ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5808/10 от 12.05.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

  дело № А45-5808/2010

резолютивная часть решения объявлена 12.05.2010

в полном объёме решение изготовлено 19.05.2010

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Поляковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Премьер» (город Новосибирск)

к государственному учреждению – Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 6 (город Новосибирск)

о признании недействительным решения о выделении средств на возмещение расходов, произведённых страхователем, применяющим специальный налоговый режим, на цели обязательного страхования в части отказа в выделении средств на возмещение расходов от 21.01.2010 № 14833

при участии представителей

заявителя: Литвинова Я.А. по доверенности от 06.04.2010, паспорт 5001 769204; Таболина И.Ю. по доверенности от 06.04.2010, паспорт 5003 981012

заинтересованного лица: Шушаро С.А. по доверенности от 29.12.2009 № 122, служебное удостоверение № 247; Волынкина Л.В. по доверенности от 29.12.2009 № 112, паспорт 0101 783540

установил

Общество с ограниченной ответственностью «Премьер» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о выделении средств на возмещение расходов, произведённых страхователем, применяющим специальный налоговый режим, на цели обязательного страхования в части отказа в выделении средств на возмещение расходов от 21.01.2010 № 14833.

Фондом отказано в возмещении расходов со ссылкой на то, что рабочие места общества за пределами территории города Новосибирска (города Барнаул, Искитим, Ленинск-Кузнецкий, Горно-Алтайск, Бийск, Бердск) не зарегистрированы в налоговых органах, единый налог на вменённый доход по месту нахождения рабочих мест страхователем не оплачивался, платёжные документы, подтверждающие соответствующие отчисления, не представлены.

Общество в своём заявлении утверждает, что отсутствие постановки на учёт в налоговом органе обособленных подразделений общества, имеющихся в других городах, не является нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку как таковых стационарных рабочих мест в данных городах общество не имеет.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. Дополнительно пояснили, что все необходимые социальные отчисления обществом производились.

Представители заинтересованного лица доводов заявителя возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Премьер» требований.

По существу спора судом установлено следующее.

21.12.2009 государственным учреждением – Новосибирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 6 была проведена камеральная проверка по вопросу выделения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию в отношении общества с ограниченной ответственностью «Премьер» за период с 01.01.2009 по 30.09.2009.

По результатам проверки был составлен акт от 21.12.2009 № 14833, согласно которому заявленные расходы на пособие по временной нетрудоспособности в размере 246 873 рублей 47 копеек возмещению за счёт средств фонда социального страхования не подлежат.

21.01.2010 было вынесено решение № 14833 об отказе в выделении обществу средств на возмещение расходов по выплате: пособий по временной нетрудоспособности в размере 25 821 рубля 95 копеек (в части отказа в возмещении расходов в сумме 823 рубля 53 копейки из указанной суммы в размере 25 821 рубль 95 копеек решение не оспаривается); пособий по беременности и родам в размере 107 695,00 рублей 00 копеек; единовременных пособий при рождении ребёнка в размере 25 805 рублей 65 копеек; пособий по уходу за ребёнком в размере 86 148 рублей 04 копейки; единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, в размере 1 402 рублей 83 копеек.

Отказ в возмещении названных сумм мотивирован тем, что пособия назначены и выплачены работникам, чьи рабочие места находятся за пределами города Новосибирска, где обособленных подразделений организации не зарегистрировано.

Отсутствие регистрации обособленных подразделений, как посчитал фонд, является нарушением пункта 1 статьи 83, пункта 2 статьи 84, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с данными выводами фонда, исходя из следующего.

По правилу пункта 4 статьи 3 федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений) финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключённым с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощённую систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с федеральным законом «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

В силу статьи 2 федерального закона «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», действовавшего на момент существования спорных правоотношений, гражданам, работающим по трудовым договорам, заключённым с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощённую систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счёт следующих источников:

средств Фонда социального страхования, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающий за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;средств работодателей - в части суммы пособия, превышающий один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, указанным в части 1 статьи 2 федерального закона «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», осуществляется за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

При наступлении соответствующих страховых случаев указанные работодатели производят в установленном порядке расчёт (назначение) пособий работникам и обращаются за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) фонда по месту регистрации.

В соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, и пунктом 2.4 Инструкции о порядке учёта и расходования средств обязательного социального страхования, утверждённой Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22, ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несёт администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Согласно пункту 2.7 Инструкции страхователи - работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и уплачивающие добровольно в Фонд социального страхования страховые взносы, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности по страховым случаям, наступившим и продолжающимся в период уплаты страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в счёт начисленных указанных страховых взносов; а иные расходы по обязательному социальному страхованию - за счёт средств, выделяемых отделением (филиалом отделения) фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции.

Пунктом 3.3 Инструкции установлен перечень документов, которые страхователю - работодателю необходимо представить в отделение (филиал отделения) фонда по месту регистрации для выделения (возмещения) средств. К ним относятся:

1) письменное заявление;

2) расчётная ведомость по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ) и форма отчёта по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ), за отчётный период или промежуточная расчётная ведомость по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающая начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

3) копии платёжных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого налога, уплачиваемого при упрощённой системе налогообложения;

4) заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Общество с ограниченной ответственностью «Премьер» как страхователь было зарегистрировано в государственном учреждении – Новосибирском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 6 20.02.2009.

Для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию заявитель представил государственному учреждению – Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 6 все документы, предусмотренные пунктом 3.3 Инструкции о порядке учёта и расходования средств обязательного социального страхования, в том числе платёжное поручение, подтверждающее уплату налога при применении упрощённой системы налогообложения.

Каких-либо претензий в отношении представленных обществом документов у фонда не возникло.

