г. Новосибирск Дело № А45- 7185/2017
28 июля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2017 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Шашковой В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Давтян С.У.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Агентство специального снабжения»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
третьи лица: 1) АО «СИБЭКО», 2) ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», 3) ООО «НАЛ»
о признании решения и предписания № 20 от 31.03.2017 недействительными
при участии в судебном заседании представителей
от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.06.2017,
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.01.2017,
от третьих лиц: 1) ФИО3, доверенность от 08.08.2016; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен.
Акционерное общество «Агентство специального снабжения» (далее – заявитель, АО «АСС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – Новосибирское УФАС) о признании решения и предписания № 20 от 31.03.2017 недействительными.
Общество считает, что им проявлена должная осмотрительность, в соответствии с которой предоставленный ООО «ЭКОСТАНДАРТ» Технические решения» аттестат аккредитации (с приложением) был оценен организатором закупки, как недействительный, на основании п. 2.4.6. документации о закупке заявка ООО «ЭКОСТАНДАРТ» Технические решения» была отклонена в связи с предоставлением недостоверных сведений.
В качестве третьих лиц для участия в рассмотрении дела привлечены АО «СИБЭКО», ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и ООО «Независимая аналитическая лаборатория» (далее ООО «НАЛ»).
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
Заинтересованное лицо считает требования заявителя подлежащими отклонению.
Третье лицо - АО «СИБЭКО» - поддерживает доводы заявителя.
Третьи лица ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и ООО «НАЛ» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; отзывы не представлены.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд установил следующее.
В Новосибирское УФАС поступила жалоба ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» на действия организатора торгов АО «АСС» и заказчика АО «СИБЭКО» при проведении закупки в форме запроса предложений на проведение замеров промвыбросов в атмосферу (производственный контроль по ООС).
По результатам рассмотрения жалобы Новосибирское УФАС установило, что АО «АСС» по поручению АО «СИБЭКО» проведена закупка в форме запроса предложений на проведение замеров промвыбросов в атмосферу (производственный контроль по ООС).
Одним из требований, предъявляемых к претендентам на участие, является требование о наличии аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории на выполнение указанных измерений по перечисленным в «План-график контроля за соблюдением нормативов выбросов и определение эффективности работы газоочистного оборудования (ГОУ)» контролируемым веществам и о наличие аккредитации на измерение параметров газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения: скорость, температуру, избыточное давление (разряжение), объёмный расход, давление (динамическое и статическое), влажность.
Документом, подтверждающим соответствие требованию, является аттестат аккредитации.
В составе заявки ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» представлен Аттестат аккредитации № RA.RU.223J154 от 19.12.2016, удостоверяющий, что испытательная лаборатория ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, а также приложение к аттестату аккредитации, определяющее область аккредитации испытательной лаборатории.
В соответствии с п. 2.4.6 Документации о закупке к оценке не допускаются участники конкурентной процедуры при предоставлении недостоверных сведений.
Согласно Протоколу № 1553 запроса предложений от 20.03.2017г. заявка ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» отклонена от участия в закупке на основании п. 2.4.6 Документации о закупке в связи с тем, что в аттестате аккредитации выявлены недостоверные сведения.
Организатор торгов аттестат ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» признал недостоверным и содержащим признаки подложности.
Антимонопольный орган посчитал такой вывод организатора торгов необоснованным. Указал, что доводы заявителя о недостоверности аттестата аккредитации указывают на то, что ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» фальсифицировало документ, выданный Федеральной службой по аккредитации, однако, доказательств того, что Аттестат аккредитации № RA.RU.223J154 от 19.12.2016, представленный в составе заявки ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», является подделкой и содержит недостоверные сведения, не представлено.
Новосибирское УФАС указало, что при проведении запроса предложений на проведение замеров промвыбросов в атмосферу (производственный контроль по ООС) организатор закупки исходил из субъективнойоценки, а именно из визуального восприятия, по наложению подписи и машинописного текста, а также сведений из Интернет-ресурса - сайта Федеральной службы по аккредитации.
