АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3
г. Новосибирск Дело № А45-7749/07-3/211
"16" июля 2007 г.
Арбитражный суд Новосибирской области
в составе:
судьи Мануйлова В.П.
при ведении протокола судебного заседания Мануйловым В.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги»
к Томской таможне
о признании незаконным постановления № 10611000-69/2007
при участии
от истца – ФИО1 – по дов. от 28.08.06.
от ответчика – ФИО2 – по дов. от 05.06.07.
ФИО3 – по дов. от 12.04.07.
установил:
ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось с иском в суд к Томской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1061100-69/2007 от 22.05.2007 года о назначении административного наказания по ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность.
Суд, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает иск не подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела Томской таможней в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол от 08.05.2007 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ.
Согласно ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
По результатам рассмотрения дела вынесено постановление № 10611000-69/2007 от 22.05.2007 года признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, оспариваемое истцом.
Основанием вынесения постановления является вывод Томской таможни о том, что своими виновными действиями ОАО «РЖД», совершило административное правонарушение, выразившееся в перегрузке на станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги, произведенной 05.07.2007 года, находящегося под таможенным контролем товара – трубка трикотажная х/б, отправленного из Таджикистана, <...>, ООО «Нохид» в адрес ООО «Томский завод резиновой обуви», <...>, перевозимого в контейнере № TZDU 0010864, следовавшего по транзитной декларации № 10605080/290307/4001608, без разрешения таможенного органа, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ.
В судебном заседании возражения ответчика против иска нашли свое подтверждение, документально обоснованы.
29.03.2007 ОАО «РЖД» в соответствии со ст. 22 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, действующего с 1 ноября 1951 г., на границе РФ (железнодорожная станция Локоть) по поездной передаточной ведомости № 00601 приняло к перевозке ввезённый на таможенную территорию РФ находящийся в контейнере № TZDU 0010864 товар - трубка трикотажная х/б, следующий из Таджикистана, отправитель - ООО «Нохид» (г.Истаравшан, ФИО4, дом 11), получатель - ООО «Томский завод резиновой обуви» (<...>) по железнодорожной накладной № 354608.
После принятия груза к перевозке на пограничной передаточной железнодорожной станции оформлено его прибытие на таможенную территорию (глава 9 ТК РФ), дальнейшая перевозка груза в место назначения происходила под таможенным контролем в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ), что регулируется главой 10 ТКРФ.
29.03.2007 ОАО «РЖД» (действуя в качестве таможенного перевозчика) для получения разрешения на ВТТ указанных выше товаров (ст. 79 и другие статьи главы 10 ТК РФ) от своего имени заявило необходимые сведения в поданной в соответствии со ст. 81 ТК РФ таможенному органу отправления (Рубцовскому таможенному посту Алтайской таможни) транзитной декларации № 10605080/290307/4001608. В тот же день ОАО «РЖД» получило разрешение на перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ до Томского таможенного поста Томской таможни (таможенного органа назначения) на указанном в транзитной декларации транспортном средстве - железнодорожном вагоне (так называемом контейнеровозе) № 94299625.
В транзитной декларации № 10605080/290307/4001608 перевозчиком в соответствии со ст. 81 ТК РФ и Инструкцией о порядке заполнения ГТД и ТД, утверждённой Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762 были заявлены следующие сведения:
-в графе 18 «идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении» - № 94299625;
-в графе 19 «контейнер» - 1;
-в графе 31 «Грузовые места и описание товаров, номера контейнеров»: № 1 - трубка трикотажная х/б; №2 - 208 ВL; № 3-01 ТZDU 0010864 (контейнер);
-в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» - № 354608 (железнодорожная накладная), №05 от 13.03.07 - контракт;
-в графе «D» «Средства идентификации» - пломбы отправителя.
Находящийся в контейнере № TZDU 0010864 товар с момента помещения под процедуру ВТТ и до ее завершения в пути следования от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения в период с 03.04.2007 по 05.04.2007 на ж/д станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был перегружен с одного транспортного средства на другое (с вагона № 94299625 на вагон № 94640539), что подтверждается копией вагонного листа на контейнерные отправки от 05.04.2007 станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги, копией вагонного листа на контейнерные отправки от 31.03.2007 станции Барнаул Западно-Сибирской железной дороги.
02.04.2007 в 22:40 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром поступил на станцию Клещиха в вагоне № 94299625.
03.04.2007 в 00:10 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром был выгружен с вагона № 94299625 на контейнерную площадку станции Клещиха.
05.04.2007 в 16:05 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром был погружен на вагон № 94640539 для убытия на станцию ФИО5 Кузбасского отделения филиала "Западно-Сибирская железная дорога" ОАО "РЖД".
