АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-5832/2020
Резолютивная часть решения объявлена 6 августа 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2020 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска о признании решения от 10.02.2020 №054/01/18.1-234/2020 и предписания от 10.02.2020 №054/01/18.1-234/2020, заинтересованное лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Квартал" (ОГРН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Союз-Инвест», общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск СтройМастер К»,
при участии представителей:
заявителя: ФИО1, доверенность от 22.04.2020,
заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № СГ/1 от 09.01.2020,
ООО специализированный застройщик "Квартал": ФИО3, доверенность № 16 от 09.01.2020,
ООО «Новосибирск СтройМастер К»: ФИО4, доверенность № 03/06-2020д от 03.06.2020;
ООО «Специализированный застройщик «Союз-Инвест»: не явился; извещен;
установил:
Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления о признании решения от 10.02.2020 №054/01/18.1-234/2020 и предписания от 10.02.2020 №054/01/18.1-234/2020, заинтересованное лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица привлечены - общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск СтройМастер К», общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Союз - Инвест», общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Квартал".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в действиях Департамента отсутствует факт нарушения Федерального закона «О защите конкуренции», а Новосибирским УФАС России допущены существенные нарушения, связанные с неправильным определением имеющих значение для дела обстоятельств, неполным исследованием имеющихся доказательств.
УФАС по Новосибирской области представило отзыв на заявлении, в котором считает постановление, предписание законными и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Квартал" представило отзыв на заявление в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, считает предписание, решение законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с утверждением комиссии Новосибирским УФАС России в действиях Департамента нарушен порядок осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, а именно: отклонение ходатайства ООО «СЗ «Квартал» по основанию, не предусмотренному пунктом 3.4 Порядка рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством жилья, и их соответствии критериям, установленным пунктами 2, 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-03 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов», утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 № 3419.
ДСА мэрии не было установлено оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, предусмотренных подпунктами "а", "б", "и" пункта 3.4 Порядка, в связи с чем ходатайство и документы были направлены в комиссию по рассмотрению ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов и их соответствии критериям, установленным пунктами 2, 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-03 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов".
06.12.2019 комиссией принято решение о возможности удовлетворения ходатайства, о чем 12.12.2019 ДСА мэрии опубликовал в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" (далее - Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска) №57 за 2019 г. сообщение о приеме ходатайства.
После публикации ДСА мэрии сообщения о приеме ходатайства, заявителем были представлены дополнительные сведения в соответствии с пунктом 3.7 Порядка.
Поскольку после публикации сообщения о поступлении ходатайства инициатора в ДСА мэрии города Новосибирска поступили ходатайства третьих лиц, 30.12.2019 комиссия осуществила вскрытие всех поступивших конвертов.
В результате рассмотрения комиссия вынесла решение от 22.01.2020 г. об отказе в удовлетворении ходатайства инициатора проекта. Решение мотивировано следующим: после изменения условий инициатором был представлен неполный перечень сведений и (или) документов в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка - непредоставления документа предусмотренного подпунктом 2.2.15 Порядка - в случае передачи инициатором проекта жилых помещений, находящихся в собственности инициатора, к ходатайству прикладывается выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности инициатора проекта на жилые помещения, указанные в декларации инициатора, а также несоответствие проекта критерию, установленному пунктом 2 или 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области.
В связи с тем, что комиссией было необоснованно отклонено ходатайство ООО СЗ «Квартал» о реализации масштабного инвестиционного проекта на земельном участке в Заельцовском районе по ул. Плановая, ООО СЗ «Квартал» обратилось с жалобой в УФАС по НСО.
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению жалоб на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) вынесено решение от 10.02.2020 по делу № 054/01/18.1-234/2020 о признании жалобы ООО «СЗ «Квартал» на действия департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее -Департамент) при осуществлении в отношении заявителя процедуры реализации инвестиционного проекта на территории Заельцовского района по ул. Плановая, который утвержден постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 № 3419 обоснованной.
Департаменту выдано предписание от 10.02.2020 № 054/01/18.1-234/2020 на совершение действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сферах строительства, в котором указано о необходимости в срок до 17.03.2020 отменить протокол комиссии по рассмотрению ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов от 22.01.2020 года, вернувшись на стадию рассмотрения ходатайств.
Не согласившись с решением и предписанием, Департамент обратился с заявлением в суд.
Рассмотрев заявленные требования, суд не находит их подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Порядок рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством жилья утвержден Постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 N 3419 (далее- Порядок).
Согласно п. 1.3.2 Порядка, ходатайство это обращение юридического лица (юридических лиц) в мэрию города Новосибирска о рассмотрении возможности реализации проекта, связанного со строительством жилья, на земельном участке.
В целях реализации проекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Новосибирска либо расположенном на территории города Новосибирска, государственная собственность на который не разграничена, инициатор проекта представляет ходатайство и документы в соответствии с пунктом 2.2 Порядка в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - ДСА мэрии).
