АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-596/2014
10 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 3 апреля 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 апреля 2014 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Булаховой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Амельченко О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Ермак-1» г. Новосибирск о признании недействительным предписания № 07-09-84/150 от 12.11.2013, выданного Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области
при участии в судебном заседании представителей
лиц, участвующих в деле
заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.07.2012, паспорт
заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2014, служебное удостоверение
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Ермак-1» (далее ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области № 07-09-84/159 от 28.11.2013.
По мнению заявителя, Инспекция неправомерно возлагает на ТСЖ обязанность по внесению изменений в Устав ТСЖ: абзац 3 п.4.1. Устава привести в соответствие с ч. 2 ст. 151 и ч.6.3. ст. 155 ЖК РФ; пункт 12.3. Устава привести в соответствие с ч.1 ст. 37, ч.3 ст. 48 ЖК РФ; подпункт 3 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ; подпункт 16 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.1 и п.п.4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ; подпункт 17 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ; подпункт 18 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ; подпункт 19 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.4 и ч.2 ст. 44 ЖК РФ; подпункт 12.9.Устава в части ссылки на п.п.16-18 пункта 12.7. Устава привести в соответствие с ч.1 ст.46, ч.4 ст.146 ЖК РФ.
В обоснование заявленных требований ТСЖ указывает, что положения Устава соответствуют требованиям жилищного законодательства.
Представитель ТСЖ в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо в соответствии с отзывом возражает против заявленных требований и указывает, что вынесенное предписание является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.
В период с 26.11.2013 по 28.11.2013 на основании приказа заместителя начальника ГЖИ НСО ФИО3 от 31.10.2013 №750/07 в отношении ТСЖ была проведена внеплановая документальная проверка с целью осуществления государственного контроля за исполнением законного предписания № 07-09-49/53 от 20.09.2012, № 07-09-49/56 от 10.04.2013 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, срок исполнения которого соответственно истекает 10.10.2013. По результатам проверки составлен акт проверки №07-11-84/159 от 28.11.2013 о невыполнении ТСЖ ранее выданного предписания в установленный законом (пп.3 ч.5 ст. 20 ЖК РФ) 6-ти месячный срок и выдано предписание № 07-09-84/159 от 28.11.2013, которым предписано в срок до 28.05.2014 года устранить несоответствия Устава ТСЖ «Ермак-1» обязательным требованиям законодательства РФ, а именно:
1) абзац 3 п.4.1. Устава привести в соответствие с ч. 2 ст. 151 и ч.6.3. ст. 155 ЖК РФ;
2) пункт 12.3. Устава привести в соответствие с ч.1 ст. 37, ч.3 ст. 48 ЖК РФ;
3) подпункт 3 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ;
4) подпункт 16 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.1 и п.п.4.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ;
5) подпункт 17 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ;
6) подпункт 18 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ;
7) подпункт 19 пункта 12.7. Устава исключить, устранив противоречие п.п.4 и ч.2 ст. 44 ЖК РФ;
8) подпункт 12.9.Устава в части ссылки на п.п.16-18 пункта 12.7. Устава привести в соответствие с ч.1 ст.46, ч.4 ст.146 ЖК РФ.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Товарищества собственников жилья «Ермак-1». При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1, пункту 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии Пунктами 1.1, 1.2. Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области (в ред. постановлений Губернатора области от 23.06.2005 № 355, от 25.03.2006 № 130, от 23.07.2007 № 300, от 11.04.2008 № 148, от 01.11.2008 № 446), утвержденного Постановлением губернатора Новосибирской области от 15.03.2005 № 145, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти области, созданным с целью осуществления государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Жилищным кодексом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, постановлениями и распоряжениями губернатора Новосибирской области и настоящим Положением. Инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения собственностью в жилищной сфере.
Учитывая изложенное, проверка проведена, составлен акт, вынесено предписание органом государственного жилищного надзора в соответствии с имеющимися полномочиями.
Вместе с тем суд считает, что Инспекция не доказала законность вынесенного предписания № 07-09-84/159 от 28.11.2013 исходя из следующего.
В соответствии с действующим законодательством, деятельность Товарищества собственников жилья определяется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации как специальными нормами права по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Товарищество имеет специальный, отличный предмет деятельности, направленный на удовлетворение потребностей жильцов дома по надлежащей эксплуатации многоквартирного дома. Данная организационно-правовая конструкция отличная от других организационно-правовых конструкций, и законодатель определил и предусмотрел специальную главу в Жилищном кодексе Российской Федерации. Данные нормы являются специальными, при этом не противоречат общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются положения Жилищного кодекса.
Статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен принцип субсидиарного применения гражданско-правовых норм к жилищным отношениям, что означает возможность регулирования жилищных правоотношений нормами гражданского законодательства в случаях, когда определенные отношения жилищным законодательством не урегулированы, и дает возможность считать договор управления многоквартирным домом разновидностью гражданско-правовых договоров, а нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие данный договор, специальными нормами гражданского права.