При совершении перегрузки контейнера № ТZDU 0010864 с товаром с вагона № 94299625 на вагон № 94640539 разрешение таможенного органа - Новосибирского таможенного поста Новосибирской таможни, находящегося в зоне расположения станции Клещиха, перевозчиком (ОАО «РЖД») получено не было. О смене транспортного средства Новосибирский таможенный пост был уведомлен только 06.04.2007, то есть спустя 1 день после проведения фактической перегрузки контейнера с находящимся в нем товаром.
09.04.2007 перевозчик уведомил Томский таможенный пост Томской таможни о прибытии контейнера № ТZDU 0010864 с товаром по ТД №10605080/290307/4001608, контейнер был помещён в зону таможенного контроля, созданную приказом Томской таможни № 292 от 21.09.2004 «О создании постоянных зон таможенного контроля».
В ходе завершения таможенной процедуры ВТТ при проверке представленных перевозчиком документов и таможенном осмотре должностными лицами Томского таможенного поста Томской таможни контейнера № ТZDU 0010864 и транспортного средства, перевозившего контейнер, в месте доставки было установлено, что контейнер № ТZDU 0010864 прибыл на станцию ФИО5 на транспортном средстве (вагоне), отличном от указанного в транзитной декларации и имеющем № 94640539.
Какие-либо отметки в графе 55 ТД №10605080/290307/4001608, предназначенной для фиксирования перегрузки товара в пути следования, отсутствовали.
Таким образом, в ходе осуществления на основании ч. 1, 3 ст. 92 ТК РФ пп. 28.2 и 30 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утверждённой Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 973 таможенного контроля при завершении процедуры ВТТ товаров (таможенного осмотра) было достоверно установлено, что перевозчиком при осуществлении перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ была совершена перегрузка находящегося под таможенным контролем товара с одного транспортного средства на другое без разрешения таможенного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
-уничтожения, отказа в пользу государства;
-обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ;
-фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.
После прибытия товаров на таможенную территорию их дальнейшая перевозка к месту назначения (где происходит их таможенное оформление в соответствии с выбранным декларантом таможенным режимом), как уже отмечалось, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой ВТТ лицом, которому дано разрешение на эту процедуру.
Согласно п. 1б ч. 1 ст. 11 ТК РФ перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Согласно ст. 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с ВТТ перевозчик обязан:
-доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
-обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
-не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов.
По завершении ВТТ в соответствии со ст. 92 ТК РФ товары представляются таможенному органу в месте доставки для таможенного оформления завершения процедуры ВТТ и таможенного контроля соблюдения перевозчиком условий перевозки товаров в соответствии с данной процедурой.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ перегрузка, выгрузка; погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа отправления (пункт 1 статьи 80) или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления таможенного органа.
То есть, предусмотренная ч. 3 ст. 88 ТК РФ обязанность перевозчика не допускать перегрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов имеет только одно исключение - уведомительный порядок совершения грузовых операций с товарами, перевозимыми под таможенными пломбами.
Частями 2 и 3 ст. 83 ТК РФ таможенные пломбы определяются как налагаемые таможенными органами. В ч. 2 ст. 83 ТК пломбы отправителя определяются как «другие средства, позволяющие идентифицировать товар».
В железнодорожной накладной № 354608 содержится оттиск направляющего штампа Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни, в котором указано, что товар следует за пломбами отправителя. Графа 45 «Пломбы» указанной накладной содержит номер пломб отправителя: пл. Худжанд ГУП РОТ к/з А-172, пл.Скат ТС РТ. В графе «В» «Средства идентификации» ТД №10605080/290307/4001608 в качестве средств идентификации также указдны пломбы отправителя товаров.
Поскольку из положений ст. 83 ТК РФ следует, что пломбы отправителя не являются таможенными пломбами, для совершения перегрузки или иных грузовых операций с товаром, перевозимым в контейнере № TZDU 0010864 по ТД № 10605080/290307/4001608, требовалось получение разрешения таможенного органа.
Таким образом, товары после пересечения таможенной границы (прибытия на таможенную территорию) до их выпуска таможенными органами (в том числе и при их перевозке по территории РФ в соответствии с таможенной процедурой ВТТ) находятся под таможенным контролем, на проведение грузовых операций с перевозимыми по процедуре ВТТ товарами необходимо разрешение таможенного органа, если отсутствуют таможенные пломбы.
Объективная сторона состава предусмотренного ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ правонарушения включает в себя несколько противоправных деяний, выполнение любого из которых образует законченный состав правонарушения, при этом квалификация правонарушения не меняется при совершении лицом как одного, так и нескольких предусмотренных рассматриваемой статьёй КоАП РФ противоправных деяний, различие в объёме противоправной деятельности должно лишь учитываться при назначении наказания.
