АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск ДЕЛО № А45-7243\2008
46/161
«21» июля 2008 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2008г.
В полном объеме решение изготовлено 21 июля 2008г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи ЧЕРНОВОЙ О.В,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Черновой О.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федеральная служба по финансовым рынкам
к заинтересованному лицу: ЗАО Управляющая компания «Мономах»
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности № 21 от 11.01.2008г., ФИО2 по доверенности № 89 от 15.07.2008г.
Заявитель-Федеральная служба по финансовым рынкам обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ЗАО Управляющая компания «Мономах» по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по протоколу об административном правонарушении № 08-105/пр-ап от 19.05.2008г.
Заинтересованное лицо-ЗАО Управляющая компания «Мономах» возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных возражениях.
От заявителя имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с п. 2 ст. 205 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя по имеющимся материалам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд
У С Т А Н О В И Л :
Как следует из материалов дела, ЗАО Управляющая компания «Мономах» на основании лицензии № 21-000-1-00072. выданной Федеральной службой по финансовым рынкам, является организацией, осуществляющей деятельность по управлению (доверительному управлению) активами акционерного инвестиционного фонда и доверительному управлению паевым инвестиционным фондом.
В соответствии с п. 1 ст. 61 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» ( далее-Закон № 156-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг при выявлении нарушения лицензиатом требований Закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, а если лицензиат на основании лицензии осуществляет в соответствии с федеральными законами доверительное управление иными активами и оказывает услуги специализированного депозитария в отношении иных активов, требований этих федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации вправе своим предписанием запретить лицензиату проведение всех или части операций, применять иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных Законом, аннулировать соответствующую лицензию и назначить временную администрацию.
Согласно пункта 1.2 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утвержденного Постановлением Федеральной службы по финансовым рынкам России от 18.02.2004 №04-5/пс ( далее Положение о деятельности управляющих компаний), деятельность управляющей компании осуществляется в соответствии с требованиями Закона, нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, инвестиционной декларации акционерного инвестиционного фонда и правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, а деятельность управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда- также в соответствии с решениями общего собрания владельцев инвестиционных паев такого фонда.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39 Закона управляющая компания обязана соблюдать иные требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения о составе и структуре активов акционерных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 08.02.2007 № 07-13/пз-н, ( далее Положение о составе и структуре активов)несоответствии состава и (или) структуры активов акционерного инвестиционного фонда и закрытого паевого инвестиционного фонда, относящихся к категориям фондов недвижимости, ипотечных фондов или фондов особо рискованных (венчурных) инвестиций, требованиям настоящего Положения, иных нормативных правовых актов или инвестиционной декларации фонда, возникшее в результате изменения оценочной стоимости ценных бумаг, объектов недвижимого имущества и иного имущества, составляющего активы акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда, или возникновения иных обстоятельств, не зависящих от действий управляющей компании такого фонда, должно быть устранено управляющей компанией фонда мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, в течение 1 года с даты, когда указанное несоответствие было или должно было быть выявлено.
В соответствии с пунктом 7.3 Положения о составе и структуре активов стоимость долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью может составлять не более 30 процентов стоимости активов.
Заинтересованным лицом в течение года не было устранено несоответствие структуры активов Закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Золотая долина» под управлением ЗАО Управляющая компания «Мономах», выразившееся в превышении максимально допустимой стоимости долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью в стоимости активов Фонда, установленной пунктом 7.3 Положения о деятельности управляющих компаний ( на 07.05.2008г. оценочная стоимость долей составила 61,49%, а на 08.05.2008г. – 70,72%, что превышает максимально допустимую стоимость на 40,72%).
Заинтересованное лицо письмом от 04.05.2008г. № 300 сообщил заявителю о невозможности устранения несоответствия в установленный срок, а ЗАО «Первый Специализированный Депозитарий», являющейся специализированным депозитарием Фонда, письмом от 12.05.2008г. № 4234- пред уведомило Федеральную службу по финансовым рынкам о не устранении вышеуказанного несоответствия.
