ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-623/09 от 25.06.2009 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  06 июля 2009 года Дело № А45-623/2009

г. Новосибирск

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 06 июля 2009 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Хорошиловым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг», г. Новосибирск

к 1)Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, г. Новосибирск;

2)Администрации Новосибирской области, г.Новосибирск

о признании незаконным бездействия по рассмотрению ходатайства о переводе предоставленного земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 14.11.2008;

от заинтересованных лиц:

1) ФИО2, представитель по доверенности от 06.04.2009 №2568;

2) ФИО3, представитель по доверенности от 21.01.2008 №2.

Общество с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее – ДИЗО НСО) о признании незаконным бездействия ДИЗО НСО по рассмотрению ходатайства (входящий от 11.01.2008 № 52) о переводе предоставленного земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов и обязании ДИЗО НСО в 10-дневный срок со дня принятия судом решения предоставить заявителю результат рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов: акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов и объектов либо акт об отказе в переводе.

В ходе судебного разбирательства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечена - Администрация Новосибирской области (определение от 21.04.2009).

Заявитель в порядке, предусмотренном нормами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил предмет заявленных требований, просит суд признать незаконным бездействие ДИЗО НСО по принятию акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район (далее – земельный участок), из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акта об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра (далее – оспариваемое бездействие), и, обязать ДИЗО НСО принять акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акт об отказе в переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, уточнения судом приняты.

Судом, в ходе судебного разбирательства, в порядке, предусмотренном нормами статьи 47 АПК РФ, к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена – Администрация Новосибирской области (далее – Администрация НСО), Администрация НСО – исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора (определение от 07.05.2009).

Заявитель, в обоснование своих требований со ссылкой на нормы статей 7, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), статей 198-201 АПК РФ, Постановления Администрации Новосибирской области от 29.08.2005 №65 «Об утверждении требований к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов о переводе земель из одной категории в другую», указал на следующее:

-заявитель является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (не пригодных для ведения сельскохозяйственного производства), земельный участок был предоставлен в аренду для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, для использования земельного участка в целях для которых он был представлен необходимо осуществить его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов;

-заявитель 11.01.2008 обратился к ДИЗО НСО с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, решения не было принято, 19.08.2008 заявитель обратился к ДИЗО НСО с просьбой сообщить результат рассмотрения вышеуказанного ходатайства, не данное обращение ответа не последовало;

-оспариваемое бездействие является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует использованию земельного участка для целей, для которых он был предоставлен.

ДИЗО НСО, со ссылкой на нормы статьи 3 Закона № 172-ФЗ, Постановления Губернатора Новосибирской области от 30.05.2008 № 227 «О создании межведомственной комиссии» (далее – Постановление № 227), заявленные требования не признал, указав на следующее:

-ДИЗО НСО ходатайство заявителя было рассмотрено, был подготовлен проект распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, 15.04.2008 в адрес первого заместителя Губернатора Новосибирской области было направлено обращение о рассмотрении вопроса о возможности согласования проекта перевода земельного участка, до настоящего времени решение о переводе земельного участка из одной категории в другую не принято;

-ДИЗО НСО не наделен полномочиями по принятию решения о переводе земельного участка из одной категории в другую, такое решение принимается Администрацией НСО.

Администрация НСО, со ссылкой на нормы статей 2 Закона № 172-ФЗ, Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.04.2005 №229 (далее – Постановление №229), Административного регламента Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по предоставлению государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 11.04.2008 № 149 (далее – Регламент), АПК РФ, заявленные требования не признала, указав на следующее:

-на Администрацию НСО не возлагается обязанность по осуществлению действий, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую, Администрация не является уполномоченным органом, предоставляющим государственную услугу по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, то есть со стороны Администрации НСО отсутствует какое либо бездействие;

-ДИЗО НСО обязано было уведомить заявителя о принятии какого-либо решения по ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и лицами, участвующими в деле не оспаривается, между заявителем и Администрацией муниципального образования Морозовского сельского совета Искитимского района Новосибирской области, на основании постановления Администрации муниципального образования Морозовского сельского совета Искитимского района Новосибирской области от 07.04.2005 №57, подписан договор аренды земельного участка от 07.04.2005 №11/05 (л.д. 19-25).

Заявитель 11.01.2008 обратился к ДИЗО НСО с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, ходатайство заявителя было принято к рассмотрению, акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, не было принято, 19.08.2008 заявитель обратился к ДИЗО НСО с просьбой сообщить результат рассмотрения вышеуказанного ходатайства, на данное обращение ответа не последовало (л.д. 7, 8).

ДИЗО НСО ходатайство заявителя было рассмотрено, был подготовлен проект распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, 15.04.2008 в адрес первого заместителя Губернатора Новосибирской области было направлено обращение о рассмотрении вопроса о возможности согласования проекта перевода земельного участка (л.д. 31, 37).

Акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, на момент рассмотрения дела не принято.

