ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5723/16 от 12.09.2016 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                             Дело № А45-5723/2016

19 сентября 2016 года                                                

Резолютивная часть решения объявлена   12 сентября 2016 года

Полный текст решения изготовлен            19 сентября 2016 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе  судьи Шашковой В.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И.

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Товарищества собственников жилья «Восход-46»

к   Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области

о признании незаконным и  отмене постановления по делу № 02-13-16-2016 от 11.03.2016

при участии в судебном заседании представителей

заявителя – ФИО1, доверенность от 19.07.2016,

заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 11.01.2016.

Товарищество собственников жилья «Восход-46» (далее – ТСЖ «Восход-46», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области     (далее – Новосибирское  УФАС) о признании незаконным и отмене   постановления    от 11.03.2016  № 02-13-16-2016 о назначении административного наказания за правонарушение,  ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Новосибирское   УФАС с доводами заявителя не согласно, в удовлетворении требования просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон,    явившихся  в судебное заседание, суд установил следующее.

Постановлением Новосибирского УФАС от 11.03.2016  № 02-13-16-2016  ТСЖ «Восход 46»  привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ  в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Основанием для привлечения ТСЖ к административной ответственности послужило обращение в августе 2015 года в Новосибирское УФАС гр.  ФИО3 с жалобой на действия ТСЖ «Восход 46», выразившиеся в прекращении с 16 апреля 2015года холодного водоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу <...>.

27 января 2016 года комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области своим решением № 02-01-54-10-15 прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ТСЖ «Восход 46» по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения. При этом УФАС усмотрело в действиях ТСЖ административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 КоАП РФ,  и передала материалы дела должностному лицу Новосибирского УФАС РФ для принятия решения о возбуждении административного производства.

Из постановления № 02-13-16-2016 от 11.03.2016  следует, что ТСЖ «Восход 46» осуществляет транспортировку и распределение воды, поставляемой МУП «ГОРВОДОКАНАЛ» в жилые и нежилые помещения, расположенные по адресу <...> через водопровод к зданию №46 по ул. Восход, проложенный в канале теплосети ТСЖ «Восход 46» и внутридомовые инженерные сети.

Согласно акту разграничения ответственности сторон за состояние и эксплуатацию водопроводно-канализационных сетей и сооружений между МУП «ГОРВОДОКАНАЛ» и ТСЖ «Восход 46» водопровод к зданию №46 по ул. Восход проложен в канале теплосети. В соответствии с перечнем объектов инженерной инфраструктуры в Октябрьском районе г. Новосибирска теплотрасса от наружной стены дома №46 по ул. Восход в настоящее время является собственностью ТСЖ «Восход 46». Таким образом, ТСЖ «Восход 46», по мнению УФАС, является владельцем водопроводных сетей.

Из документов, представленных в адрес УФАС, установлено, что 16.04.2015  ТСЖ «Восход 46» в нежилом помещении, принадлежащем гр. ФИО3 и расположенном по адресу <...> произвело отключение холодного водоснабжения, что подтверждается актом.

Согласно п.3 ст. 11 федерального закона от 07.12.2011 года № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции от 29.12.2015 года собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды ( сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким сетям.

Таким образом, ТСЖ «Восход 46» за нарушение п. 3 ст. 11 федерального закона от 07.12.201 1 года № 416 -ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в редакции от 29.12.2015 года несет ответственность в соответствии с ч.1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Место совершения административного правонарушения - г. Новосибирск Время совершения административного правонарушения - с 10.01.2016 года с момента вступления в законную силу ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Суд считает  данное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Так, при вынесении оспариваемого постановления УФАС не приняло во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Из материалов административного дела следует, что  основанием для привлечения ТСЖ к административной ответственности послужило обращение в августе 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы  гр. ФИО3 с жалобой на действия ТСЖ «Восход 46», выразившееся в прекращении с 16 апреля 2015года холодного водоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу <...>.

Действующей на тот момент редакцией ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ не предусматривалась какая-либо ответственность за прекращение водоснабжения.

