ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-6672/14 от 23.07.2014 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                

29 июля 2014 года                                                     Дело № А45-6672/2014

Резолютивная часть решения оглашена  23 июля 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено   29 июля 2014 года

         Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  открытого акционерного общества "Транссибнефть", г. Омск

к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск

об отмене постановления  от 01.04.2014

при участии представителей:

заявителя –ФИО1 по доверенности № 46/14/22 от 10.02.2014, паспорт

заинтересованного лица –ФИО2 по доверенности № 1 от 13.01.2014, удостоверение

           Открытое акционерное общество "Транссибнефть"(далее-заявитель, Общество)  обратилось в арбитражный суд    об отмене постановления Департамента по тарифам Новосибирской области от 01.04.2014 о привлечении ОАО «Транссибнефть» к административной ответственности  по ч 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ  в виде штрафа в размере 50 000 руб.

          В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям,  изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.

         ПредставительДепартамента по тарифам Новосибирской области  заявленные требования не признал, по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела,  установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела,  Департаментом по тарифам Новосибирской области было установлено, что ОАО «Транссибнефть» не предоставило в срок до 01.02.2014 года в  Департамент по тарифам НСО отчет о фактическом исполнении установленных требований к Программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2013 год .

По данному факту 21 марта 2014 года Департаментом по тарифам Новосибирской области был составлен административный протокол от 21.03.2014, согласно которому, в действиях ОАО «Транссибнефть» установлен состав административного проступка предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ

01 апреля 2014 года заместителем руководителя  Департамента по тарифам Новосибирской области  ФИО3 по результатам рассмотрения  протокола об административном правонарушении от 21.03.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (юридический адрес: 644033, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ОАО «Транссибнефть») привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ по факту непредставления отчета о фактическом исполнении установленных для него приказом департамента от 29.03.2012 № 34-ТЭ требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 2013 год,  и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере  50 000 рублей.

Общество полагая, что  постановление от 01.04.2014г. нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

  Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него,  возражения на отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исходя из положений статьи 23.51 КоАП РФ, органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.1 КоАП Российской Федерации.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, его заместители;2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственное регулирование тарифов, их заместители;3) руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители.

На территории Новосибирской области органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, в силу Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 № 74-п, является департамент  по тарифам Новосибирской области (далее- департамент). 

Протоколы об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В оспариваемом Постановлении указано, что 21.03.2014 протокол об административном правонарушении составлен заместителем руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО3, в то время как протокол 21.03.2014 был составлен начальником отдела регулирования тепло- и газоснабжающих организаций ФИО4.

30.04.2014г. департаментом вынесено определение об исправлении описки по делу об административном правонарушении.

Таким образом, должностные лица, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении действовали в рамках полномочий, представленных им КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения ответственность, за совершение которого, предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, или представлении заведомо недостоверных сведений, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

 ОАО «Транссибнефть» осуществляет на территории Новосибирской области регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, регулирование которого находится в компетенции Департамента по тарифам Новосибирской области ,Общество  осуществляет продажу потребителям Новосибирской области тепловой энергии.

Фактическую деятельность по теплоснабжению ОАО «Транссибнефть» на территории Новосибирской области осуществляет в лице структурного подразделения – Барабинской ЛПДС филиала  «Омское районное нефтепроводное управление» ОАО «Транссибнефть».

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон №261-ФЗ )организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности .

Из содержания части 2 статьи 25 Закона N 261-ФЗ следует ,что при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, обязана выполнять требования, установленные к форме этих программ и отчетности о ходе их реализации. В случае, если цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к содержанию этих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются этим органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 утверждены Правила установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее-Правила).

Пунктом 14 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 регламентированы требования к программам , которые  устанавливаются регулирующим органом, в том числе, с учетом поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом.

Приказом департамента от 02.11.2012 № 375-ТЭ   Обществу  установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую  Барабинской ЛПДС филиала  «Омское районное нефтепроводное управление» ОАО «Транссибнефть»  потребителям на 2013 год.

Приказом департамента от 29.03.2012 № 34-ТЭ «О корректировке установленных на 2012 год и об установлении на период 2013-2015 годы требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности теплоснабжающих и теплосетевых организаций Новосибирской области и о внесении изменений в приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 31.03.2011 № 36» установлены требования к программе  в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – Программа),   в том числе  в п.16  для ОАО «Транссибнефть».

Соответственно, ОАО «Транссибнефть» в силу положений пункта 2 статьи 25 Закона № 261-ФЗ,  подпункта 2 пункта 14 Правил обязана соблюдать установленные департаментом требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения и представлять в департамент в установленный законодательством  срок отчет об их исполнении.

Судом не принимается довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Закона об энергосбережении законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится определение требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).

Подпунктом 2 пункта 14 Правил закреплена обязанность предоставления регулируемыми организациями в регулирующих орган ежегодных отчетов о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом,  в срок не позднее 1 февраля.

