ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-7282/2018
16 мая 2018 года
Решение в виде резолютивной части вынесено 04 мая 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению акционерного общества «Тандер», г. Краснодар (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, г.Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2018 по делу об административном правонарушении № 18990089
без вызова представителей сторон.
Акционерное общество «Тандер» (далее - заявитель, общество, АО «Тандер») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2018 по делу об административном правонарушении № 18990089 (далее - оспариваемое постановление).
Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, о сроках представления доказательств по делу, а также направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Представленные в установленные сроки документы размещены на официальном интернет ресурсе арбитражного суда в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
13.10.2017 года на сайт приема граждан поступило обращение № 6586 от гражданина (ЕСИА149986), в котором сообщалось о продаже табачной продукции в г. Новосибирск, в магазине «Магнит» АО «Тандер» ИНН <***>, расположенном по улице Менделеева, д. 10, ближе, чем 100 метров от территории детского центра, расположенной по ул. 25 лет Октября, д. 16/3, копия чека приложена к обращению, на копии чека указано на продажу табачных изделий: сигареты РОТМАНС ДЕНИ АЭРО по цене 80 руб., которые были проданы 10.10.2017 в 19 час. 46 мин. АО «Тандер» ИНН <***>.
Управлением 18.10.2017 был сделан запрос № 05/27770 в Управление по земельным ресурсам мэрии г. Новосибирска. В ответе от 31.10.2017 за № 31117/11965 зафиксировано, что расстояние от торгового объекта, расположенного по адресу <...>, до границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:041925:11, занимаемого образовательным учреждением (детский центр), с местоположением по адресу: <...> Октября, д. 16/3 составляет 43 метра. К ответу приложен инженерно-топографический план из компьютерной программы «MapinfoProfessional» с автоматическим отображением номеров домов, киосков и наименований улиц.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) должностным лицом Управления было вынесено мотивированное представление об основаниях по подпункту «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ для проведения внеплановой выездной проверки АО «Тандер» по обращению от 13.10.2017 № 6586.
Проведение внеплановой выездной проверки в отношении АО «Тандер», юридический адрес: <...> ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес осуществления предпринимательской деятельности: <...>, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, согласовано с Прокуратурой Новосибирской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 01.12.2017 № 7-10-154802-2017).
На основании распоряжения от 30.11.2017г. № 4164 административным органом была осуществлена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Тандер» по адресу: <...>, в период с 05.12.2017 по 29.12.2017. Заверенная печатью копия Распоряжения вручена 05.12.2017 директору предприятия торговли и представителю по доверенности № 2-4/995 от 20.02.2017.
По окончанию проверки, в соответствии со статьей 16 Закона № 294-ФЗ, должностным лицом Управления составлен Акт от 25.12.2017г. № 4164, с которым ознакомлен и получил копию 25.12.2017 уполномоченный представитель общества по доверенности № 2-4/995 от 20.02.2017, один экземпляр Акта направлен в адрес юридического лица АО «Тандер», по адресу: 350000, <...> (реестр № 41 отправляемой заказной корреспонденции, 630971 16 80740 0 - получено адресатом 09.01.2018).
Актом проверки установлено несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями АО «Тандер», так 10.10.2017 в 19 час. 46 мин. и 05.12.2017 в 13 час. 00 мин. обществом была произведена розничная продажа табачных изделий, в помещении магазина «Магнит» по адресу: <...>, на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, до границ земельного участка, занимаемого детского центра МБУДО ЦДТ «Содружество» по адресу: <...> Октября, д. 16/3, (в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, регистрационный номер: 9119, серия 54 Л0 №10002506). Следовательно АО «Тандер» нарушило требования пункта 2 части 7 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ), согласно которому запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
На основании пункта 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ, АО «Тандер» в течение пятнадцати дней, с даты получения акта проверки, было вправе представить в Управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки. Возражения в адрес Управления от АО «Тандер» не поступали.
Посчитав, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченным должностным лицом административного органа 01.02.2018 в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
15.02.2018 заинтересованным лицом, в отсутствии законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым общество было привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 19 Закона № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Заинтересованным лицом были представлены доказательства, подтверждающие факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Довод общества о недоказанности события административного правонарушения ввиду ненадлежащим образом произведенного измерения расстояния от предприятия торговли до образовательных учреждений, а также в связи с использованием информации полученной до проведения проверки в отношении общества, судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
13.10.2017 в Управление поступило обращение гражданина вх. № 6586 от 13.10.2017 о несоблюдении АО «Тандер» (магазин «Магнит», <...>) ограничений в сфере торговли табачной продукцией, а именно: продажа табачных изделий ближе 100 метров от территории детского центра, рассоложенной по адресу <...> Октября, д. 16/3.
В процессе рассмотрения указанного обращения, в соответствии с положением пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ, Управлением был направлен запрос о предоставлении информации о расстоянии от места расположения хозяйствующего субъекта до границ территории учреждения, оказывающего образовательные услуги. На который был получен ответ от 31.10.2017 № 31/17/11965, после получения которого было принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Тандер».
Таким образом, направляемый Управлением запрос и ответ на него были получены административным органом в рамках требований Закона № 59-ФЗ.