Таким образом, по мнению заявителя, ЗАО Управляющая компания «Мономах» нарушило требования п. п. 9 пункта 2 ст. 39 Закона, пункта 1.2 Положения о деятельности управляющих компаний, пункты 1.7 и 7.3 Положения о составе и структуре активов, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В отношении ЗАО Управляющая компания «Мономах» был составлен протокол об административном правонарушении № 08-105/пр-ап от 19.05.2008г. и заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 до 40 тысяч рублей.
В соответствии с п.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Золотая долина» под управлением ЗАО управляющая компания «Мономах» был сформирован 04.05.2007г.
В период формирования фонда в счет оплаты паев Закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Золотая долина» (далее ЗПИФ ВИ «Золотая долина) были внесены доли в уставной капитал ООО «Мономах». Общая стоимость имущества ЗПИФ ВИ «Золотая долина» на момент его формирования составила 4 500 000 000 рублей и на момент завершения формирования на 04.05.2007г. ЗПИФ ВИ «Золотая долина» стоимость долей ООО «Мономах» в составе имущества ЗПИФ ВИ «Золотая долина» составила 2 740 321 руб. или 60,89%.
При формировании состава имущества ПИФа управляющая компания не может влиять на структуру активов ПИФа, поскольку обязана согласно Правил доверительного управления принять в счет оплаты паев любое имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией ПИФа.
По завершению формирования ЗПИФ ВИ «Золотая долина» ЗАО Управляющая компания «Мономах» было выявлено нарушение требований п. 7.3 Положения о составе и структуре активов, согласно которого стоимость долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью может составлять не более 30% стоимости активов ПИФа.
По состоянию на 07.05.2007г. доля в уставном капитале ООО «Мономах» составила 61,49% от стоимости активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина».
Таким образом, несоответствие структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» требования Положения о составе структуре активов ЗАО Управляющая компания «Мономах» должно было устранить в срок не позднее 08.05.2008г. мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда.
Внесение в декабре 2007г. изменений в Федеральный закон № 156 ФЗ от 29.11.2001г. и введение определения « квалифицированный инвестор» создали предпосылки для квалификации ЗПИФ ВИ «Золотая долина» в качестве фонда, предназначенного для квалифицированных инвесторов, и как следствие иные требования к составу и структуре активов ЗПИФ особо рисковых (венчурных) инвестиций.
ЗАО Управляющая компания «Мономах» предполагало решить проблему одним из 2-х способов:
1) продать долю или часть доли ООО «Мономах» стороннему стратегическому инвестору, что могло бы отвечать интересам владельцев инвестиционных паев фонда и устраняло бы нарушение структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» под управлением ЗАО Управляющая компания «Мономах»;
2) дождаться выхода нормативных документов Федеральной службы по финансовым рынкам, связанных с изменениями в Положение о составе и структуре активов ПИФа, которые предполагают отсутствие ограничений на максимальный размер долей общества с ограниченной ответственностью в имуществе ПИФа, относящегося к категории фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций, и квалифицировать ЗПИФ как фонд, предназначенный для квалифицированных инвесторов на основании обращения пайщиков ЗПИФ с просьбой о признании их квалифицированными инвесторами, что позволило бы автоматически устранить нарушение структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» под управлением ЗАО Управляющая компания «Мономах».
