АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-5348/2015
июля 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буряк Л.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество), г. Москва
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска
о признании недействительным решения налогового органа,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности № 14 от 28.02.2014 (срок до 01.10.2016)
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № 36 от 07.07.2014
Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) (далее - Банк, налогоплательщик, заявитель) обратился в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании ннедействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска №237 от 22.10.2014 «о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица требования Банка не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и оспариваемом решении.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд становил.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска (далее – Инспекция, налоговый орган) в отношении ОАО «Банк Москвы» в части деятельности Новосибирского филиала по результатам рассмотрения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ правонарушениях, от 22.08.2014 № 214 в отношении ОАО «Банк Москвы» в части Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» вынесено решение № 237 от 22.10.2014 о привлечении Банка к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 101200,00 рублей, на основании п.1 ст.126 НК РФ.
Основанием для привлечения Банка к ответственности послужило установление Инспекцией факта несвоевременности представления по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), сведений по форме 2-НДФЛ за 2013 г. (не позднее 31.01.2014). Фактически Банк представил сведения о доходах физического лиц 21.02.2014 г., о чем свидетельствует реестр сведений о доходах физических лиц. Тем самым совершил виновное противоправное деяние, за которое п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ предусмотрена налоговая ответственность.
Не согласившись с решением налогового органа № 237 от 22.10.2014, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области
Решением УФНС по НСО от 03.02.2015 №705 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «Банк Москвы» в арбитражный суд с требованием признать недействительным решение№237 от 22.10.2014 «о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Как следует из материалов дела, сведения по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать налог и сумме налога были направлены Банком в налоговый орган по ТКС через МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (г. Санкт - Петербург).
Подтверждением данного обстоятельства являются данные из системы информирования банков о состоянии обработки электронных документов, полученные с официального сайта ФНС России.
При направлении Банком по ТКС в электронной форме файла NO_NDFL2_9979_5406_7702000406540643001_20140131_776C9187-BCD8-4144-81E0-73A9578ABF7CчерезМИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 в соответствии с Приказом ФНС России от 31.07.2014 №MМВ-7-6/368@специализированным оператором связи подтверждена дата отправки - 31.01.2014.
Вместе с тем, с подтверждением даты отправки, 03.02.2014 по ТКС было получено сообщение SOS4485037409241168431 .xml с текстом код ошибки: слишком много ошибок, проверка прекращена.
21.02.2014 Банк повторно направил по ТКС сведения 2 НДФЛ вместе с сопроводительным письмом, которые были приняты налоговым органом без замечаний и подтверждены протоколом 3744 и реестром 3744 от 24.02.2014.
Повторное сообщение было направлено в налоговый орган после самостоятельного выявления и устранения ошибки, связанной с некорректным указанием адресов физических лиц, с целью уточнения ранее направленных сведений.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что требования Заявителя обоснованные и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Налоговыми агентами, как определено в пункте 1 статьи 24 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджеты Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 24 НК РФ, налоговые агенты обязаны, в том числе представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно нормам пункта 5 статьи 226 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов, ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения налоговыми агентами представляются в налоговые органы по месту их учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций.
Порядок предоставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и суммы налога на доходы физических лиц утвержден Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ "Об утверждении порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка датой предоставления сведений считается дата их отправки, зафиксированная в подтверждение даты отправки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи специализированного оператора связи или налогового органа.
В соответствии с пунктом 11 Порядка представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль.
При приеме сведений, поступивших на электронных носителях, допускается корректировка адреса в соответствии с используемым справочником адресов (КЛАДР).
Результаты форматного контроля файла со сведениями отражаются в протоколе приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде (приложение 2 к Порядку), который оформляется в двух экземплярах.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что в случае, когда информация сформирована на электронном носителе не в соответствии с требованиями к формату, электронный носитель возвращается налоговому агенту или его представителю вместе с протоколом приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде, содержащим описание ошибок форматного контроля, для повторной подготовки данных.
Судом установлено, что при предоставлении 31.01.2014 сведений о доходах физических лиц за 2013 год сведения не были приняты Инспекцией в связи с тем, что согласно сообщению от 03.02.2014 сведения содержат много ошибок.
Общество, получив 03.02.2013 от оператора связи сообщение об ошибке, исправило ошибки и 21.02.2014 повторно направил по ТКС сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2013 год, которые были приняты Инспекцией.
Представление Банком 21.02.2014 исправленных сведений послужило основанием для принятия Инспекцией решения №237 от 22.10.2014 и привлечения его к ответственности на основании статьи 126 НК РФ в виде штрафа 101200 руб.
Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Диспозиция части 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают ответственность за виновное непредставление деклараций, иных документов и сведений, предусмотренных Кодексом, в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации, представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
Объективной стороной правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ, является непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок документов и сведений. Даже представление налоговых деклараций и документов, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений Инспекцией, не образует объективную сторону названных правонарушений.
Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Из материалов дела следует, что сведения о доходах физических лиц за 2013 год в электронном виде представлены Банком своевременно, что подтверждено специализированным оператором связи 31.01.2014, но не приняты инспекцией к использованию по причине обнаружения ошибки следующего содержания: «Фатальная ошибка разбора ХМL- файла: слишком много ошибок».
03.02.2014 от налоговой инспекции 9979 поступило извещение о получении электронного документа.
Таким образом, данное сообщение подтверждает фактотправки Банком сведений, в рамках установленного НК РФ срока - 31.01.2014, и является обстоятельством, исключающим вину Банка в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 126 НК РФ.
Причина, связанная с неполучением Банком от инспекции протокола приема сведений, сообщающего об ошибках в сведениях, направленных 31.01.2014 Банку неизвестна и не может являться основанием для привлечения Банка к ответственности.
Исходя из изложенного, следует признать, что в действиях банка отсутствуют события налоговых правонарушений, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение общества к налоговой ответственности.
При данных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что налоговый орган неправомерно привлек к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде101200,00 руб. налоговых санкций.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате госпошлины возлагаются на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение № 237 от 22.10.2014, принятое инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения АКБ «Банк Москвы» (ОАО).
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска в пользу АКБ «Банк Москвы» (ОАО) (ИНН <***>) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | В.Н. Юшина |