Закон № 15-ФЗ, установивший запрет на торговлю табачными изделиями, в том числе на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных учреждений не закрепляет порядок определения указанного расстояния, иными нормативными правовыми актами указанный порядок также не закреплен, следовательно при определении стометровой зоны необходимо исходить из буквального толкования, используемого термина «расстояние» то есть как пространства между территорией границы соответствующего учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии), при этом не требуется выяснение наличия таких обстоятельств как наличие либо отсутствие непреодолимых, естественных, искусственных препятствий доступа до торговой точки до границ территории образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела (письмо Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии города Новосибирска от 31.10.2017 № 31/17/11965) расстояние от магазина занимаемого обществом до границ земельного участка с кадастровым номером 54:35:041925:11 занимаемого зданием образовательных учреждений с местоположением: <...> лет Октября, 16/3, составляет 43 метра.
Факт осуществления обществом в указанном магазине продажи табачной продукции, подтверждается материалами дела, в том числе кассовым чеком и обществом по существу не оспаривается.
Согласно вышеуказанной информации, замеры расстояний произведены на инженерно-топографическом плане с помощью цифровой линейки в компьютерной программе «Mapinfo Professional». При этом расстояние исчисляется по прямой, без учета препятствий для пешеходов и правил дорожного движения. Замер произведен от магазина до ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказании образовательных услуг.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭСТИ МАП» является официальным дистрибьютором программного продукта «Mapinfo Professional», имеет государственную аккредитацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий», о чем в реестр аккредитованных организаций внесена запись № 3605 от 16.04.2014, имеет лицензию на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (лицензия от 24.06.2015 № 77-00459Ф). То, что данное письмополучено до проведенной проверки не исключает его из числа доказательств по делу, поскольку получено оно на законных основаниях.
Согласно Решению Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 708 «О департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска» основными функциями департамента являются, в том числе: обеспечение подготовки схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (за исключением схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для целей строительства, организации территории общего пользования), в том числе в форме электронного документа; ведение информационных систем в сфере земельных, имущественных отношений и потребительского рынка; осуществление иных функций в сфере земельных, имущественных отношений и потребительского рынка в городе Новосибирске.
Учитывая, что правонарушение, установленное нормами части 1 статьи 14.53 КоАП РФ посягает на общественные отношение регулирующие порядок торговли табачных изделий, в том числе ограничения и запреты, правомочия Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска на представление информации в указанной сфере, имеются.
Невозможность использования при расчете имеющейся информации, представленной органом местного самоуправления, а равно неверность установленного расстояния по схеме, заявителем не обоснована, отсутствие порядка определения данного расстояния, не свидетельствует о неверности его определения.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается лицами участвующими деле, на земельном участке с кадастровым номером 54:35:041925:11, расположено здание адрес: <...> Октября, д. 16/3, в котором находится образовательное учреждение МБУДО ЦДТ «Содружество» (детский центр).
Территория образовательной организации входит в границы земельного участка, занимаемой многоэтажным зданием, наличие или отсутствие в здании других объектов предпринимательской или иной экономической деятельности не влияет на установление границ земельного участка, а следовательно и на границы территории образовательных организаций.
При этом границы территории образовательной организации в данном случае определяются исходя из положений статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации и ограничиваются границами земельного участка здания (комплекса помещений, зданий) которые обеспечивают осуществление учебного процесса. Принадлежность образовательной организации отдельного помещения в административном здании также предполагает использование кроме самого арендуемого помещения, земельного участка на котором расположено здание, соответствующих ресурсоснабжающих коммуникаций здания, при этом предназначение данного земельного участка в данном случае не препятствует его использованию образовательным учреждением в своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вина заявителя подтверждена материалами дела.
В связи с указанным, основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, имелись.
Довод общества о незаконности оспариваемого постановления поскольку административным органом о рассмотрении дела, не извещалось лицо, подавшее жалобу, не принимается судом во внимание как обоснованный ввиду нижеследующего.
Глава 25 КоАП РФ предусматривает круг лиц, которые являются участниками производства по делу об административном правонарушении, в частности к таковым относится, в том числе, потерпевший.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (статья 25.2 КоАП РФ).
В обращении гражданина, содержится информация о нарушении субъектами предпринимательской деятельности (с указанием перечня) ограничений по продаже табачной продукции, установленных статьей 19 Закона № 15-ФЗ, при этом какое либо указание о том, что ему был причинен физический, имущественный или моральный вред отсутствует, Управлением данный гражданин потерпевшим не признан, соответственно участником производства по делу об административном правонарушении не является.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В связи с тем, что гражданин, направивший обращение, не является участником производства по делу об административном правонарушении, он не уведомляется о рассмотрении административного дела.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами заинтересованного лица в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.49, 28.3 КоАП РФ). Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ. Штраф установлен в размере, превышающем минимальный размер, с учетом наличия обстоятельств отягчающих административную ответственность. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В ходе рассмотрения дела не установлены какие-либо исключительные обстоятельства, для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного.
Таким образом, исходя из содержания норм статей 210, 211 АПК РФ заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
руководствуясь частью 5 статьи 170, статьями 209, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.В. Хорошилов