С 10.01.2016 года в законную силу вступила новая редакция ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за препятствование собственником и иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды ( сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены к таким сетям.

Постановлением № 02-13-16-2016 от 11.03.2016  ТСЖ «Восход 46» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ. Из постановления следует, что время совершения административного правонарушения 10.01.2016, то есть,  с момента вступления в законную силу ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Указанное время совершения - 10.01.2016 года противоречит материалам дела, которыми установлено, что событие по отключению холодного водоснабжения в нежилое помещение, принадлежащее ФИО3, наступило 16 апреля 2015 года.

Таким образом, УФАС, при решении вопроса о привлечении к административной ответственности ТСЖ «Восход 46»», не приняло во внимание положения ст. 1.7 КоАП РФ, хотя  было установлено, что событие по отключению холодного водоснабжения наступило 16 апреля 2015 года и это было установлено УФАС в августе месяце 2015 года. В тот момент данные отношения по отключению холодного водоснабжения не являлись правонарушением с соответствующей административной ответственностью.

На основании ст. 1.7 КоАП РФ «...закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет». Кроме того, суд считает, что  действия ТСЖ по приостановлению подачи холодного водоснабжения собственнику нежилого помещения за неуплату не образует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, так как объектомрассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Подключение к системам теплоснабжения регламентируется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307. Правила подключения к системам водоснабжения и водоотведения определены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, предусмотренного частью  1 комментируемой  статьи, заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям; нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта; отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.

В действиях же ТСЖ в случае отключения холодной воды в нежилое помещение гр.  ФИО3 отсутствуют признакиобъективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Субъектом ст. 9.21 КоАП РФ в соответствии с ФЗ №147 «О естественных монополиях» является  субъект естественной монополии, то есть,  хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии или же собственник или законный владелец водопроводных сетей.

ТСЖ «Восход 46» не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, так как не является собственником или же законным владельцем водопроводных сетей. Постановлением мэрии г. Новосибирска от 31.12.2014 года №11673 «Об определении тепловой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей в г. Новосибирске» теплотрасса по ул. Восход 46 от наружной стены жилого дома до наружной стены тепловой камеры ТК-2 является бесхозной. Каких-либо документов, подтверждающих право собственности ТСЖ «Восход -46» на теплотрассу и расположенный в ней водовод в ТСЖ «Восход - 46» не имеется. Данная теплотрасса с водоводом также не состоит на балансе ТСЖ «Восход - 46».

Отключение холодного водоснабжения в нежилое помещение, собственником которого является ФИО3, было произведено по причине задолженности по оплате текущего содержания и отчислений на капитальный ремонт МКД согласно ч.1 п. 119 Постановления правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Суд принимает во внимание и  то обстоятельство, что Решением федерального суда Октябрьского района от 06.11.2015 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 обязать ТСЖ возобновить подачу холодного водоснабжения, возместить ущерб и моральный вред было отказано. То есть,  действия ТСЖ по отключению водоснабжения были признаны законными. Апелляционным определением Новосибирского областного суда указанное решение признано законным и обоснованным.

После окончания судебного разбирательства, когда ТСЖ получило возможность принудительно взыскать задолженность с ФИО3, 11.02.2016 года, холодное водоснабжение в офис №15 включено в 14 часов 15 минут, после чего он добровольно погасил долг и инцидент был исчерпан.

Суд полагает,  что в данном случае, действия ТСЖ могли быть квалифицированы ст.7.23 КоАП РФ. Объектом указанного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным объектом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Оконченным это правонарушение считается с момента совершения действия (бездействия),      нарушающего      норматив      или      режим.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах необходимых потребителю. При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Однако  УФАС не уполномочено проводить проверки по делам указанной категории.

При таких условиях постановление антимонопольного органа о привлечении ТСЖ  к ответственности надлежит признать незаконным.

Руководствуясь статьями 207, 208, 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление от 11.03.016 №02-13-16-2016 о назначении административного наказания, которым Товарищество собственников жилья «Восход-46» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 000 рублей.  

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней после его принятия.

Судья                                          В.В.Шашкова