АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6.
http://novosib.arbitr.ru/
------------------------------ ------------------------------------------------------------------------
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-5440/2011
9 июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 8 июня 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 9 июня 2011 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошуля Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, зал 606, дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Лотошанское»
к ответчику – Главному управлению внутренних дел по Новосибирской области
о совершении действий по прекращению регистрации транспортных средств
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО2 – доверенность от 25.05.2010, паспорт,
ответчика – юрисконсульт отдела правового обеспечения ФИО3 – доверенность №20/486 от 23ю11ю2010, удостоверение, ФИО4 – доверенность №20/509 от 25.11.2010, удостоверение,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Лотошанское» обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Новосибирской области о снятии с регистрационного учета в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения следующих транспортных средств, приобретенных им на основании договоров купли-продажи у Закрытого акционерного общества «Лотошанское», прекратившего свою деятельность:
1. Автомобиль марки ГАЗ-52, 1981 год выпуска, цвет: хаки, номер двигателя: 0083351; номер шасси: 0469559, кузов: цистерна; регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT789796 от 08.04.1997;
2. Автомобиль марки ГАЗ-5204, 1987 год выпуска, цвет: синий, номер двигателя: 916719, шасси: 0947345, кузов: АТО 4822, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT789407 от 12.02.1996;
3. Автомобиль марки ГАЗ-5312, 1991 год выпуска, цвет: синий, номер двигателя: 1019166, шасси: 1309161, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT 789794 от 08.04.1997;
4. Автомобиль марки УАЗ-31514, 1995 год выпуска, идентификационный номер: <***>, номер двигателя: УМЗ-4178 №0705352, номер шасси: 0556354, номер кузова: 0040547, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 73 ВА 679117 от 19.10.1995;
5. Автомобиль марки ГАЗ-3307, 1993 года выпуска, идентификационный номер: <***>, цвет: голубой, номер двигателя: 51162943, шасси: 1482445, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 ЕВ 620445 от 25.08.2001;
6. Прицеп, 1989 год выпуска, модель: ГКБ-8527, номер шасси: 5922,
регистрационный знак: 34-42НС, технический талон от 30.03.1989.
Требования истца основаны на статьях 1, 209, 223, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик, к которому истец обратился с заявлениями о снятии транспортных средств с учета, отказался совершить необходимые действия, сославшись на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938.
Ответчик отклонил требования истца как необоснованные, ссылаясь на то обстоятельство, что транспортные средства не были сняты с регистрационного учета предыдущим собственником и учета в военкомате.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд находит требования истца подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ООО «Лотошанское» (покупатель) приобрело в собственность у ЗАО «Лотошанское» (продавца) по договорам купли-продажи от 17.04.2008 спорные транспортные средства.
Приобретенные истцом транспортные средства переданы ему продавцом по актам приема-передачи от 17.04.2008 к договору купли-продажи автомобиля.
Расчет за приобретенные транспортные средства истцом произведен с продавцом в полном объеме.
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с изложенным у истца возникло право собственности на автомобили. Данный факт никем не оспаривается.
Пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из содержания части 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г., регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 11.11.2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" введен в действие Приказ МВД РФ от 24.11.2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (в редакции от 20.01.2011).
Данным Приказом утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Правила) и Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Регламент).
Настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
Согласно пункту 3 Правил, пункту 33 Регламента не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами и Административным регламентом.
Таким образом, по смыслу указанных норм, не могут быть зарегистрированы транспортные средства в случае уже имеющейся регистрации.
Прежний собственник транспортных средств – ЗАО «Лотошанское» прекратил свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании решения суда, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 54 №003740355 от 30.06.2008.
ООО «Лотошанское» 15.02.2011 обратилось в 02 МО ГТО и РАМТС 2 ГИБДД ГУВД по НСО с заявлениями о снятии транспортных средств с учета.
Истцу было отказано в снятии транспортных средств с учета на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938.
Таким образом, в отношении приобретенных истцом транспортных средств возникла правовая неопределенность, вследствие которой истец не может реализовать свои правомочия собственника, в том числе по снятию транспортных средств с учета, иначе, как обратившись с настоящим иском в арбитражный суд.
Материалами дела подтвержден факт снятия транспортных средств с военного учета.
Форма требования истца о прекращении регистрации транспортных средств в рассматриваемой юридической ситуации неприменима, так как речь идет фактически о снятии транспортных средств с учета.
Довод ответчика о неснятии прежним собственником транспортных средств с учета, положенный в основу его отказа истцу в снятии транспортных средств с регистрационного учета, признается судом несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из содержания части 3 статьи 15Федерального закона «О безопасности дорожного движения» регистрация транспортных средств осуществляется для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Собственник транспортного средства, приобретенного в соответствии с законом и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы ГИБДД для его регистрации и получения соответствующих документов. При этом Федеральный закон"О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если прежний собственник или владелец транспортного средства не снял его с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортное средство.
Снятие (или неснятие) транспортного средства с учета перед заключением договора о прекращении на него права собственности само по себе не влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, то есть на деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Закона).
Нарушение Правил регистрации транспортного средства в органах Госавтоинспекции, связанное с постановкой и снятием с учета транспортного средства, допущенное прежним собственником ЗАО «Лотошанское», может быть устранено в судебном порядке путем предъявления требований о снятии его с учета.
При указанных обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства истец выразил намерение нести судебные расходы по данному делу самостоятельно.
Руководствуясь статьями 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
обязать Главное управление внутренних дел по Новосибирской области снять с регистрации следующие транспортные средства:
1. Автомобиль марки ГАЗ-52, 1981 год выпуска, цвет: хаки, номер двигателя: 0083351; номер шасси: 0469559, кузов: цистерна; регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT789796 от 08.04.1997;
2. Автомобиль марки ГАЗ-5204, 1987 год выпуска, цвет: синий, номер двигателя: 916719, шасси: 0947345, кузов: АТО 4822, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT789407 от 12.02.1996;
3. Автомобиль марки ГАЗ-5312, 1991 год выпуска, цвет: синий, номер двигателя: 1019166, шасси: 1309161, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 AT 789794 от 08.04.1997;
4. Автомобиль марки УАЗ-31514, 1995 год выпуска, идентификационный номер: <***>, номер двигателя: УМЗ-4178 №0705352, номер шасси: 0556354, номер кузова: 0040547, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 73 ВА 679117 от 19.10.1995;
5. Автомобиль марки ГАЗ-3307, 1993 года выпуска, идентификационный номер: <***>, цвет: голубой, номер двигателя: 51162943, шасси: 1482445, регистрационный знак: <***>, паспорт транспортного средства: 54 ЕВ 620445 от 25.08.2001;
6. Прицеп, 1989 год выпуска, модель: ГКБ-8527, номер шасси: 5922,
регистрационный знак: 34-42НС, технический талон от 30.03.1989.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, город Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Н. Хорошуля