АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007 г. Новосибирск, ул. Кирова, 3
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-5469/2008
52/117
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2008 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2008 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора
к ООО «АЗС-Сибирь»
о привлечении к административной ответственности
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.04.2008г.
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 06.05.2008г.
В Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора (далее – заявитель) о привлечении ООО «АЗС-Сибирь» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы осуществлением обществом погрузоразгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии).
В отзыве на заявление общество считает заявленные требования необоснованными, ссылается на следующие обстоятельства.
ООО «АЗС-Сибирь» является арендатором железнодорожного пути, в соответствии с договором хранения № 5 от 25.04.2007г. общество оказывает ЗАО «Горно-промышленной компании «ЗСК» услуги по хранению, сливу и наливу ГСМ. Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по хранению, сливу, наливу ГСМ не подлежит лицензированию.
При этом, понятия «погрузо-разгрузочная деятельность» и «слив-налив» разделены законодателем, в частности, статья 340 Налогового кодекса РФ разделяет расходы организаций на расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и расходы на слив и налив; статья 20 Устава железнодорожного транспорта РФ указывает на различие понятий погрузки и налива.
Кроме того, по мнению заявителя, при обращении с заявлением в арбитражный суд, заявителем в нарушение статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не были направлены обществу приложенные к заявлению документы – пояснения ФИО3, копия накладной, копия приказа № 1, справка о поступивших вагонах с опасными грузами в 2007 году.
Также общество ссылается на нарушение заявителем порядка составления протокола об административном правонарушении, в частности в нарушение статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол был составлен в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к ответственности.
Как следует из материалов дела, ООО «АЗС-Сибирь», согласно пункту 2.2 устава общества, осуществляет производственную деятельность по приобретению, транспортировке, хранению, реализации оптом и в розницу горючесмазочных материалов, нефтепродуктов, других энергоносителей. Для обеспечения своей деятельности общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования по договорам от 17.11.2006 с ОАО «Черепановский райтоп», от 12.01.2007г. с МУП Черепановский НМК «Водстрой».
В ходе проверки 24.03.200г. заявителем было установлено, что 22.03.2008г. на железнодорожные пути необщего пользования, арендуемые обществом, поступил вагон-цистерна № 50783422 с опасным грузом жидкие продукты пиролиза, который принадлежит к третьему классу опасности (аварийная карточка № 313). Выгрузка опасного груза была произведена силами ООО «АЗС-Сибирь».
Согласно справке общества за 2007 год ООО «АЗС-Сибирь» получило и выгрузило самостоятельно опасные грузы – бензин А-92 более 113 тонн, А-80 более 52 тонн, дизтопливо более 890 тонн.
Полагая, что погрузоразгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 24.03.2008г. в отношении общества был составлен Протокол № 51/юл об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступления представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пиролиз является опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузоразгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузоразгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.06 № 134, определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Факт осуществления обществом выгрузки железнодорожных цистерн с опасным грузом (бензином) на арендуемом участке подъездных железнодорожных путей без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.
Между тем общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела и не оспаривает само юридическое лицо, не имеет.
Доводы общества о том, что ООО «АЗС-Сибирь» осуществляет деятельность по сливу, наливу и хранению ГСМ, при этом указанные виды деятельности отсутствуют в перечне лицензируемых видов (данный вид деятельности был исключен Федеральным законом от 9 декабря 2002 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не принимаются судом во внимание, исходя из следующего.
Ранее действующее Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденное Постановлением Правительства РФ 8 августа 2002 г. № 637, не охватывало собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте , указанная лицензия разрешала проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Пункт 3.2. Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 № 50, определяет погрузку и выгрузку опасных грузов, как слив-налив на сливно - наливной эстакаде. Использование указанной эстакады в своей деятельности общество не отрицает.
Согласно пункта 3.11 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 25, «слив груза» представляет собой выгрузку груза из цистерны.
Таким образом, осуществляя слив ГСМ из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Ссылка общества на различие понятий «погрузочно-разгрузочной деятельности» и «слив-налив», содержащихся в Налоговом кодексе РФ несостоятельна, поскольку Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и не регулирует отношения, связанные с погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Кроме того, статья 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на которую ссылается заявитель, включает в понятие «погрузка», в том числе, «налив».
Ссылка общества на нарушение заявителем требований статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не принимается судом во внимание, поскольку в силу пункта 1 статьи 126 Кодекса к исковому заявлению прилагаются уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют. В данном случае документы, приложенные к заявлению и не направленные обществу, являются документами ООО «АЗС-Сибирь», следовательно, у общества они имеются. Кроме того, следует отметить, что нарушения статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ не является основанием для отказа в привлечении лица, совершившего административное правонарушение, к ответственности.
Доводы общества о нарушении заявителем требований статьи 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются необоснованными – представленный в дело протокол об административном правонарушении составлен в присутствии генерального директора ООО «АЗС-Сибирь», являющегося его законным представителем, о чем свидетельствует его подпись на протоколе.
При таких обстоятельствах основания для привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеются.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, срок для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела не истек.
При назначении наказания суд, учитывая наличие смягчающих обстоятельств - привлечение общества к административной ответственности впервые, считает возможным назначить минимальный размер штрафа – 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «АЗС-Сибирь», расположенное по адресу <...>, ОГРН <***>, к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Банк плательщика – ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г.Новосибирска
Получатель: УФК по Новосибирской области (Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН <***> / КПП 540701001
БИК 045004001
Счет получателя 40101810900000010001
КБК 10611690040040000140
ОКАТО 50401000000
Назначение платежа: уплата штрафа
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Т.В.Абаимова