23.03.2009 ДИЗО НСО в адрес заявителя было направлено письмо №2195-14/12 «О переводе земельного участка из одной категории в другую» (л.д. 29), в котором ДИЗО НСО указал, что решение о переводе земельного участка из одной категории в другую принимается органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие такого решения – Администрацией НСО, ДИЗО НСО был подготовлен проект распоряжения Администрации Новосибирской области о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую, 18.02.2008, 15.04.2008 в адрес первого заместителя Губернатора Новосибирской области было направлено обращение о рассмотрении вопроса о возможности согласования проекта перевода земельного участка, до настоящего времени акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, не принято.

Вопрос о переводе земельного участка из одной категории в другую был предметом рассмотрения на заседаниях межведомственной комиссии по проверке использования земель береговой зоны реки Бердь на территории Искитимского района Новосибирской области и города Бердска (Постановление № 227) 10.07.2008, 18.07.2008, 21.08.2008 (л.д. 32-36), какого либо окончательного решения комиссией не принято.

Исходя из обстоятельств, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, исходя из норм действующего законодательства, заявленные требования подлежат удовлетворению в отношении Администрации НСО, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно пункту 2.2.4 Постановления № 229, ДИЗО НСО осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в собственности Новосибирской области, в соответствии с действующим законодательством, в целях реализации данных полномочий был утвержден административный Регламент ДИЗО НСО, по предоставлению государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую. Регламент был разработан в целях повышения качества предоставления и доступности результатов предоставления государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, создания комфортных условий для участников земельных отношений, возникающих при предоставлении государственной услуги, Регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по исполнению данной государственной услуги (раздел 1 Регламента).

В соответствии с нормами статьи 3 Закона №172-ФЗ, пункта 17 Регламента, в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, при этом ходатайство, не подлежащее рассмотрению по данным основаниям, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что ДИЗО НСО осуществляет предоставление государственной услуги по подготовке документов о переводе земельных участков из одной категории в другую, и вправе при наличии установленных оснований отказать в предоставлении услуги по подготовке документов, что соответствует части 2, 3 статьи 3 Закона №172-ФЗ, пункту 17 Регламента, в случае принятия ходатайства к рассмотрению акт о переводе или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона №172-ФЗ принимается Администрацией НСО, поскольку Постановлением № 229 и Регламентом таких полномочий ДИЗО НСО не предоставлено.

Данный вывод следует так же из содержания пунктов 43, 44, 45, 47, 48 раздела «Принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» Регламента, где указано, что основанием для принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую является завершение рассмотрения документов, представленных для предоставления государственной услуги. Ответственным исполнителем отдела ДИЗО НСО подготавливается проект распоряжения. В установленном порядке проект распоряжения вместе с прилагаемыми к нему документами представляется руководителю ДИЗО НСО для проверки и визирования.

Проект распоряжения рассматривается руководителем ДИЗО НСО в течение трех рабочих дней. Руководитель ДИЗО НСО в случае согласия визирует проект распоряжения. Подписанный проект распоряжения передается ответственному исполнителю отдела для согласования его в установленном порядке. После согласования проект распоряжения представляется на подпись Губернатору Новосибирской области. Подписанное распоряжение передается ответственному исполнителю отдела для оформления дела и передачи заявителю.

В соответствии с пунктом 5 Регламента, конечным результатом предоставления государственной услуги являются:

1) принятие распоряжения администрации Новосибирской области о переводе земельных участков из одной категории в другую;

2) принятие акта об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, что соответствует части 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ.

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления по результатам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, ходатайство заявителя о переводе земельного участка из одной категории в другую, было рассмотрено ДИЗО НСО, проект распоряжения был направлен в Администрацию НСО, однако акта о переводе или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, в соответствии с нормами статьи 3 Закона №172-ФЗ, пунктов 43, 44, 45, 47, 48 Регламента Администрацией НСО принято не было, соответственно ДИЗО НСО, было лишено возможности исполнить нормы части 7 статьи 3 Закона №172-ФЗ, пункта 48 Регламента (акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта).

Таким образом, можно сделать вывод, что оспариваемое бездействие Администрации НСО не соответствует нормам статьи 3 Закона № 172-ФЗ.

Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием, следует из существа оспариваемого бездействия, а так же из невозможности реализовать права предусмотренные статьями 2, 3 Закона № 172-ФЗ.

Заявленные требования в отношении ДИЗО НСО, удовлетворению не подлежат, поскольку принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую или об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 3 Закона №172-ФЗ не входит в компетенцию ДИЗО НСО.

Сумма государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченная заявителем при подаче заявления, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании норм статьи 104 АПК РФ, статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требования, заявленные в отношении Администрации Новосибирской области удовлетворить, признать незаконным бездействие Администрации Новосибирской области по принятию акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акта об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, как несоответствующее нормам Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг», обязать Администрацию Новосибирской области принять акт о переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра, либо акт об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 54:07:05 74 01:2378, площадью 195 000 кв.м., местоположение земельного участка: участок находится примерно в 1,5 км. на северо-запад от здания Сельсовета с.Морозово, адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли особо охраняемых территорий и объектов для строительства культурно-оздоровительного туристического центра.

В удовлетворении заявленных требований в отношении Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 02.02.2009 №634.

Решение подлежит исполнению после вступления его в законную силу.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать обществу с ограниченной ответственностью «Фуд-Мастер-Консалтинг» после вступления решения суда в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.


СУДЬЯ А.В.Хорошилов