Таким образом, в силу указанных норм законодательства:

- требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении регулируемой организации устанавливаются тем органом, который осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары  и услуги регулируемой организации применительно к конкретному регулируемому виду деятельности;

- регулируемая организация обязана представлять в срок до 1 февраля ежегодный отчет о выполнении установленных требований к программам в области энергосбережения применительно к регулируемому виду деятельности в тот регулирующий орган, которым были установлены указанные требования по регулируемому виду деятельности.

Доводы Общества об отсутствии вменяемого правонарушения  в  связи с  тем, что   отчет по программе  в области энергосбережения и повышения  энергетической эффективности на 2013г. представлен  ОАО АК «Транснефть», в состав  которого  в качестве дочернего предприятия  входит ОАО «Транссибнефть» судом не принимаются, поскольку наличие  сданного   04.02.2014 ( вх.№ 2581-26к)   в  Федеральную службу по тарифам России  отчета  ОАО АК «Транснефть», копия которого  представлена в дело,  не освобождает заявителя об обязанности предоставления  отчета  как  регулируемой организации в орган, осуществляющий государственной регулирование на территории субъекта Российской Федерации, по месту осуществления деятельности регулируемой организации. Данный отчет сдан не в срок до 01.02.2014, не заявителем и не в  орган, осуществляющий государственное регулирование  на  территории Новосибирской области. Законодательством не предусмотрена возможность непредставления отчета в орган, осуществляющий государственной регулирование на территории субъекта Российской Федерации, по месту осуществления деятельности регулируемой организации  в связи с предоставлением отчетов  в Федеральную службу по тарифам.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 25 Закона № 261-ФЗ если организация с участием государства или муниципального образования, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, имеют дочерние и зависимые общества, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций могут включать в себя в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ».

Таким образом, положения пунктов 1.1. и 1.2 статьи 25 Закона № 261-ФЗ, на которые ОАО «Транссибнефть» ссылается  в обоснование своих доводов об отсутствии обязанности представления отчета о выполнении установленных  департаментом в отношении него как регулируемой организации требований к содержанию программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения,  не содержат норм, предоставляющих  право регулируемым организациям, являющимся дочерними или зависимыми организациями иных обществ, не соблюдать установленные регулирующим органом требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и не  представлять отчетность об их исполнении в соответствующий регулирующий орган, которым установлены указанные требования.

Кроме того, в соответствии с Приказом ФСТ России от 30.12.2012 № 216-э, на который ссылается ОАО «Транссибнефть» в обоснование своей позиции, установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении организаций, регулируемых ФСТ России и осуществляющих такой вид регулируемой деятельности, как  оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

В то время как регулирование деятельности в сфере теплоснабжения (установление тарифов на тепловую энергию) в силу положений  пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в сфере государственного регулирования цен (тарифов).Факт не представления отчета в адрес Департамента ,в т.ч.  до настоящего времени,  Общество не отрицает.Законодательство не предусматривает 

Таким образом, в результате  бездействия  Общество не представило  информацию, необходимую  для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, то есть совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 19.7.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в отношении  его  другого структурного  подразделения   Новосибирского филиала  никаких  претензий не предъявлено, нарушения не выявлены Департаментом, не разъяснении  заявителю  причин не  привлечения ранее к административной ответственности за аналогичные  нарушения в 2011-2012г,  не свидетельствует о незаконности   оспариваемого постановления.

С учетом изложенного, суд считает, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, полностью подтверждено материалами дела об административном правонарушении и иными доказательствами, представленными в материалы дела,  и заявителем  не опровергнуто.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, не имеется.

В данном случае Обществом не принято всех мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при наличии возможности принятия этих мер.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Доводы Общества о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным, не могут быть приняты во внимание.

В статье 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что совершенное Обществом административное правонарушение по своему характеру, степени общественной опасности ,обстоятельств его  совершения,  не является малозначительным.

Кроме того, наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного заявителем.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.

Судом установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших административному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Суд считает, что допущенная при составлении мотивированного текста постановления по делу об административном правонарушении опечатка в части неверного указания лица, составившего протокол об административном правонарушении, исправленная  административным органом, сама по себе не свидетельствует о необоснованности данного постановления. Данное обстоятельство не является существенным нарушением, препятствующим руководителю административного органа всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 указанной статьи и принять законное постановление.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что при привлечении Общества к административной ответственности административным органом не было допущено существенных процессуальных нарушений.

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в  размере 50 000 руб. пределах санкции ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, оснований  для уменьшения штрафа не установлено судом; предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ  основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

Аналогичные выводы содержатся в материалах судебной практики: Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 по делу N А78-3182/2012 и др.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

                                                          Р Е Ш И Л:

      В удовлетворении заявленных  требований ОАО "Транссибнефть" отказать.

      Решение арбитражного суда может быть обжаловано в  Седьмой арбитражный апелляционный суд  (г. Томск) в  течение в 10 дней со дня принятия решения.

Судья                                   

И.А. Рубекина