Единственным доводом, послужившим основанием для отказа обществу в возмещении произведённых им расходов, послужил вывод фонда о необходимости постановки на учёт в налоговых органах обособленных подразделений общества, имеющихся в других городах (Барнаул, Искитим, Ленинск-Кузнецкий, Горно-Алтайск, Бийск, Бердск).

Данный довод заинтересованного лица судом признаётся необоснованным и противоречащим как фактическим обстоятельствам дела, так и нормам действующего законодательства.

Из пояснений представителей заявителя, а также представленных в материалы дела документов следует, что общество с ограниченной ответственностью «Премьер» не имеет обособленных подразделений в городах Барнаул, Искитим, Ленинск-Кузнецкий, Горно-Алтайск, Бийск, Бердск, где исполняют свои обязанности его работники, которым были выплачены предъявленные к возмещению за счёт средств фонда пособия. Данные работники осуществляют свою трудовую деятельность в обособленных подразделениях других организаций - общества с ограниченной ответственностью «Лэмон Групп» и общества с ограниченной ответственностью «Сибобувь». Факт открытия обособленных подразделений указанных обществ городах Барнаул, Искитим, Ленинск-Кузнецкий, Горно-Алтайск, Бийск, Бердск подтверждается представленными в материалы дела копиями приказов, а также уведомлений о постановке на учёт российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения.

Основанием для выполнения работниками заявителя трудовых функций в обособленных подразделениях указанных организаций являются заключённые обществом с ограниченной ответственностью «Премьер» с обществом с ограниченной ответственностью «Лэмон Групп» и обществом с ограниченной ответственностью «Сибобувь» договоры на поиск и предоставление персонала (договор от 03.03.2008 № 1, договор от 11.03.2008 № 2). По условиям договоров заявитель на основании заявки заказчика (общества с ограниченной ответственностью «Лэмон Груп» и/или общества с ограниченной ответственностью «Сибобувь») оказывает услуги по поиску и предоставлению персонала для замещения вакантных должностей, имеющихся в организации заказчика. Заказчик в свою очередь обязуется оплатить оказанные услуги, организовать своевременный приём предоставленных работников, обеспечить их работой, создать отвечающие установленным требованиям условия труда. Заключение договора на поиск и предоставление персонала не освобождает заявителя от прав и обязанностей работодателя по трудовым договорам, заключённым с работниками. Заявитель ведёт кадровый учёт по всем работникам, осуществляет контроль за надлежащим исполнением работниками их трудовых функций, привлекает работников в установленных случаях к дисциплинарной и материальной ответственности, несёт ответственность за вред, причинённый работниками. Заявитель также несёт полную ответственность за выплату предоставленным работникам заработной платы и иных вознаграждений, а также за обеспечение работникам предусмотренных действующим трудовым законодательством социальных и трудовых гарантий и льгот, в том числе выплату пособий по государственному социальному страхованию.

Выполнение работниками трудовых функций вне места нахождения работодателя по договорам предоставления персонала не может рассматриваться как создание обособленных подразделений.

По правилам статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создаётся на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - это место осуществления этой организацией деятельности через своё обособленное подразделение.

Работники заявителя выполняют трудовые функции вне места нахождения общества с ограниченной ответственностью «Премьер». При этом рабочие места заявитель не создаёт, работники осуществляют свои трудовые обязанности на территории других организаций - заказчиков по договорам предоставления персонала. Данными договорами предусмотрено, что исполнитель не создаёт на территории заказчика стационарных рабочих мест. На заказчика возлагается обязанность по обеспечению работников надлежащими, безопасными и соответствующими трудовому законодательству условиями для выполнения трудовых функций. Заказчик за свой счёт обеспечивает работников всеми необходимыми документами, материалами, средствами и орудиями труда, помещением и всем необходимым, связанным с осуществлением работниками профессиональной деятельности в интересах заказчика.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью «Премьер» по месту нахождения своих работников обособленных подразделений не имеет и в силу норм действующего законодательства не обязано их иметь и ставить на налоговый учёт.

При таких условиях доводы заинтересованного лица, послужившие основанием для отказа в возмещении произведённых обществом расходов, представляются ошибочными, сделанными при неверном токовании и применении норм права.

Судом установлено и материалами дела подтверждается соблюдение обществом с ограниченной ответственностью «Премьер» порядка обращения за возмещением понесённых им как работодателем расходов на обязательное социальное страхование, в связи с чем у государственного учреждения – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 6 отсутствовали правовые основания для отказа в возмещении расходов обществу с ограниченной ответственностью «Премьер».

Расходы по государственной пошлине в размере 2 000 рублей 00 копеек, понесённые заявителем, подлежат взысканию в его пользу с фонда, поскольку заявленные обществом требования признаны судом подлежащими удовлетворению (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку суд, взыскивая с заинтересованного лица уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на фонд обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю понесённых им судебных расходов, нормы подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьёй 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным решение № 14833, вынесенное 21.01.2010 директором филиала № 6 государственного учреждения – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации «о выделении средств на возмещение расходов, произведённых страхователем–работодателем, применяющим специальный налоговый режим, на цели обязательного социального страхования» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Премьер» в части непринятия к зачёту расходов в размере 246 049 рублей 94 копеек.

3. Обязать филиал № 6 государственного учреждения – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью «Премьер» (ОГРН 10554750016915; ИНН 5433159640; юридический адрес: 630039, город Новосибирск, улица Никитина, дом 107а) и возместить обществу расходы по обязательному социальному страхованию.

4. Взыскать с филиала № 6 государственного учреждения – Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (город Новосибирск) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Премьер» (город Новосибирск) 2 000 рублей 00 копеек расходов по государственной пошлине по заявлению.

5. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

6. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Премьер» (город Новосибирск) справку на возврат из федерального бюджета 2 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной по заявлению.

7. Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

8. Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА