АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело №А45-7295/2022
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 2 июня 2022 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН: <***>), г. Москва к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Агромаш" (ОГРН: <***>), р.п. Краснообск о взыскании суммы субсидии в размере 8 488 501 рублей 54 копеек,
при участии представителей сторон:
истца: не явился, извещен,
ответчика: ФИО1, директор (решение №1 от 20.10.2020), паспорт, ФИО2, доверенность от 25.03.2022, паспорт, диплом; ФИО3, доверенность от 25.03.2022, паспорт, диплом,
установил:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – истец, Минпромторг России, министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Агромаш" (далее – ответчик, ООО НПФ "Агромаш") о взыскании суммы субсидии в размере 8 488 501 рублей 54 копеек.
Общество в удовлетворении заявленных требований просит отказать, при этом указывает, что оснований для отказа в предоставлении субсидии отсутствовали, а изъятие субсидий без должных на то оснований приведет к увеличению у него долговой нагрузки и может в последующем привести к его несостоятельности. Что, в свою очередь, приведет к стагнации развития сельского хозяйства в регионе (Новосибирская область) и к ухудшению развития сельского хозяйства в целом (на территории РФ).
Представители истца в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, при таких обстоятельствах заявление рассмотрено в отсутствие их представителей по правилам ч.3 статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставлении субсидии производителям сельскохозяйственной техники» утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (далее - Правила).
На основании Правил 26 августа 2020 г, Минпромторг России (далее - Истец, Министерство) и ООО НПФ «Агромаш» (далее - Ответчик, Получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидии производителям сельскохозяйственной техники № 020-11-2020-656 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.1.2. Соглашения предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020 год субсидии:
- в целях возмещения недополученных доходов Получателя, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники, предусмотренной приложением № 1 к Правилам предоставления субсидий;
- в целях достижения установленного государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского хозяйства).
Пунктом 3.1.2 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется Получателю при представлении Получателем в Министерство документов, подтверждающих факт произведенных Получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидии, а также иных документов, определенных в приложении № 1 к Соглашению, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
На основании пункта 2.1 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 28 сентября 2020 г.) субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 Соглашения.
Обязательства Министерства по перечислению средств субсидии выполнены в полном объеме. В соответствии с платежными поручениями в 2020 году Минпромторг России предоставил ООО НПФ «Агромаш» субсидию в размере 9 676 002 рублей 14 копеек.
Федеральным казначейством в соответствии с приказом Федерального казначейства от 5 марта 2021 г. № 88п «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» и на основании п. 40 контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30 октября 2020 года, в период с 12 марта 2021 г. по 29 апреля 2021 г. и с 27 мая 2021 г. по 24 июня 2021 г. в отношении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации проведена выездная проверка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении на цели реализации ведомственного проекта «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка организаций транспортного и специального машиностроения» подпрограммы «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
В соответствии с представлением Федерального казначейства от 16 сентября 2021 г. № 18-04-01/22298 Минпромторгу России необходимо обеспечить возврат субсидии, полученной Ответчиком по Соглашению, в размере 9 676 002 руб. 14 коп., в связи с нарушением подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158 , статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил (в редакциях от 8 мая 2020 г. и от 26 ноября 2020 г.), пунктов 8, 13, 15 Правил (в редакции от 8 мая 2020 г.) и пунктов 9, 14, 16 Правил № 1432 (в редакции от 26 ноября 2020 г.), выразившимся в предоставлении средств субсидии ООО НПФ «Агромаш» в размере 9 676 002 руб. 14 коп, которое не является производителем сельскохозяйственной техники и не осуществляет при производстве продукции на территории Российской Федерации технологические операции (часть технологических операций).
В Справке и на электронном носителе, представленными ООО НПФ «Агромаш» в 2020 году для участия в Отборе, не указана информация об участии контрагента (контрагентов) в производстве техники.
По итогам проверки, проведенной в 2021 году Федеральным казначейством в УФК по Новосибирской области, выявлено что при производстве техники ООО НПФ «Агромаш» также участвовал ИП ФИО1
Таким образом, при подаче в 2020 году ООО НПФ «Агромаш» в Минпромторг России документов для участия в Отборе, предусмотренных пунктом 15 Правил, представлены недостоверные сведения.