В случае принятия комиссией решения о возможности удовлетворения ходатайства ДСА мэрии в течение семи дней со дня принятия комиссией решения и не менее чем за 15 дней до даты окончания приема ходатайств публикует в периодическом печатном издании "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" (далее - Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска) и размещает на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) сообщение о приеме ходатайств (далее - сообщение), в котором указываются (п. 3.5.).
Согласно п. 3.9 Порядка, в случае если но истечении срока приема ходатайств, указанного в сообщении, поступили иные ходатайства и документы, кроме представленных первоначально, комиссия публично в день, время и месте, указанные в сообщении, осуществляет вскрытие конвертов с ходатайствами и документами.
Вскрытие конвертов с ходатайствами и документами оформляется протоколом, который в течение двух дней со дня подписания размещается ДСА мэрии на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет.
Согласно п. 4.2 Порядка, ходатайства в отношении проекта, критерий для которого установлен пунктом 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области, оцениваются комиссией по следующим показателям:
- срок передачи в муниципальную собственность города Новосибирска жилых помещений для последующего расселения нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу (коэффициент значимости - 0.4);
- процент общей площади жилых помещений, передачи в муниципальную собственность города Новосибирска жилых помещений {коэффициент значимости - 0,4);
- опыт выполнения работ в области многоквартирного жилищного строительства (коэффициент значимости - 0,2).
Таким образом, осуществление указанных процессуальных действий подразумевает элементы конкурентной борьбы и состязательности между потенциальными застройщиками по строго установленным критериям (возможность предоставления ходатайств (фактически заявок) предоставлена неограниченному кругу хозяйствующих субъектов).
Как установлено материалами жалобы, ООО СЗ «Квартал» (далее - инициатор проекта) обратилось в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - ДСА мэрии) с ходатайством о реализации масштабного инвестиционного проекта на территории Заельцовского района по ул. Плановая и документами в соответствии с пунктом 2.2 Порядка.
Указанное сообщение о приёме ходатайства о реализации масштабных инвестиционных проектов и их соответствии критерию, установленному пунктом 2.2 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-03 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунальнобытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» было размещено департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска на официальном сайте http://dsa.novo-sibirsk.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании поданных ходатайств к рассмотрению на комиссии были допущены ООО СЗ «Квартат», ООО «Специализированный застройщик «Союз-инвест» и ООО «Новосибирск СтройМастер К».
По результатам комиссии всем вышеуказанным застройщикам было отказано в удовлетворении ходатайств.
Основания для отклонения:
- не соответствие критерию, установленному п. 2.2. ч. I ст. 1 Закона Новосибирской области № 583-03.
На момент рассмотрения жалобы представитель Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска пояснил, что заявка (ходатайство) отклонена в силу тех обстоятельств, что участник указал наличие в предполагаемом объекте строительства иных отдельно стоящих сооружений общественного (административного назначения и не представил документы, подтверждающие право собственности на передаваемый жилой фонд).
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.2 Постановления мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 № 3419 «О Порядке рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством жилья, и их соответствии критериям, установленным пунктами 2, 2.2 части 1 статьи I Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-03 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» к ходатайству прилагается ряд документов.
Согласно п. 2.2.15 Постановления мэрии города Новосибирска № 3419 в случае передачи инициатором проекта жилых помещений, находящихся в собственности инициатора, к ходатайству прикладывается выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности инициатора проекта на жилые помещения, указанные в декларации инициатора.
В соответствии с п. 2.2. ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-03 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» установлен критерий, которому должен соответствовать масштабный инвестиционный проект: реализация масштабного инвестиционного проекта в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) общей площадью не менее 10 тысяч квадратных метров жилых помещений, из которых не менее шести процентов общей площади жилых помещений, либо не менее аналогичного объема площади жилых помещений, находящихся в собственности инициатора проекта, подлежат передаче в собственность муниципального образования, в границах которого осуществляется реализация масштабного инвестиционного проекта, для последующего расселения нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Таким образом, в соответствии с указанным пунктом, выписка из Единого государственного реестра недвижимости прикладывается только в случаях если жилые помещения указаны в декларации инициатора, либо инициатором проекта декларируется передача жилых помещений, находящихся в собственности инициатора.
Фактически, потенциальный застройщик прикладывает соответствующую выписку из государственного реестра только в том случае, если на момент подачи ходатайства он располагает соответствующим жилым фондом.
В том случае, если на момент подачи ходатайств таких помещений в собственности у участника нет (они могут быть выделены либо из вновь построенного фонда осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как установлено Новосибирским УФАС России, осуществление процессуальных действий, предусмотренных порядком рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов, связанных со строительством жилья утвержден Постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2016 N 3419, подразумевает элементы конкурентной борьбы и состязательности между потенциальными застройщиками по строго установленным критериям (возможность предоставления ходатайств (фактически заявок) предоставлена неограниченному кругу хозяйствующих субъектов).
Таким образом, при рассмотрении жалоб, поданных в порядке ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», установление негативных последствий для конкуренции не требуется.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания.
В силу ч. 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Е.А. Нахимович