То есть, организатор торгов, не обладающий специальными знаниями, без проведения соответствующих экспертиз, пришел к выводу о недостоверности аттестата аккредитации - документа, выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.
При этом заявитель не имеет правомочий по определению достоверности сведений документов, выданных федеральным органом исполнительной власти, в том числе об их фиктивности, фальсификации или недостоверности.
Антимонопольный орган отклонение заявки ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» признал необоснованным. Указал, что обстоятельство свидетельствует о создании заявителем ограничений конкуренции при проведении закупки в форме запроса предложений на проведение замеров промвыбросов в атмосферу (производственный контроль по ООС), что запрещено согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Оспаривая решение антимонопольного органа, заявитель указал, что всоответствии с Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28.12.2013 №412-ФЗ аттестаты аккредитации испытательных лабораторий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаются национальным органом по аккредитации (Росаккредитация).
Информация об аккредитованных лицах, заносится в государственную информационную систему в области аккредитации, которая содержит сведения об аккредитованных лицах; наименование юридического лица, адрес места нахождения, номер телефона, факса и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица; даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице; номер и дату принятия решения об аккредитации; номер аттестата аккредитации и дату его выдачи (в случае его выдачи); область аккредитации; номер и дату выдачи дубликата аттестата аккредитации (в случае выдачи такого дубликата); номер и дату принятия решения о прекращении действия аккредитации и другие сведения.
В случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (ч. 2 ст. 26 Закона №412-ФЗ).
Заявитель в предоставленном ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» аттестате аккредитации № №RA/RU/.22ЭЛ54 от 19.12.2016 выявил следующие расхождения с реестром аккредитованных лиц:
- изменения от 19.12.2016 в реестре не зарегистрированы;
- приложение к аттестату «Область аккредитации испытательной лаборатории» подписано заместителем руководителя Росаккредитации ФИО4, а сам аттестат - заместителем руководителя Росаккредитации ФИО5 Оба документа датированы 19.12.2016.
По информации с официального сайта Росаккредитации ФИО5 вступил в должность заместителя руководителя в сентябре 2016 года, которую ранее занимала ФИО4
Кроме того, ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» в составе заявки для участия в другой процедуре предоставил аттестат аккредитации №RA/RU/.22ЭЛ54 выдан 22.04.2016 на бланке №0005990.
Законом №412-ФЗ регламентирован порядок выдачи аттестатов аккредитации, где в ч. 2 и ч.3 ст. 19 предусмотрено, что Бланк аттестата аккредитации является документом строгой отчетности, а неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Согласно ст. 20 Закона в случае необходимости выдачи дубликата аттестата аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче дубликата национальный орган по аккредитации оформляет дубликат аттестата аккредитации на бланке аттестата аккредитации с пометками «дубликат» и «оригинал аттестата аккредитации признается недействующим».
Согласно официальному реестру Росаккредитации в отношении сертификата №RA.RU/22ЭЛ54 ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» изменения не вносились.
При этом номера аттестатов совпадают, при указании различных дат, отметка «дубликат» не проставлена.
Таким образом, обоснованным следует признать довод заявителя о том, что ему не нужно обладать специальными познаниями и проводить соответствующие экспертизы, чтобы установить факт расхождения сведений, содержащихся в представленном документе и в реестре аккредитованных лиц.
Наряду с этим суд полагает обоснованным и следующий довод заявителя.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-Ф3 участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный органв порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в четырех случаях:
- неразмещения в единой информационной системе (далее ЕИС) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная выше норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы (Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).
Жалоба ООО «ЭКОСТАНДАРТ» Технические решения» в УФАС по НСО о том, что его заявка была отклонена неправомерно, в нарушении законодательства о защите конкуренции, не относится не к одному случаю, предусмотренному ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, следовательно, не должна была рассматриваться антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
При таких условиях оспариваемое решение и выданное на его основе предписание надлежит признать недействительными.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ и возлагаются на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31.03.2017 по жалобе ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и предписание от 31.03.2017 №20.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в пользу акционерного общества «Агентство специального снабжения» 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В.Шашкова