Истцом в адрес Ответчика направлено требование Минпромторга России от 16 апреля 2021 г. № 31129/07 о возврате средств субсидии в связи с нарушением в части превышения запрашиваемой субсидии над размером предоставленной покупателю скидки по договорам о реализации в размере 1 187 500 рублей 60 копеек.
ООО НПФ «Агромаш» возвратило средства субсидии в размере 1 187 500 рублей 60 копеек по требованию Минпромторга России от 16 апреля 2021 г. № 31129/07.
Минпромторг России в целях исполнения представления Федерального казначейства направил в адрес Ответчика требование от 23 ноября 2021 г. № 101975/07 о возврате средств субсидии в размере 8 488 501 рубля 54 копейки.
Требование Минпромторга России о возврате полученных денежных средств в добровольном порядке ответчиком не исполнено, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд считает их не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Частью 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставлении субсидии производителям сельскохозяйственной техники» утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 15 Правил производитель для участия в отборе для включения в реестр получателей субсидии (далее - Отбор) представляет в том числе справку, подписанную руководителем производителя (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица), о наличии технической документации, подтверждающей осуществление на территории Российской Федерации производителем и контрагентом (контрагентами) производителя (в случае осуществления им (ими) части технологических операций) технологических операций при производстве продукции, по форме согласно приложению № 4 к Правилам, с приложением на электронном носителе копий документов, подтверждающих выполнение технологических операций (далее - Справка).
Пунктом 3.7 Соглашения установлено, что условием предоставления субсидии является согласие Получателя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания Соглашения.
Правила предусматривают возможность включения в несколько реестров:
- в реестр получателей субсидий в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году.
В абз. 15 п. 1 Правил указано, что такой реестр содержит перечень производителей, которые непосредственно или через продавца предоставили скидку покупателям продукции в соответствии с договорами о реализации продукции, заключенными в 2019 году, поставка продукции по которым осуществлена не позднее 31 декабря 2019 г. и субсидия на которую не предоставлялась производителю в 2019 году, с которым в 2020 году заключено соглашение о предоставлении субсидии, содержащее размер субсидии на 2020 год, показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, и результат предоставления субсидии. Перечень необходимых документов и сведений для включения в такой реестр закреплен в п. 12 Правил.
- в реестр получателей субсидий (далее - Реестр).
В абз. 14 п. 1 Правил указано, что данный реестр содержит перечень производителей, прошедших отбор в соответствии с настоящими Правилами, с которыми в соответствующем финансовом году заключены соглашения о предоставлении субсидии по установленной в Правилах форме. Перечень необходимых документов и сведений для включения в данный Реестр закреплен в п. 15 Правил.
Таким образом, документы и сведения, которые должны быть представлены производителем для участия в отборе и получения субсидий перечислены в п. 12 и п. 15 Правил.
В обоснование исковых требований, Министкрство указывает на то, что в справке о наличии технической документации, подтверждающей осуществление производителем и контрагентом производителя технологических операций при производстве продукции, (далее - Справка) и на электронном носителе, представленным Ответчиком в 2020 г. для участия в отборе на получении субсидий, не была указана информации об участии контрагента в производстве техники.
Требования к такой Справке закреплены в пп. и п. 15 Правил. В соответствии с указанным пунктом Правил - Справка должна подписана руководителем производителя (или уполномоченным лицом) и подготовлена по форме, предусмотренной приложением № 4 к Правилам.
К Справке должен быть приложен электронный носитель копий документов, подтверждающих выполнение технологических операций.
Приложение № 4 обязывает производителя представить описание моделей продукции и их модификаций: ключевые агрегаты и узлы и описание технических операций в отношении этих агрегатов.
В качестве документов, которые должны быть представлены на электронном носителе, Правила относят копии технологических карт процесса или технологической инструкции по процессу производства продукции с указанием перечня технологических операций, используемых при производстве продукции.
Как следует из материалов дела, Общество представило Справку, в которой указаны различные модификации техники «Универсально почвообрабатывающий агрегат», правами на техническую документацию которого обладает ООО НПФ «Агромаш». Кроме того, в Справке указан перечень технологических операций, выполняемых Ответчиком в отношении названной техники.
