АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
630007 г. Новосибирск, ул. Кирова, 3, каб. 704
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Новосибирск Дело №А45-6067/2008
52/140
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2008 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Абаимовой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе
о привлечении ОАО «Новосибирский коммерческий муниципальный банк»
к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.01.2008г.
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 12.05.2008г.
В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее – заявитель) с заявлением о привлечении ОАО «Новосибирский коммерческий муниципальный банк» (далее – общество) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы нарушением обществом лицензионных требований и условий, предъявляемых к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В отзыве на заявление общество, не отрицая факт нарушения требований пункта 3.8 Порядка лицензирования ФСФР России, утвержденного Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н, считает, что им были предприняты все действия для устранения данного нарушения, однако в силу определенной специфики депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг найти необходимого специалиста для работы в депозитарном отделении достаточно трудно; на момент рассмотрения дела нарушение устранено; просит отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что выявленное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило вреда, не содержит каких-либо существенных угроз охраняемым общественным отношениям, личности, обществу или государству.
Как следует из материалов дела, в период с 02.04.2008г. по 07.04.2008г. Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе на основании Поручения № 150 от 02.04.2008г. была проведена проверка деятельности ОАО «Новосибирский муниципальный банк» по вопросу исполнения предписания от 19.03.2008г.
В ходе проверки были выявлены нарушения обществом требований пункта 3.8 Порядка лицензирования ФСФР России, утвержденного Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. № 07-21/пз-н, пункта 5.1 Приказа ФСФР России от 20.04.2005 № 05-17/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка», зафиксированные в Акте проверки от 07.04.2008г.
По результатам проверки, начальником отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках ФИО3 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, послуживший основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, ОАО «Новосибирский муниципальный банк» на основании Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг № 054-03157-000100 от 04.12.2000г. осуществляет депозитарную деятельность.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу пункта 3.8 Порядка лицензирования ФСФР России, утвержденного Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. № 07-21/пз-н, помимо лицензионных требований и условий, предусмотренных в пункте 3.1 настоящего Порядка, лицензионными требованиями и условиями также являются:
- наличие у лицензиата, осуществляющего депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, самостоятельного структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, а также не менее 2 работников (один из которых является руководителем структурного подразделения, к исключительным функциям которого относится осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг), в обязанности которых входит осуществление депозитарного учета, соответствующих квалификационным требованиям , установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (подпункт 3.8.1).
На основании пункта 5.1 Приказа ФСФР России от 20.04.2005 № 05-17/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка» специалисты финансового рынка должны иметь квалификационный аттестат по специализации, соответствующей виду деятельности на финансовом рынке, осуществляемому организацией, в которой работает указанное лицо.
Из представленных в ходе проверки документов (отчета, выписки из штатного расписания) следует, что по состоянию на 28.03.2008 в депозитарии отдела ценных бумаг ОАО «Новосибирский муниципальный банк» числится один штатный работник – начальник отдела депозитария отдела ценных бумаг ФИО4, отвечающий квалификационным требованиям, установленным законодательством о ценных бумагах – имеющий квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по депозитарной деятельности.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с длящимся характером совершенного правонарушения датой его совершения (обнаружения) является 07.04.2008г. - день составления акта проверки, место совершения правонарушения - Российская Федерация, 630091, <...>.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействии) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество ссылается на совершением им всех необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства – размещение 01.03.2007г. в интернете вакансии – ведущий специалист депозитария, в целях подбора кандидата на указанную должность.
Однако суд пришел к выводу, что юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по предотвращению нарушения, установленного административным органом, поскольку в период с 01.03.2008г. до 07.04.2008г. объявление о вакансии было размещено всего один раз, каких-либо иных попыток найти специалиста (обратиться в кадровое агентство, службу занятости населения), исходя из имеющихся в деле доказательств, общество не предпринимало.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав правонарушения, в связи с чем требование заявителя о привлечении его к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Нарушений процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено. Срок для привлечения общества к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истек.
При определении наказания, суд, учитывая наличие смягчающих вину обстоятельств – совершение правонарушения обществом впервые, устранение нарушения на момент рассмотрения дела, считает возможным назначить минимальный размер штрафа 30 000 рублей.
Доводы общества о возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Обязанность соблюдения лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг носит безусловный характер. Нарушение указанных требований может повлечь не только административную ответственности, но и приостановление действия лицензии и ее последующее аннулирование , согласно раздела 6 Порядка лицензирования ФСФР России, утвержденного Приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. № 07-21/пз-н.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является формальным – достаточно установить нарушение лицензионных требований вне зависимости от наступления в результате такого нарушения последствий, т.е. наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности - соблюдать лицензионные требования и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Следует отметить, что правонарушение совершалось обществом в течение длительного периода времени и было устранено только после проведения проверки.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15.05.2008г. до 22.05.2008г.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Новосибирский коммерческий муниципальный банк», расположенное по адресу: 630091, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель – ИНН/КПП <***>/540501001 УФК по Новосибирской области (РО ФСФР России в СФО), счет получателя – 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск, БИК – 045004001; код бюджетной классификации – 521 1 16 15000 01 0000 140, код по ОКАТО – 50401000000.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Судья Т.В. Абаимова