в муниципальную собственность необходимо произвести ее ремонт.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако, вопреки заявленным возражениям, мэрия города Новосибирска и МУП города Новосибирска «Горводоканал» не представили в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих аварийное состояние спорной КНС и невозможность ее эксплуатации.

Из акта обследования КНС, проведенного 21.08.2018 МУП города Новосибирска «Горводоканал» с участием представителей мэрии города Новосибирска и войсковой части 2668, следует, что представители этих организаций не пришли к согласию относительно работоспособности КНС.

Однако, на момент рассмотрения спора по существу информации о том, что работа КНС прекращена виду ее аварийного состояния, в дело не представлено.

Соответственно, довод ответчика о невозможности эксплуатации КНС ввиду нахождения объекта в аварийном состоянии, не подтвержден документально.

Действующее законодательство не обусловливает передачу в муниципальную собственность объектов, которые в силу закона должны находиться в муниципальной собственности, техническими состояниями данных объектов.

Таким образом, препятствия для передачи спорного имущества в муниципальную собственность по делу не установлены.

Вместе с тем, не нашел своего подтверждения довод истца о том, что КНС является бесхозяйным имуществом, так как какие-либо права в отношении канализационной насосной станции в установленном законом порядке не зарегистрированы.

В соответствии с ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Как указано выше, канализационные сети и спорная КНС строились для осуществления водоотведения от многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Новосибирск ул. Ельцовская, 20 заказчиком - отделом капитального строительства Сибирского округа внутренних дел МВД в лице «9 Центра заказчика-застройщика внутренних войск национальной гвардии РФ», которые в дальнейшем были переданы в оперативное управление войсковой части 2668.

Спорные объекты (КНС и канализационные сети) являются единой системой инженерной инфраструктуры, созданной для водоотведения сточных вод от многоквартирного дома, расположенного по адресу ул. Ельцовская 20. КНС является неотъемлемой частью системы канализования, без которой невозможно обеспечивать отвод сточных вод.

Технические условия № 5-7184 от 23.08.2001 на подключение жилого дома, по адресу ул. Ельцовская, 20 к централизованным сетям водоснабжения были выданы МУП г. Новосибирска «Горводоканал» Управлению Сибирского округа внутренних войск МВД РФ, которые были продлены с корректировкой в части канализации в 2003 году. Соответственно, данная канализация строилась именно для осуществления водоотведения от вышеуказанного многоквартирного дома, и для каких либо других целей или объектов она не может быть использована. В связи с чем, КНС в силу ст. 135 ГК РФ, является объектом вспомогательного назначения (для обеспечения работы сетей, осуществляющих водоотведение от многоквартирного дома) и следует судьбе главной вещи.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может является основанием для признания его безхозяйным. При этом не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано безхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества, фактическое владение данным имуществом. Наличие правопритязаний на спорный объект недвижимого имущества подтверждается передачей документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО для государственной регистрации права за Российской Федерацией и оперативного управления за воинской частью 2668.

Не может быть принят во внимание суда также и довод ответчика о том, что КНС является самовольной постройкой.

Самовольной постройкой, согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ, признается здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Поскольку КНС была предусмотрена проектом при строительстве многоквартирного дома, для чего был выделен земельный участок, получены технические условия МУП г. Новосибирска "Горводоканал", дом сдан в эксплуатацию и данные обстоятельства никакой из сторон по делу не оспариваются, КНС не может рассматриваться как самовольная постройка.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что права зарегистрированы на все спорные объекты, кроме КНС.

В то же время, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона № 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.

Из положений пункта 12 статьи 3 Закона № 423-ФЗ следует, что предусмотренное частью 1 названной статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано.

Согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. В  соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Оценив представленные по делу доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд пришел к выводу, что спорные объекты инженерной инфраструктуры не являются имуществом, необходимым для осуществления задач, возложенных на Росгвардию, объекты предназначены для решения исключительно вопросов местного муниципального значения, поэтому данные объекты подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

Руководствуясь ст.ст.167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

обязать муниципальное образование - город Новосибирск в лице мэрии города Новосибирска принять в муниципальную собственность сети канализационные напорные (кадастровый номер 54:35:032805:2160), сети канализационные внутриплощадочные (кадастровый номер 54:35:032805:2159), сети водоснабжения 2*100 (кадастровый номер 54:35:032805:2158), находящиеся по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20, а также канализационную насосную станцию (кадастровый номер 54:35:032805:1767), находящуюся по адресу: г. Новосибирск, ул. Ельцовская, 20б.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный  суд Западно-Сибирского округа при условии, что  оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал  в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через  Арбитражный суд Новосибирской области.

          Судья                                                                            И.В. Лузарева