По вопросам, связанным с деятельностью Товарищества, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия такой нормы, нормы гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно пункту 2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс не содержит положений регламентирующих содержание учредительных документов товарищества собственников жилья. Следовательно, содержание учредительных документов определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит требований о включении норм Жилищного кодекса Российской Федерации в устав товарищества собственников жилья.
Жилищный кодекс Российской Федерации, является кодифицированным нормативным актом, опубликован в установленном законом порядке, то есть доступен для граждан России, в том числе, для членов товарищества собственников жилья.
Отсутствие любой из обязанностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в уставе товарищества собственников жилья не освобождает такое юридическое лицо от необходимости их (обязанностей) исполнения.
При наличии разногласий между положениями Устава товарищества с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья «Ермак-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) зарегистрировано в ЕГРЮЛ 23.12.2004.
Решением общего собрания членов ТСЖ от 30 марта 2012 года утверждена новая редакция Устава.
Согласно п.1.6 Устава ТСЖ объединяет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенный по адресу: 630091, <...>.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что собственниками многоквартирного жилого дома №3 по ул. Ермака в г. Новосибирске избран способ управления домом - управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья «Ермак-1».
Из представленного в материалы дела реестра членов ТСЖ усматривается, что членами ТСЖ являются собственники 7057,08 кв.м. помещений многоквартирного жилого дома, которым принадлежит 81,788% долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в данном доме.
Пунктом 1 оспариваемого предписания ТСЖ предписано абзац 3 п.4.1. Устава привести в соответствие нормам части 2 ст. 151 и ч.6.3. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В абзаце 3 пункта 4.1. Устава указано, что к средствам Товарищества относятся платежи собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и предоставляемые коммунальные услуги.
В силу частей 1, 5, 6 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее по тексту ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. ТСЖ имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. ТСЖ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. ТСЖ не отвечает по обязательствам членов ТСЖ. Члены ТСЖ не отвечают по обязательствам товарищества.
В силу ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано:
1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;
2) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества;
3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору.
В силу частей 5 и 6 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ также обязано обеспечить прием от членов этого ТСЖ, а также иных собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ, плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Эти платежи, поступающие от членов ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме, не являющихся членами ТСЖ, в соответствии с ч. 2 ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации являются средствами данного ТСЖ, к которым также относятся доходы от сдачи в аренду общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (ч. 2 ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, ТСЖ является исполнителем по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Согласно п.63 указанных Правил, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, при системном анализе указанных статей Жилищного кодекса Российской Федерации к средствам товарищества собственников жилья относятся платежи собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и предоставляемые коммунальные услуги, в связи с чем абз.3 п.4.1. Устава ТСЖ соответствует требованиям статьи 151 ЖК РФ.
Пунк том 2 оспариваемого предписания на ТСЖ возложена обязанность по приведению пункта 12.3. Устава в соответствие нормам ч.1 ст. 37, ч.3 ст. 48 ЖК РФ.
Пунктом 12.3. Устава предусмотрено, что каждый член Товарищества на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. При этом один голос равняется одному квадратному метру, принадлежащему члену Товарищества помещению.
Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья (п. 1 ст. 143 ЖК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 143 ЖК РФ товарищество обязано вести реестр членов товарищества собственников жилья, содержащий сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу п. 1.1 ч. 1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации положения статей 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено разделом 6 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Из представленного в материалы дела реестра членов ТСЖ «Ермак-1» следует, что в нем содержатся сведения о размере принадлежащих членам ТСЖ помещений в многоквартирном доме и размере доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, исчисленного в установленном ч.1 ст. 37 ЖК РФ порядке.
Ввиду того, что члены ТСЖ являются одновременно собственниками помещений в многоквартирном доме, то общее собрание членов ТСЖ по сути является собранием собственников многоквартирного жилого дома, и подсчет голосов на общем собрании членов ТСЖ должен производится с соблюдением ч. 3 ст. 48 ЖК РФ, согласно которой количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В связи с изложенным суд соглашается с позицией заявителя о том, что поскольку дробное выражение доли в праве общей долевой собственности на общее имущество обратно пропорционально количеству принадлежащей члену ТСЖ площади в жилом помещении, то формулировка пункта 12.3. устава не содержит противоречий требованию законодательства, а направлена на удобство подсчета голосов на собрании.
Пунктами 3, 4, 5 и 6 оспариваемого предписания на ТСЖ возложена обязанность исключить подпункты 3, 16,17, 18 пункта 12.7. Устава, как противоречащих ч.2 ст. 44 ЖК РФ.
Подпунктом 3 пункта 12.7. Устава к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решений о сдаче в аренду, или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме.
