ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-5817/09 от 06.05.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск Дело № А45-5817/2009

07 мая 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 07 мая 2009 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе
 судьи ТАРАСОВОЙ С.В.,
 при ведении протокола судебного заседания судьей Тарасовой С.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Новосибирскгортеплоэнерго»

к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска

о признании недействительными в части решения от 30.12.2008 года № 74 и Требования № 617

При участии в судебном заседании представителей:
 от заявителя: ФИО1 – доверенность от 15.12.2008 г.

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 27.04.2009 г.

Иск предъявлен Открытым акционерным обществом «Новосибирскгортеплоэнерго» (далее по тексту - Общество, заявитель, налогоплательщик) к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 30.12.2008 г. № 74 и требования № 617, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, в отношении ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», в части:

1. привлечения к налоговой ответственности:

- по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в сумме  53 639 руб.

- по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль в виде штрафа в общей сумме 99 025,8 руб.

2. начисления к дополнительной уплате и предъявления ко взысканию:

- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 60 118,14 руб.

- налога на прибыль в общей сумме 495 129,00 руб.

- пени по налогу на прибыль в сумме 36 858,00 руб.

3. предложения по удержанию суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 268 195 руб. непосредственно из доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме.

Заинтересованное лицо иск не признало, считает оспариваемое решение и требование законными и обоснованными.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства дела:

Актом выездной налоговой проверки от 28.11.2008 г. № 74 установлено совершение заявителем налоговых правонарушений, за которые он решением Инспекции от 30.12.2008 года № 74 привлечен к налоговой ответственности.

На основании указанного решения налогоплательщику предъявлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 617 по состоянию на 03.03.2009 г.

Суть нарушений в части, оспариваемой заявителем, выразилась в следующем.

Согласно акту налоговой проверки и оспариваемому решению, налоговым органом установлено неправомерное уменьшение налоговой базы по НДФЛ на суммы компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидки к установленной плате за электрическую и тепловую энергию.

Также налоговым органом установлено неправомерное уменьшение доходов по налогу на прибыль на суммы расходов в виде компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидки к установленной плате за электрическую и тепловую энергию.

Не согласившись с решением налогового органа и вынесенным на его основании требованием, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными в оспариваемой части по основаниям, изложенным в заявлении.

Возражая против иска, налоговый орган сослался на то, что Отраслевое тарифное соглашение не относится к законодательным актам, следовательно, уменьшение налоговой базы по НДФЛ и по налогу на прибыль произведено налогоплательщиком неправомерно.

Исследовав материалы дела, суд считает предъявленные заявителем требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В оспариваемом решении налоговым органом сделан вывод о том, что налогоплательщиком (ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго») в нарушение пункта 1 статьи 210, подпункта 1 пункта 2 статьи 211, пунктов 1, 2 статьи 226 НК РФ неправомерно не удержан налог на доходы физических лиц с компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидок  к установленной плате за электрическую и тепловую энергию .

Кроме того, по мнению налогового органа, указанные компенсационные выплаты неправомерно   включены в состав расходов при исчислении налога на прибыль в нарушение ст. 252 НК РФ, предусматривающей необходимость экономической оправданности затрат для включения их в состав расходов при исчислении налога на прибыль, пункта 29 статьи 270 НК РФ, предусматривающего исключение из числа расходов затрат на оплату услуг для личного потребления работников.

Указанные выводы налогового органа арбитражный суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.

№ 307, к коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Доводы налогового органа о том, что Отраслевое тарифное соглашение не относится к законодательным актам, суд считает ошибочными.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» одним из принципов государственного регулирования является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Отраслевое тарифное соглашение, в свою очередь, является одной из форм социального партнерства в сфере труда, с помощью которой устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (статьи 23, 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ).

В энергетической отрасли Российской Федерации заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2007-2008 годы (далее по тексту – ОТС), (зарегистрировано Рострудом РФ от 21.07.2006 г.

№ 55/07-08), в соответствии с пунктом 6.4. которого работникам отрасли предоставляется право на 50 % скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в организациях.

Из формулировки пункта 6.4. ОТС следует, что работники отрасли имеют право на получение 50% скидки (получение скидки зависит от волеизъявления работника), работодатель же в силу своей отраслевой принадлежности обязан установить порядок и условия реализации работниками права на скидку и при обращении работника такую скидку предоставить.

ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», является работодателем, на которого распространяется действие ОТС (ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» находится в числе организаций перечисленных в Приложении № 1 к ОТС под № 86 – т. 1 л.д. 119). Во исполнение принятых на себя обязанностей ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» установило порядок и условия реализации работниками права на 50% скидку в Коллективном договоре работников и работодателя ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» на 2007-2008 год (пункт 6.1.6. Коллективного договора, Положение об оплате работникам ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» 50% установленной и фактически произведенной платы за энергоресурсы).

Коллективный договор (аналогично отраслевому тарифному соглашению) является формой социального партнерства в сфере труда (статья 40 ТК РФ). Участие работодателя в социальном партнерстве предусмотрено разделом II ТК РФ; устанавливающие 50% скидки коллективно-договорные акты (ОТС и Коллективный договор) заключены ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» в соответствии с ТК РФ (статьи 23, 40, 45 ТК РФ) и Законом РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

Таким образом, суммы компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидок, представляют собой компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством РФ, и не подлежат налогообложению при исчислении налога на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.