Как пояснил в судебном заседании представитель заинтересованного лица, ЗАО Управляющая компания вело переговоры с ОАО «Институтом прикладной физики», в результате которого было достигнута в декабре 2007 года договоренность о подписании соглашения о намерениях о продаже 45-50% долей в уставном капитале ООО «Мономах». Однако, в связи со значительной стоимостью долей в уставном капитале ООО «Мономах» по состоянию на 28.11.2007г. стоимость 97,508% долей в уставном капитале составила 4 211 868 000 рублей, согласно Отчета об оценке рыночной стоимости № 135/1 от 28.11.2007г., выданного оценщиком ЗАО Консультативная группа «Баланс» и необходимостью привлечения денежных средств третьих лиц, ООО «ИПФ-инвест»( дочернее предприятие ОАО «Институт прикладной физики», созданное специально для реализации соглашения о намерениях от 17.12.2007г.) письмом от 22.04.2008г. предложило отложить сделку по купле-продаже долей в уставном капитале ООО «Мономах» на осень 2008г.
Для устранения нарушения несоответствия структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» ЗАО Управляющая компания «Мономах» в сложившейся ситуации предприняло меры в наибольшей степени отвечающие интересам владельцам инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда:
- 30.04.2008г. провело общее собрание участников ООО «Мономах» и приняло решение о реорганизации ООО «Мономах» путем преобразования в ЗАО «Мономах», согласно протокола № 19 от 30.04.2008г.;
- опубликовало в «Вестнике государственной регистрации» № 19 от 14.05.2008г. сообщение о реорганизации ООО «Мономах»;
- до 01.07.2008г. планировало завершить процедуру преобразования и подать документы в Федеральную службу по финансовым рынкам для регистрации выпуска ценных бумаг ЗАО «Мономах».
В срок до 08.05.2008г. реорганизация ООО «Мономах» не могла быть завершено по независящим от ЗАО Управляющая компания «Мономах» причинам, в связи с необходимостью выполнения определенных юридических действий и длительными сроками реорганизации, установленных нормативными актами.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на не устранение несоответствия структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» под управлением ЗАО Управляющая компания «Мономах» в течение одного года. Проанализировав законодательство, суд пришел к выводу о том, что указанный срок не является пресекательным.
Согласно пункта 1.10 Положения о составе и структуре активов, срок устранения несоответствия структуры активов паевого инвестиционного фонда, установленный Положением, может быть однократно продлен на тот же срок по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принятому на основании заявления управляющей компанией фонда, содержащего обоснование невозможности устранения указанного несоответствия в установленный срок без нарушения интересов владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО Управляющая компания «Мономах» обратилась в Федеральную службы по финансовым рынкам с заявлением № 300 от 04.05.2008г., которое было получено заявителем 07.05.2008г. № 08-32257. Ответ на данное письмо не был получен заинтересованным лицом и в судебное заседание не представлен.
Как пояснил представитель заинтересованного лица в судебном заседании, 27.05.2008г. нарушение структуры активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина» было устранено путем исключения долей ООО «Мономах» из состава активов ЗПИФ ВИ «Золотая долина», согласно предписания Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.05.2008г. № 08-АС-10/9863, мерами не отвечающими интересам владельцев инвестиционных паев ЗПИФ ВИ «Золотая долина».
Суд согласен с доводами заинтересованного лица о том, что при составлении протокола об административном правонарушении от 19.05.2008г. Федеральной службой по финансовым рынкам нарушен п.4 ст. 28.2 КоАП РФ, согласно которому законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В статье 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что телефонограмма о вызове для составления протокола об административном правонарушении на 11 час. 19.05.2008г. поступила в пятницу 16.05.2008г. в 14 час.49 мин., в связи со значительной территориальной отдаленностью г.Москвы от г.Новосибирска законный представитель не смог явиться к указанному срок и по указанному адресу : <...>, каб. 1307.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Состав вменяемого Обществу административного правонарушения не носит характер длящегося правонарушения. Следовательно, срок давности для привлечения к административной ответственности необходимо исчислять со дня совершения обществом правонарушения. Как видно из протокола об административном правонарушении от 19.05.2008г., правонарушение совершено 08.05.2008г. и на момент рассмотрения дела в суде 16.07.2008г. истек двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170,176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований Федеральной службе по финансовым рынкам отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г. Томск).
Судья О.В.Чернова