г. Новосибирск Дело № А45-574/2021
21 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2021 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рыбиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санжиевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Хорс» (ОГРН <***>), г. Новосибирск
к фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН <***>), г. Новосибирск
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска (ОГРН <***>, 630004 г. Новосибирск
об обязании фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области совершить комплекс мероприятий в целях проведения работ по капитальному ремонту кровли и фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>
при участии представителей:
от истца: ФИО1 (доверенность от 10.01.2020, диплом № 49905 от 29.06.2007, паспорт)
от ответчика: ФИО2 (доверенность № 78 от 11.12.2019, диплом № 38900 от 26.06.1999, паспорт)
от третьего лица: ФИО3 (доверенность № 51/02-1304 от 07.12.2020, диплом № 1890 от 16.07.2001, паспорт)
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Хорс» обратилось в арбитражный суд с иском к фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска об обязании фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области совершить комплекс мероприятий в целях проведения работ по капитальному ремонту кровли и фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Ответчик, третье лицо отзывами на иск относительно удовлетворения исковых требований возражают, подробно излагая свои доводы в отзывах.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы представителей сторон, третьего лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Истец, обосновывая иск, ссылается на то, что в результате длительной эксплуатации без проведения работ по капитальному ремонту многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, находится в неудовлетворительном состоянии, а именно, требуется полная замена стропил, кобылок и полная замена подстропильной системы, полная замена кровли, требуется полная замена окон, требуется замены досок обшивки, требуется замена обрешетки, замена вентшахты, штукатурки цоколя, замена штукатурного слоя всего дома. Выполнение работ и мероприятий по их частичному ремонту к необходимым результатам не приводит, требуется проведение работ капитального характера. В связи с чем, истцом принято решение обратиться к ответчику с просьбой о принятии решения о включении объекта в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и проведении капитального ремонта общего имущества в объекте, в целях недопущения чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разрушениями конструкции крыши МКД по адресу: <...>.
Согласно решению от 13.05.2020 №27 комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности о недопущении возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными разрушениями строительных конструкций крыш и фасада многоквартирного жилого дома №29 по улице 2-я ФИО4 в Заельцовском районе города Новосибирска, было принято решение о переносе срока выполнения работ по капитальному ремонту на более ранний период.
Но согласно ответам на обращение об изменении сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома от фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (Фонд модернизации ЖКХ) и Мэрии города Новосибирска в лице администрации Центрального округа, собственникам многоквартирного дома было отказано в связи с тем, что указанный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Новосибирской области на 2026 - 2028 годы и оснований для проведения капитального ремонта общего имущества в объеме, необходимом для ликвидации последствий, нет.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Суд, рассмотрев утверждения истца, проанализировав доводы ответчика, третьего лица, сопоставив между собой представленные лицами, участвующими в деле, в материалы дела доказательства, обращает внимание на следующее.
Фонд наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 № 490-п.
Региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 20, ч. ч. 1,2 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. ст. 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 17 - 18 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» (далее - Закон 360-ОЗ), региональный оператор осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, осуществляет функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, иные функции, предусмотренные законодательством.
В силу положений ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (п. 5 ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы», утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014-2043 годы (далее - региональная программа).
В региональную программу включены все многоквартирные дома (п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ) за исключением указанных в п. 1 ч. 2 ст. 169 ЖК РФ, определяющего, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 10 Закона № 360-03 не включаются в региональную программу многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры.
В обозначенную программу вошел многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.
Согласно утвержденной региональной программы, капитальный ремонт крыши, отопления и фасада многоквартирного дома № 29 по ул. 2-я ФИО4 запланирован на 2026 год. С 2017 по 2019 годы на данном доме уже были проведены работы по капитальному ремонту холодного и горячего водоснабжения, канализования, подвальных помещений, электроснабжения.
Фонд является исполнителем региональной программы и обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Для переноса сроков проведения капитального ремонта кровли и фасада на более ранний период, собственникам помещений в МКД необходимо обратить свое внимание на постановление Правительства Новосибирской области от 06.04.2015 № 132-п «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». Администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска в ответе на обращение ФИО5 в полном объеме разъяснила порядок действий при решении данного вопроса. Кроме того, третье лицо проинформировало истца о возможности получения субсидий на содержание и ремонт общего имущества в МКД.
На основании ч.1 ст. 9 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» (далее - Закон 360-ОЗ), региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации. В целях проведения актуализации программы управляющая организация должна до 01 августа текущего года предоставить в органы местного самоуправления сведения об общем имуществе многоквартирного дома, указанные в пунктах 1-3 части 1 ст.9.
Утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в соответствии со ст. 12 Закона 360-ОЗ относится к полномочиям Правительства Новосибирской области, которое утверждает такие планы до 01 октября года, предшествующего планируемому.
Далее, утвержденные Правительством Новосибирской области краткосрочные планы реализации программы капитального ремонта в срок до 20 октября года, предшествующего планируемому, направляются региональному оператору.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.10.2012 №709 путем реорганизации в форме слияния администрации Железнодорожного района города Новосибирска, администрации Заельцовского района города Новосибирска, администрации Центрального района города Новосибирска, образовано структурное подразделение (территориальный орган) мэрии города Новосибирска - администрация Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска (далее - администрация).
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п, плановые сроки капитального ремонта кровли и фасада дома № 29 по ул. 2-я ФИО4 города Новосибирска - 2026-2028 годы.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Центрального округа города Новосибирска от 13.05.2020 № 27 вышеуказанный дом признан требующим проведения капитального ремонта крыши и фасада, а также переноса срока выполнения работ на более ранний период.
В соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 06.04.2015 № 132-п (далее - Порядок), управляющая компания «Хорс», обслуживающая вышеуказанный многоквартирный дом, обратилась в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии города Новосибирска с документацией (протокол общего собрания, техническое заключение) для рассмотрения вопроса о переносе срока капитального ремонта крыши и фасада вышеуказанного дома и принятия соответствующего решения.
Решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 11.09.2020 № 3347 сроки планового капитального ремонта крыши и фасада дома оставлены без изменения, даны рекомендации проведения ремонта в первоочередном порядке в рамках трехлетнего периода.
В установленном законном порядке вышеуказанное решение комиссии не обжаловано.
В ответе на обращение управляющей компании «Хорс» от 01.12.2020 № 51/16/06334 администрация сообщила, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 01.03.2017 № 816, предусмотрено предоставление субсидий на ремонт общего имущества в многоквартирном доме для принятия безотлагательных мер с целью предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Сведений об обращении за вышеуказанной субсидией истец в материалы дела не представил.
В судебном заседании 16.03.2021 представитель истца указала, что истребованными от истца судом доказательствами: решением № 3347 от 11.09.2020, сведениями об обращении за субсидией не располагает, в материалы дела представлять не будет.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 65, ч. 1 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность. В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
При рассмотрении настоящего дела судом в порядке части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств, истец извещен надлежащим образом о дате и времени судебных заседаний, что позволяло истцу совершить процессуальные действия (в том числе ознакомиться с материалами дела; ходатайствовать о фальсификации доказательств либо подать иные процессуальные заявления; предоставить дополнительные доказательства, опровергающие доводы ответчика).
Исходя из принципа состязательности судопроизводства риск наступления последствий несовершения истцом процессуальных обязанностей по доказыванию своих доводов лежит на нем (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Распределение судебных расходов производится по правилам статей 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.А.Рыбина