АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2015. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2015.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Г.М. Емельяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.В. Коваленко,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Диалог»
к администрации города Оби Новосибирской области
об обязании заключить договор аренды
при участии представителей сторон:
от истца: ФИО1 по доверенности от 19.03.2015
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 24.02.2015
установил:
ООО «Диалог» обратилось в суд с заявлением к администрации города Оби Новосибирской области об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Обь, площадь 11000+/-37 кв.м., кадастровый номером 54:36:020204:249, для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, сроком на три года, стоимостью годовой арендной платы 732 393,20 руб..
Заявленные требования мотивированы необходимостью установления годовой арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация города Оби Новосибирской области с требованиями не согласилась, ссылаясь на обоснованность установления рыночной стоимости годовой арендной платы на основании отчета оценщика.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Оби Новосибирской области от 27.03.2014 № 346 в соответствии с обращением ООО «Диалог» опредоставлении земельного участка для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, руководствуясь статьями 30, 31, 32, Земельного кодекса РФ назначена комиссия по выбору и обследованию земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь.
Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от 01.04.2014 № 354 утвержден акт выбора и обследования земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь (п. 1 постановления).
Установлен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1,1 га., расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Обь, для строительства детского развлекательного центра с аквапарком. Категории земель - земли населенных пунктов (п. 2 постановления № 354 от 01.04.2014).
Информация о предварительном согласовании места для строительства детского развлекательного центра с аквапарком подлежит опубликованию в средствах массовой информации (п. 5 постановления № 354 от 01.04.2014).
Публикация сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка опубликована на официальном сайте администрации города Оби Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://\v\\w.gorodob.ru/).
Постановлением администрации города Оби Новосибирской области от 27.06.2014 № 696, рассмотрев заявление директора ООО «Диалог», на основании постановления № 354 от 01.04.2014 г., в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, истцу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 11000+/-37 кв.м., с кадастровым номером 54:36:020204:249 на праве аренды сроком на три года для строительства детского развлекательного центра с аквапарком, местоположение участка: Новосибирская область, г. Обь (п. 1 постановления). Управлению экономического развития промышленности и торговли администрации города Оби Новосибирской области постановлено подготовить проект договора аренды земельного участка (п. 2 постановления № 696 от 27.06.201). ООО «Диалог» постановлено в течение двух месяцев обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и предоставить документы в администрацию города Оби Новосибирской области (п. 3 постановления № 696 от 27.06.2014).
25 сентября 2014 между ответчиком и истцом заключен договор аренды земельного участка № 1/19-14а, с приложением 1: кадастровый план земельного участка и приложением 2: описание земельного участка.
Истец, утверждая, что им возвращен оригинал договора ответчику для проставления подписи в приложении 2, и не получив от ответчика указанный договор, расценил указанное действие как незаконное уклонение от заключения договора аренды и обратился в суд с иском об обязании заключить договор аренды на его условиях в части цены годовой арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости в размере 732393, 20 руб..
Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582 утверждены:
- Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Подпунктом «д» пункта 3 Постановления № 582 определено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС РФ от 24.12.2014 № 22-АПГ 14-4.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Правительства № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ Постановлением № 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Судом установлено, что земельный участок относится к категории земель, собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что годовая арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 54:36:020204:249 площадью 11000 кв.м. установлена на основании отчета независимого оценщика от 02.09.2014 № 14381-ОР в размере 1075161 руб.. Отчет не оспорен в установленном законом порядке и указанные в нем сведения не признаны недостоверными.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 36 619 660 руб., и 2% от этой суммы составляет 732 393,20 руб.. Исходя из указанных обстоятельств можно сделать вывод о том, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью (от 2%) является незначительной, что позволяет, в свою очередь, сделать суду вывод об отсутствии нарушения основополагающих принципов определения арендной платы, указанных в Постановлении № 582. Доказательств обратного, истцом не представлено.
Кроме того, между истцом и ответчиком договор аренды был заключен 25.09.2014, копии с приложениями представлены истцом в материалы дела. Доказательств передачи указанного договора в подлиннике ответчику на подпись истцом не представлено.
При этом, требований о внесении изменений в условия договора в отношении стоимости годовой арендной платы, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, истцом не заявлено.
Довод ответчика о том, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, не принимается судом во внимание, как документально не подтвержденный. Представленные в качестве доказательств акт от 03.06.2015 и фотографии, таким доказательствами не являются, поскольку, акт составлен в одностороннем порядке, а фотографии не свидетельствуют о том, что на них изображен именно спорный земельный участок.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Определениях ВС РФ от 13.05.2015 дело № 306-ЭС14-6558, от 24.12.2014 № 22-АПГ14-4.
При изложенных выше обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина относится на истца.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167-170, 176, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
На решение может быть подана жалоба в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия.
Судья Г.М. Емельянова