ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7445/15 от 10.08.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                             Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                                                Дело №  А45-7445/2015

12 августа  2015

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2015. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2015.

Арбитражный суд Новосибирской области  в составе судьи Г.М. Емельяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.В. Коваленко,

рассмотрев в судебном заседании  дело по иску   общества с ограниченной ответственностью «Диалог»

к  администрации города Оби Новосибирской области

об обязании заключить договор аренды

при  участии  представителей сторон:

от истца:  Дронов В.В.   по доверенности от 19.03.2015

от ответчика:  Ботвинко П.А.   по доверенности от 24.02.2015

                                                     установил:

        ООО «Диалог» обратилось в суд с заявлением к администрации города Оби Новосибирской области  об обязании заключить  договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Обь, площадь 11000+/-37 кв.м., кадастровый номером 54:36:020204:249, для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, сроком на три года, стоимостью годовой арендной платы 732 393,20 руб..

         Заявленные требования мотивированы  необходимостью установления  годовой арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

       Администрация города Оби Новосибирской области с требованиями не согласилась,                                                                                              ссылаясь на обоснованность установления рыночной стоимости годовой арендной платы на основании  отчета оценщика.

       Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Оби Новосибирской области от 27.03.2014 № 346  в соответствии с обращением ООО «Диалог»  опредоставлении земельного участка для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, руководствуясь статьями 30, 31, 32, Земельного кодекса РФ назначена комиссия по выбору и обследованию земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь.

Постановлением  администрации города Оби Новосибирской области  от 01.04.2014  № 354 утвержден акт выбора и обследования земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь (п. 1 постановления).

Установлен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь, для строительства детского развлекательного центра с аквапарком. Категории земель - земли населенных пунктов (п. 2 постановления № 354 от 01.04.2014).

Информация о предварительном согласовании места для строительства детского развлекательного центра с аквапарком подлежит опубликованию в средствах массовой информации (п. 5 постановления № 354 от 01.04.2014).

Публикация сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка опубликована на официальном сайте администрации города Оби Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://\v\\w.gorodob.ru/).

Постановлением администрации города Оби Новосибирской области   от 27.06.2014 № 696, рассмотрев заявление директора ООО «Диалог», на основании постановления  № 354 от 01.04.2014 г., в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, истцу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 11000+/-37 кв.м., с кадастровым номером 54:36:020204:249 на праве аренды сроком на три года для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, местоположение участка: Новосибирская область, г. Обь (п. 1 постановления). Управлению    экономического    развития    промышленности    и    торговли администрации города Оби Новосибирской области постановлено подготовить проект договора аренды земельного участка (п. 2 постановления № 696 от 27.06.201). ООО «Диалог» постановлено в течение двух месяцев обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и предоставить документы в администрацию города Оби Новосибирской области (п. 3 постановления № 696 от 27.06.2014).

        25 сентября 2014  между ответчиком и истцом заключен  договор аренды земельного участка № 1/19-14а, с приложением 1: кадастровый план земельного участка и приложением 2: описание земельного участка.

       Истец, утверждая, что им возвращен оригинал договора  ответчику для проставления подписи в приложении 2, и не получив  от ответчика указанный договор, расценил указанное действие как  незаконное  уклонение  от заключения договора аренды и обратился в суд с иском об обязании заключить договор аренды на его условиях в части цены годовой арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости в размере 732393, 20 руб..

Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 №  582 утверждены:

- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Подпунктом «д»  пункта 3 Постановления № 582 определено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015  положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 №  137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена  в определении ВС РФ от 24.12.2014 № 22-АПГ 14-4.

Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Постановление Правительства № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Правительство Российской Федерации  в соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ Постановлением   № 582 утвердило  основные принципы определения  арендной платы  при аренде земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности:

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Судом установлено, что земельный участок относится к категории земель, собственность на которые не разграничена.

Судом установлено, что годовая арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером  54:36:020204:249 площадью 11000 кв.м. установлена на основании отчета независимого оценщика от 02.09.2014 № 14381-ОР в размере 1075161 руб.. Отчет не оспорен в установленном законом порядке и указанные в нем сведения не признаны недостоверными.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 36 619 660 руб., и  2% от этой суммы  составляет   732 393,20 руб.. Исходя из указанных обстоятельств можно сделать вывод о том, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью (от 2%) является незначительной, что позволяет, в свою очередь, сделать суду вывод об отсутствии нарушения основополагающих принципов определения арендной платы, указанных в Постановлении №  582. Доказательств обратного,  истцом  не представлено.

Кроме того, между истцом и ответчиком  договор аренды был заключен 25.09.2014, копии с приложениями представлены истцом в материалы дела. Доказательств  передачи указанного договора в подлиннике ответчику на подпись истцом не представлено.

При этом, требований о внесении изменений  в условия договора в отношении стоимости годовой арендной платы, при  соблюдении истцом  досудебного  порядка  урегулирования спора, истцом не заявлено.

Довод ответчика о том,  что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, не принимается судом во внимание, как документально не подтвержденный. Представленные в качестве доказательств акт от 03.06.2015 и фотографии, таким доказательствами не являются, поскольку, акт составлен в одностороннем порядке, а фотографии не свидетельствуют о том, что на них изображен именно спорный земельный участок.

При рассмотрении настоящего дела суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Определениях  ВС РФ от 13.05.2015  дело № 306-ЭС14-6558, от 24.12.2014 № 22-АПГ14-4.

При изложенных выше  обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.

      Государственная пошлина относится на истца.

      Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167-170, 176, суд

                                                    РЕШИЛ:

       В иске отказать.

       На решение может быть подана жалоба в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия. 

Судья                                                                                               Г.М. Емельянова