Согласно пп. а) п. 9 Правил Право на включение в реестр получателей субсидии в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году, и (или) реестр получателей субсидии имеет производитель, при условии, что производителем и контрагентом (контрагентами) производителя (в случае осуществления им (ими) части технологических операций) при производстве продукции осуществляются на территории Российской Федерации технологические операции, предусмотренные приложением № 1 к Правилам, и у производителя в отношении этой продукции имеются права на конструкторскую и технологическую документацию на осуществление таких технологических операций.
В Приложении №1 Правил перечислены виды технологических операций, который могут выполнять как сам производитель, так и его контрагент. В указанном перечне содержится и сборка узлов сельскохозяйственной техники, которую и выполняли сотрудники ООО НПФ «Агромаш», в том числе сборку гидрооборудования, сборку и установку транспортных и технологических колес и прочую комплектацию перед реализацией.
Обстоятельства наличия у ООО НПФ «Агромаш» документации на данную продукцию и на осуществление данных технологических операций подтверждены представленными в материалы дела справками и не оспариваются Истцом.
Фактически, ИП ФИО1, ООО НПФ «Агромаш» выполняют работы, которые неразделимы при производстве сельскохозяйственных машин.
По смыслу отношений таких взаимозависимых лиц - Ответчик в собственных производственных помещениях, на собственном оборудовании, а также из собственных материалов и комплектующих, но с привлечением сотрудников ИП ФИО1 в соответствии с Договором № 1 о переработке продукции из сырья и материалов поставщика от 14.02.2014 г., осуществляет производство деталей для сельскохозяйственных машин.
Договорных отношений с другими лицами, за исключением ИП ФИО1, по выполнению технологических операций по выпуску продукции ООО НПФ «Агромаш» не имеет.
В соответствии с п. 1 Правил субсидии предоставляются производителям в целях достижения индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства) путем стимулирования реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке.
В пунктах 1.1.1-1.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии производителям сельскохозяйственной техники № 020-11-2020-656, заключенного 26.08.2020 г. между Истцом и Ответчиком, также указано, что субсидии предоставляются в целях:
- возмещения недополученных доходов производителя, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники;
- достижения установленного государственной программой РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» индекса производства продукции по отношению к предыдущему финансовому году (производство машин и оборудования для сельского хозяйства).
Субсидия, представленная Ответчику, была полностью потрачена в соответствии с вышеуказанными целями. Данный факт установлен уполномоченным органом - Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области и отражен в Акте проверки.
Таким образом, Ответчик израсходовал полученные средства субсидии в рамках целей, установленных Правилами и в соответствии с заключенным Соглашением.
Правила предусматривают несколько оснований для возврата субсидий:
- в случае недостижения результата предоставления субсидии, указанного в Реестре (п. 34 Правил).
- в случае установления по итогам проверок, проведенных Минпромторгом России и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов несоблюдения производителем условий, установленных при предоставлении субсидии (п. 37 Правил).
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило установление фактов несоблюдения производителем условий, установленных Правилами.
А именно, по мнению заявителя, в справке не указана информация об участии контрагента (контрагентов) в производстве техники.
При этом утвержденная форма справки не предусматривает возможность отражения в ней указанной информации. Заявитель так же не указывает, в какой графе справки указанная информация могла быть отражена.
Довод заявителя о том, что в случае выполнения контрагентом части технологических операций при производстве техники производитель представляет на электронном носителе соответствующие подтверждающие документы, в частности договоры об оказании услуг, договоры купли-продажи, судом отклоняется, так как Правила №1432 от 27.12.2012 не предусматривают такую обязанность.
Приложение №4 Правил №1432 от 27.12.2012г. предусматривает обязанность производителя представить доказательства. Что он является лицом, обладающим соответствующей технической документацией и возможностью произвести сельскохозяйственную технику на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик представил все необходимые документы и сведения, в соответствии с которыми он был включен в Реестр правомерно.
Соответственно, Ответчик соответствовал всем необходимым критериям для выплаты ему субсидии.
На основании изложенного, суд не находит правомерными доводы министерства о том, что субъект государственной поддержки нарушил условия предусмотренные пунктом 15 Правил.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.А. Нахимович |