ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-6944/07 от 14.08.2007 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   НОВОСИБИРСКОЙ   ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                                           Дело № А45-6944/07-55/78

Резолютивная  часть решения объявлена  14  августа  2007 года.

Решение в полном объеме изготовлено  31 августа 2007 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи  Ничегоряевой О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ничегоряевой О.Н.,

рассмотрев  в  судебном  заседании дело  по  заявлению Прокурора Новосибирской области

к Администрации Искитимского района Новосибирской области

с участием третьих лиц:

1)ООО «Истоки»,

2)ОАО «Смоленское»,

3)ЗАО «Новый рассвет»,

4)КФХ «Якимово»

о признании незаконным бездействия администрации

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителяФИО1 – прокурор, удостоверение № 56176,

от заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 23.04.2007г.,

от третьих лиц: 1) ФИО3– директор, 2) ФИО3 – директор, паспорт <...>,                               3) не явился,  4) не явился,

Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области в порядке части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Искитимского района Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по взысканию бюджетных кредитов с ЗАО «Новый рассвет», ОАО «Смоленское», ООО «Истоки», КФХ «Якимово», и об обязании администрации произвести безакцептное списание сумм задолженности со счетов указанных хозяйств либо обратить взыскание на заложенное имущество согласно п.2.2. договоров о залоге от 25.04.2006г.

Третьи лица – ЗАО «Новый рассвет», КФХ «Якимово», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся материалам в отсутствие представителей не явившихся третьих лиц.

В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо требования не признаёт, полагая, что в действиях администрации отсутствуют какие-либо нарушения закона.

Представитель третьих лиц ООО «Истоки», ОАО «Смоленское» просит в удовлетворении заявления отказать, так как после сбора урожая задолженности по кредитам будут погашены в добровольном порядке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

у с т а н о в и л:

В рамках реализации распоряжения Губернатора Новосибирской области № 59-р от 23.03.2006г. «О  мерах по проведению весенне-полевых работ в 2006 году» Администрацией Искитимского района Новосибирской области 25.04.2006г. заключены соглашения с сельхозпроизводителями района о выделении бюджетного кредита на проведение весенне-полевых работ в 2006 году, в том числе:

- Соглашение № 14 о выделении бюджетного кредита ООО «Истоки» в сумме 299300 руб.,

- Соглашение № 4 о выделении бюджетного кредита КФХ «Якимово» в сумме 1772400 руб.,

- Соглашение № 9 о выделении бюджетного кредита ЗАО «Новый рассвет» в сумме 690100 руб.,

- Соглашение № 10 о выделении бюджетного кредита ОАО «Смоленское» в сумме 623600 руб.

Пунктом 2.2.4 соглашений установлено, что сельхозпроизводитель обеспечивает окончательный расчет за полученные материально-технические ресурсы в срок не позднее 1 ноября 2006 года, перечислением денежных средств на расчетный счет Администрации Искитимского района НСО.

30.10.2006г. указанные соглашения были дополнены пунктом 2.2.5, согласно которому при необеспечении окончательного расчета в соответствии с п.2.2.4 соглашений, сельхозпроизводитель уплачивает проценты в размере действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы долга за период с 1 ноября 2006г. по день исполнения своих обязательств.

Также 25.04.2006г. Администрацией Искитимского района НСО с указанными сельхозпроизводителями были заключены договоры о залоге имущества. В пункте 2.2 договоров указано, что Залогодержатель (Администрация Искитимского района) приобретает право обратить взыскание на предмет залога, если в момент наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, оно не будет исполнено, либо, когда в силу закона Залогодержатель вправе осуществить взыскание ранее.

Администрацией Искитимского района НСО во исполнение договорных обязательств денежные средства перечислены на счета бюджетополучателей в полном объеме.

Согласно информации Главы Искитимского района НСО от 02.03.2007г., получатели бюджетных кредитов не выполнили обязательств по их возврату в срок, указанный в соглашениях. Так, ЗАО «Новый рассвет» имеет задолженность в сумме 720500 руб., ОАО «Смоленское» - 651000 руб., ООО «Истоки» - 312500 руб., КФХ «Якимово» - 1385400 руб. Администрация, как следует из представленной в прокуратуру информации о проделанной работе, ограничивалась направлением писем о нарушении сроков погашения кредитов, разговорами с руководителями названных хозяйств, сбором информации по выполнению графиков погашения кредитов. Меры по взысканию  задолженности, в том числе в безакцептном порядке, Администрацией не принимались.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом установлено, что на день рассмотрения заявления оплачена задолженность по кредиту КФХ «Якимово» в сумме 1 772 400 руб., ЗАО «Новый рассвет» в сумме 150 000 руб., что подтверждается справками отделения по Искитимскому району УФК по НСО, уведомлениями от 24.04.2007г., от 18.05.2007г., от 18.06.2007г., от 07.08.2007г., от 05.04.2007г., платежными поручениями № 006 от 19.07.2007г., № 003 от 28.05.2007г., № 005 от 04.07.2007г.

Исследовав материалы дела, суд считает требования  прокурора Новосибирской области подлежащими  удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

Как указано в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ», отношения по предоставлению юридическому лицу публично-правовым образованием бюджетных средств на возвратной и возмездной основе (ст.76 БК РФ) в силу статьи 2 Гражданского кодекса РФ, пункта 1 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

С учетом этих особенностей Бюджетным кодексом РФ установлены специальные правила регулирования указанных отношений, заключающиеся в предоставлении публично-правовому образованию права на бесспорное взыскание процентов за пользование кредитом и пеней, а также заемных средств при нарушении срока их возврата.

Так, согласно пункту 2 статьи 284.1 Бюджетного кодекса РФ, руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

В соответствии со статьями 290, 291 Бюджетного кодекса РФ, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В нарушение указанных норм Администрацией Искитимского района НСО никаких мер по взысканию бюджетных кредитов не принималось. Согласно заключенным соглашениям срок возврата денежных средств установлен не позднее 1 ноября 2006 года. Однако по состоянию на 02.03.2007г. администрация ограничилась лишь сбором информации по погашению кредитов, направлением предприятиям писем о нарушении ими сроков погашения кредитов и разговорами с руководителями хозяйств.

В результате бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по взысканию бюджетных кредитов с организаций, не исполнивших условия заключенных соглашений, нарушены экономические интересы муниципального образования на сохранность бюджетных средств, их экономное и эффективное использование, а также создаются условия для уменьшения казны Новосибирской области и освобождения от ответственности лиц, виновных в нарушении сроков возврата бюджетных средств.

При таких обстоятельствах, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора являются правомерными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вопрос о государственной пошлине судом не рассматривался в связи с тем, что пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ прокуроры, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Искитимского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по взысканию бюджетных кредитов с ЗАО «Новый Рассвет», ОАО «Смоленское», ООО «Истоки», КФХ «Якимово».

Обязать администрацию Искитимского района Новосибирской области произвести безакцептное списание сумм задолженности со счетов указанных хозяйств либо обратить взыскание на заложенное имущество согласно п.2.2 договоров о залоге от 25.04.2006г.

 Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней после его принятия.

 Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                     О.Н.Ничегоряева