АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Новосибирск
7 июля 2016 года Дело № А45-6448/2016
Резолютивная часть решения объявлена 6 июля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 7 июля 2016 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошуля Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630108, <...>)
к администрации города Искитима (633209, <...>)
о признании права собственности и права оперативного управления,
заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора – Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, <...>)
о признании права собственности,
при участии представителей:
истца – ФИО2 – доверенность №48 от 17.06.2016, служебное удостоверение,
ответчика – ФИО3 – доверенность №ОГ-576 от 23.10.2015, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспортаобратилось в арбитражный суд к администрации города Искитима с иском о признании права собственности Российской Федерации на газопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>; газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...>; признании права оперативного управления на газопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>; газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...>.
Требования истца обоснованы статьями 12, 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы необходимостью осуществления государственной регистрации права на вышеназванные объекты недвижимости.
В арбитражный суд обратилась Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, а именно о признании права собственности Российской Федерации нагазопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>; газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...>.
Ответчик письменным отзывом по делу признал требования истца обоснованными.
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области требования истца в части признания за ним права оперативного управления на вышеназванные газопроводы находит обоснованными, а в части требования о признании права собственности Российской Федерации – заявленными неуполномоченным лицом.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является региональным территориальным органом федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В 1995 году администрацией города Искитима был утвержден акт выбора и согласования трассы газопровода.
Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта возвело линейный газопровод, расположенный в <...> в 1999 году.
По окончании строительства газопровода между заказчиком (Новосибирским областным отделением Российской транспортной инспекции, в настоящее время – Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) и генеральным подрядчиком (ЗАО ЦТДиК «Инжиниринг») совместно с территориальным органом Госгортехнадзора РФ составлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 15.01.1999.
Позднее, в 2013 году был составлен дополнительный акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, которым установлен адрес спорного газопровода (633209, <...>), а также его протяженность – 231,3 м.
В отношении указанного объекта оформлен кадастровый паспорт, выдано подтверждение Госгортехнадзора о соответствии объекта промышленной безопасности.
В 2015 году осуществлено разделение газопровода на две технологические части: газопровод низкого давления и ШРП (протяженностью 95,9м), газопровод высокого давления (протяженностью 135,4 м), подготовлены планы объектов.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Поскольку спорный объект приобретался по итогам строительства федеральным органом исполнительной власти, являющимся федеральным казенным учреждением, то и имущество указанного учреждения является федеральной собственностью.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области является органом государственной власти, действующим от имени Российской Федерации в рамках полномочий, установленных Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом №63 от 05.03.2009 (в редакции от 17.01.2014 №8).
Согласно пункту 4.1.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Территориальное управление с целью реализации своих полномочий имеет право представительствовать в судах, обращаться с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Следовательно, требование о признании права собственности на спорное имущество в силу организационно-правовой формы истца, а также полномочий Территориального управления может быть заявлено только Российской Федерацией в лице Росимущества и его территориальных органов.
В соответствии со статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, требование Российской Федерации о признании права собственности Российской Федерации на газопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>; газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...> является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В свою очередь, требование истца в части признания за ним права оперативного управления на спорные газопроводы является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Требование истца о признании права собственности Российской Федерации на газопроводы подлежит отклонению, как требование, предъявленное неуполномоченным лицом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на сооружения:
- газопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>;
- газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...>.
Требования Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта частично удовлетворить.
Признать право оперативного управления Сибирского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на сооружения:
- газопровод низкого давления и ШРП, общей протяженностью 95,9 м, расположенный по адресу: <...>;
- газопровод высокого давления, общей протяженностью 135,4 м, расположенный по адресу: <...>.
В остальной части иска Сибирскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (город Томск).
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья Л.Н. Хорошуля