На основании изложенного, суд считает неправомерным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ оспариваемое решение налогового органа в части:

- привлечения к налоговой ответственности ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» по статье 123 НК РФ за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в размере 53 639 руб. (подп. 1 п. 1 резолютивной части Решения);

- начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 60 118,14 руб. (п.п. 1 п. 2 резолютивной части Решения);

- предложения по удержанию из доходов налогоплательщиков-физических лиц и перечислению в бюджет РФ доначисленной суммы налога на доходы физических лиц в размере 268 195 руб. (п. 5 резолютивной части Решения).

Также суд считает необоснованным доначисление налогоплательщику в оспариваемом решении налога на прибыль, пени и штрафа по данному налогу.

Расходы, связанные с предоставлением работникам 50% скидок к оплате за энергию, полностью соответствуют требованиям части 1 статьи 255 НК РФ, в соответствии с которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Более того, рассматриваемый вид расходов соответствует и подпункту 4 статьи 255 НК РФ, в соответствии с которым к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Помимо правового обоснования правомерности включения сумм компенсационных выплат, связанных с предоставлением работникам 50% скидок, в состав расходов (пункт 4 статьи 255 НК РФ), наличествует и экономическая оправданность этих расходов (статья 252 НК РФ).

Принятие и исполнение обязательств по предоставлению работникам 50% скидок является для Общества обязательным, так как предусмотрено Отраслевым тарифным соглашением и нормами Трудового кодекса, и не зависит от воли ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», в силу нахождения в сфере энергетики, следовательно, не может рассматриваться как экономически неоправданное.

Кроме того, при определении правового статуса Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2007-2008 годы (в соответствии с которым работникам ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» производились выплаты связанные с предоставлением 50 % скидки к установленной плате за электрическую и тепловую энергию) следует учитывать позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении от 22.02.2007 г. № 140-О-П, согласно которой, несмотря на изменение норм федерального законодательства, для работников отрасли сохраняется право на дополнительные льготы, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением. При этом Конституционный суд фактически уравнял нормы Отраслевого тарифного соглашения и федерального законодательства. То есть предусмотренные ОТС компенсации 50% стоимости потребленной электрической и тепловой энергии являются компенсационными выплатами, установленными действующим законодательством.

Оценка предоставляемых работникам 50% скидок к оплате коммунальных услуг в качестве бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством РФ, и экономическая оправданность указанных расходов, обязательных для налогоплательщика и не зависящих от его волеизъявления, подтверждается и судебной практикой, на которую ссылается заявитель (т. 1 л.д. 9-10).

На основании изложенного, суд считает неправомерным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ оспариваемое решение налогового органа в части:

- взыскания с ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» суммы неуплаченного налога на прибыль в размере 495 129.00 рублей (подп. 1 и 2 п. 3.1. резолютивной части Решения);

- начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 36 858,00 руб. (подп. 2 п. 2 резолютивной части Решения).

- привлечения ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль, в виде взыскания штрафа в размере 99 025.8 руб. (п.п. 2 п. 1 резолютивной части Решения);

Таким образом, требования заявителя о признании недействительным решения ИФНС от 30.12.2008 г. № 74 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в оспариваемой части подлежат удовлетворению в полном объеме.

Оспариваемое налогоплательщиком требование об уплате налога, пени, сбора и штрафа № 617 по состоянию на 03.03.2009 г. (т. 1 л.д. 28), вынесенное налоговым органом во исполнение решения № 74 от 30.12.2008 г., по тем же основаниям подлежит признанию судом недействительным в отношении соответствующих сумм, включенных в него, а именно, в части:

- взыскания штрафа по статье 123 НК РФ за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в размере 53 639 руб.

- взыскания суммы налога на прибыль в размере 385539.00 рублей, в том числе: в федеральный бюджет – 104391 руб., в бюджет субъекта Федерации – 281148 руб.

Заявителем при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 5000 руб. (в том числе, 1000 руб. госпошлины за рассмотрение заявления о применении обеспечительных мер).

Статья 333.40 НК РФ не содержит основания для возврата из федерального бюджета госпошлины, уплаченной заявителем при подаче иска, в случае, когда решение суда принято не в пользу государственного органа (налогового органа).

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ ( в редакции, вступившей в силу с 30.01.09 г.) государственные органы освобождены от уплаты госпошлины в качестве истцов и ответчиков. Но при этом государственные органы не освобождены никаким федеральным законом от распределения судебных расходов.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ уплаченная госпошлина относится к судебным расходам.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с другой стороны.

С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной госпошлины возлагаются на налоговый орган.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Признать недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.12.2008 г. № 74, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска в отношении ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», в части:

а) привлечения к налоговой ответственности:

- по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в сумме  53 639 руб.;

- по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль в виде штрафа в общей сумме 99 025,80 руб.,

б) начисления к дополнительной уплате:

- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 60 118,14 руб.;

- налога на прибыль в общей сумме 495 129,00 руб.;

- пени по налогу на прибыль в сумме 36 858,00 руб.,

в) предложения по удержанию суммы налога на доходы физических лиц в размере 268 195 руб. из доходов налогоплательщиков.

2. Признать недействительным требование об уплате налога, пени, сбора и штрафа № 617 по состоянию на 03.03.2009 г., вынесенноеИнспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска в отношении ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», в части:

- взыскания штрафа по статье 123 НК РФ за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в размере 53 639 руб.

- взыскания суммы налога на прибыль в размере 385539.00 рублей, в том числе: в федеральный бюджет – 104391 руб., в бюджет субъекта Федерации – 281148 руб.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска в пользу Открытого акционерного общества «Новосибирскгортеплоэнерго» расходы по государственной пошлине в сумме 5000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой апелляционный арбитражный суд (г. Томск) в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья С.В.Тарасова