Подпунктом 16 пункта 12.7. Устава к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Подпунктом 17 пункта 12.7. Устава к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
Подпунктом 18 пункта 12.7. Устава к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
В соответствии с частью 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Часть 2 статьи 145 ЖК РФ относит к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья:
1) внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции;
2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
3) избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий;
4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
5) утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов;
6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;
7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;
8) утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
8.2) утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества;
8.3) утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;
11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;
13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества (ч. 4 ст. 145 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности:
1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 137 ЖК РФ в случаях, если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме
Таким образом, при системном анализе указанных статей Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания товарищества собственников жилья может быть отнесено решение вопроса о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в связи, чем пп. 3, 16,17,18 п. 12.7 Устава ТСЖ соответствуют требованиям 145 ЖК РФ и не противоречит положениям ст. 44 ЖК РФ.
Пунктом 7 оспариваемого предписания ТСЖ предписано исключить из Устава подпункт 19 пункта 12.7. Устава, которым к компетенции общего собрания членов ТСЖ отнесено принятие решения о выбор способа управления многоквартирным домом, и который, по мнению, Инспекции, противоречит требованиям пп.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ.
Согласно положениям ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в одном многоквартирном доме может быть только один способ управления. В данном случае – товарищество собственников жилья.
Пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие способы управления многоквартирным домом, один из которых обязаны выбрать собственники помещений: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.3 статьи 145 ЖК РФ уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.
Поскольку члены ТСЖ являются собственниками помещений многоквартирного дома и перечень компетенции общего собрания членов ТСЖ в силу п.3 ст. 145 ЖК РФ не является исчерпывающим, то при условии вхождения в состав членов ТСЖ всех собственников многоквартирного жилого дома к компетенции общего собрания членов ТСЖ может быть отнесено принятие решения о выборе способа управления многоквартирным жилым домом.
Кроме того, включение в состав компетенции общего собрания членов ТСЖ решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным жилым домом не исключает проведение по данному вопросу общего собрания собственников многоквартирного жилого дома в порядке ст. 44, 45-48, 161 ЖК РФ.
Совокупность вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о соответствии положений п. 19 ст. 12.7. Устава ТСЖ жилищному законодательству.
Пунктом 8 оспариваемого предписания ТСЖ предписано подпункт 12.9.Устава в части ссылки на пп.16-18 пункта 12.9. Устава привести в соответствие с ч.1 ст.46, ч.4 ст.146 ЖК РФ.
Пунктом 12.9. Устава предусмотрено, что по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов ТСЖ в соответствии с п.п. 2.6.7,16-18 п.12.7 Устава, решение принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов Товарищества.
Согласно п.п.1.1. п.1 ст. 146 ЖК РФ Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом.
В статье 46 ЖК РФ прямо предусмотрено, что решения по вопросам, указанным в Уставе ТСЖ под пунктами 16-18 , а в Жилищном Кодексе РФ под пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, иных положений в главе 14 ЖК РФ не предусмотрено. Таким образом, установление порядка принятия решений по вопросам 16-18 Устава ТСЖ квалифицированным большинством голосов членов ТСЖ аналогично порядку, предусмотренного для решения таких же вопросов на общем собрании собственников многоквартирного дома, в связи с чем, содержание пункта 12.9. Устава соответствует требованиям закона в полном объеме.
Суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что при установленном факте того, что членами ТСЖ являются собственники 7057,08 кв.м. помещений многоквартирного жилого дома, которым принадлежит 81,788% долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в данном доме, не имеет правового значения на собрании членов ТСЖ принимается решение по какому-либо вопросу или же на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, т.к. 12 % собственников не смогут принять решения ни по одному из вопросов, отнесенных, как к компетенции общего собрания членов ТСЖ, так и к компетенции общего собрания собственников, при том, что все вопросы должны приниматься на таких собраниях квалифицированным числом голосов не менее 2/3.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Инспекция при выдаче оспариваемого предписания подошла формально к анализу содержания Устава ТСЖ «Ермак-1» на предмет его соответствия требования Жилищного кодекса Российской Федерации, не учитывая в данном конкретном случае членство собственников в ТСЖ.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным в полном объеме.
В ходе рассмотрения заявленных требований заявитель отказался от заявленных требований в части признания недействительным предписания № 07-09-84/150 от 12.11.2013, содержащим аналогичные требования к ТСЖ «Ермак-1», но выданного ранее. Отказ судом принимается, т.к. не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, заявлен при наличии специальных полномочий.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа истца от иска и принятия отказа арбитражным судом, производство по делу подлежит прекращению.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей по требованию о признании недействительным предписания № 07-09-84/159 от 28.11.2013 подлежат распределению и относятся судом на Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области в полном объеме.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Новосибирской области № 07-09-84/159 от 28.11.2013, выданное Товариществу собственников жилья «Ермак-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Новосибирской области в пользу Товарищества собственников жилья «Ермак-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
В части заявленных требований Товариществом собственников жилья «Ермак-1» о признании недействительным предписания № 07-09-84/150 от 12.11.2013 – производство по делу прекратить.
Возвратить Товариществу собственников жилья «Ермак-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.И.Булахова