Объективная сторона предусмотренного ч.1 ст. 16.13 КоАП РФ правонарушения, выражается наличием ряда необходимых элементов:
1)совершено конкретное действие в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
-разгрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;
-погрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;
-выгрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;
-перегрузка (перевалка) товаров, находящихся под таможенным контролем;
-иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
-принятие для перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
-взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем;
-вскрытие помещений или других мест, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем;
2)указанное действие совершено без разрешения таможенного органа;
3)получение разрешения таможенного органа предусмотрено законом.
ОАО «РЖД» вменяется деяние, выразившееся в перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа.
Системное и буквальное толкование ч. 1 ст. 89 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что для таможенных целей под перегрузкой товаров понимается грузовая операция, заключающаяся в перемещении (выгрузке и погрузке) из (с) одного транспортного средства в (на) другое как непосредственно погруженных в грузовое отделение транспортного средства товаров, так и товаров, находящихся в контейнере или размещенных на ином транспортном оборудовании.
Такой вывод, в частности, содержится в письме ФТС России от 05 мая 2006 г. № 01-06/15490 «О привлечении перевозчиков к административной ответственности» и подтверждается положениями ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Понятие "транспортное средство" приведено в п. 5 ч. 1 статьи 11 ТК РФ - это любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Понятие "железнодорожный подвижной состав" дано в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" - это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Термин "Контейнер" определяется в п. «е» ст. 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) 1975 года как транспортное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление), представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования, специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ТК РФ "товары" - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ). К товарам, согласно этой норме права, не относятся только транспортные средства, указанные в подп. 5 ч. 1 ст. 11 ТК РФ.
Понятие «транспортное оборудование» в ТК РФ отсутствует (также как и понятие «Средство доставки»), согласно ст. 11 ТК РФ действует правило: если какая либо вещь не относится к категории транспортных средств, она является товаром.
Так, согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ, перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности в случае временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок.
Таким образом, ТК РФ, определяющий необходимые в таможенном деле понятия, устанавливающий правила совершения таможенных операций (в том числе процедуру перевозки товаров в соответствии с ВТТ), контейнер однозначно и последовательно рассматривается как один из видов товара (многооборотная тара).
Соответственно, предметом правонарушения является находящийся в контейнере № TZDU0010864 (многооборотной таре) товар (трубка трикотажная).
Грузовые операции с контейнером, в котором находятся товары под таможенным контролем, приравниваются к грузовым операциям с находящимся в контейнере товаром, поскольку контейнер является всего лишь тарой, и при перегрузке контейнера на другое транспортное средство перегружается и сам товар (поскольку он следует пути тары).
Итак, поскольку контейнер не относится законодательством к транспортному средству, при его использовании как многооборотной тары для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров для перегрузки контейнера с такими товарами на другое транспортное средство (вагон) требуется получение разрешения таможенного органа (при наличии таможенных пломб - предварительное уведомление).
Таможенная процедура ВТТ регулируется главой 10 ТК РФ, а также Инструкциями № 973 и № 762.
Согласно частей 1 и 4 ст. 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик путём представления транзитной декларации на отдельном бланке и (или) имеющихся на товар документов обязан предоставить в таможенный орган отправления сведения, указанные в ч. 2 ст. 81 ТК РФ, в том числе - о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 40 Инструкции № 762 сведения о транспортном средстве вносятся в графу 18 ТД указываются название морского или речного судна, номер рейса и бортовой номер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорожного транспортного средства, на котором осуществляется транзит товаров по таможенной территории Российской Федерации.
Порядок получения разрешения таможенного органа на перегрузку товаров в соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ подробно регламентирован разделом III Инструкции № 973.
Согласно п. 22 указанной Инструкции, при ВТТ товаров перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с ними допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция (таможенный пост).
Грузовые операции при ВТТ товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения. При проведении грузовых операций таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр транзитных товаров.
Сведения о месте проведения грузовых операций (адрес) должны быть указаны в транспортных (перевозочных) документах, следующих с товарами.
Для получения разрешения на проведение грузовых операций заинтересованные лица должны подать в таможенный орган письменное заявление в произвольной форме на русском языке. Разрешение или отказ на проведение перегрузки транзитных товаров оформляется в виде резолюции на заявлении ("Разрешаю" или "Запрещаю") начальника таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы таможенного оформления и таможенного контроля). Разрешение на проведение грузовых операций выдается в день принятия соответствующего решения, которое принимается в течение суток после подачи заявления.
Если место проведения грузовых операций при ВТТ товаров находится вне места нахождения таможенного органа, то таможенный орган обязан направить должностное лицо таможенного органа для проведения таможенного контроля за осуществлением грузовых операций.
Если в результате грузовых операций лицо, получившее разрешение на ВТТ товаров не меняется, переоформление транзитной декларации не требуется. При этом должностное лицо таможенного органа проставляет отметку в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах о вновь наложенных таможенных пломбах и печатях, а также вносит в них сведения о транспортных средствах, на которые перегружены товары, и заверяет их подписью и личной номерной печатью. Документы возвращаются перевозчику (экспедитору) для продолжения перевозки.
Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления промежуточного таможенного органа, которое заключается в подаче этому таможенному органу транзитной декларации и иных документов на товары и транспортные средства, имеющихся у перевозчика.
Согласно ч. 1 ст. 89 ТК РФ и п. 24 Инструкции № 973 таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств.
В соответствии с п. 28 Инструкции № 762, после выдачи таможенным органом отправления разрешения на помещение товаров под процедуру таможенного транзита и до момента прибытия транспортного средства в место доставки сведения о грузовых операциях в пути следования вносятся (в. т.ч. от руки печатными буквами) лицом, получившим разрешение на ВТТ. в графу 55 сопровождающих товары листов ТД.
Пунктом 40 Инструкции № 762 установлено, что если в ходе перевозки товары перегружаются с одного транспортного средства на другое, заполняются первые три строки графы 55 ТД, в том числе указываются сведения о новом транспортном средстве.
В графе «Место и страна» указывается название пункта и страна, где осуществляется перегрузка товаров.
В графе «Идентификация и страна регистрации нового транспортного средства» указывается информация о новом транспортном средстве по правилам, предусмотренным для заполнения графы 18 ТД.
В графе «Конт.» в выделенном квадрате указывается 1, если товары перегружаются из одного контейнера в другой, при этом заполняется графа «Номер нового контейнера», 0 - в противном случае.
Однако в графе 55 ТД № 10605080/290307/4001608 отсутствуют сведения о смене транспортного средства в пути следования, таможенный орган в месте проведения грузовой операции разрешения на неё не давал, перевозчик за ним не обращался, отсутствует и факт предварительного или последующего уведомления таможенного органа об указанном факте.
Из анализа положений ст. 81 (ч. 2) и 89 ТК РФ, п. 22.5 Инструкции № 973 и п.п. 28 и 40 Инструкции № 762 можно сделать вывод о том, что указание перевозчиком только номера контейнера недостаточно для получения им разрешений таможенного органа на перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ и на перегрузку товаров в пути следования, в перевозочных документах или в транзитной декларации должно быть чётко определено и заявлено таможенному органу отправления транспортное средство, на котором контейнер будет перевозиться по территории РФ (то есть, номер железнодорожного вагона).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО «РЖД» отсутствовали какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, препятствующие перевозчику ОАО «РЖД» получить разрешение таможенного органа на совершение перегрузки находящегося в контейнере товара, перемещаемого в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.
У ОАО "РЖД" имелись изложенные ниже предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами реальные возможности для выполнения лежащей на нём публично-правовой (таможенной) обязанности не допускать перегрузку находящегося под таможенным контролем товара без разрешения таможенного органа:
1)Согласно статьям 63 и 81 ТК РФ перевозчик (лицо, получающее разрешение на ВТТ) для получения разрешения на ВТТ обязан заявить в транзитной декларации определённые ч. 2 ст. 81 ТК РФ сведения, но при получении разрешения на ВТТ указанного выше товара
ОАО «РЖД» в соответствии с п.п. 8 ч. 2 ст. 81 ТК РФ не представил в таможенный орган отправления (Рубцовский таможенный пост Алтайской таможни) сведения о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути.
Между тем, указанные сведения могли и должны были быть представлены перевозчиком (поскольку перегрузка на указанной сортировочной станции носила плановый и заблаговременно известный перевозчику характер).
2)Перевозчик в соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ имел реальную возможность получить разрешение на перегрузку находящегося в контейнере № TZDU 0010864 товара - трубка
трикотажная х/б с вагона № 94299625 на вагон №94640539 при нахождении товара на станции Клещиха в период с 22.40 02.04.2007 до 16:05 05.04.2007 в ближайшем таможенном органе (Новосибирской таможне или подчинённом ей таможенном посту).
Так, на указанной сортировочной станции до погрузки на другой вагон контейнер с товаром находился более 2 суток, при этом установленный таможенным органом срок доставки товара истекал только 12.04.2007.
ОАО «РЖД» является профессиональным участником деятельности в области таможенного дела - таможенным перевозчиком (п. 16ч. 1 ст. 11, глава 11 ТК РФ, Приказ ГТК России от 13.02.2004 № 208), ему предоставляются определенные преимущества при оформлении процедуры ВТТ (в частности, таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ, предусмотренных ч. 1 ст. 86 ТК РФ, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком - ч. 2 ст. 86 ТК РФ), но и возлагаются соответствующие преимуществам дополнительные (помимо общих обязанностей перевозчика) обязательства (ст. 97 ТК РФ).
Также пунктом 29 Устава ОАО «РЖД» (утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585) указано, что Общество в целях своевременного и качественного осуществления перевозок грузов должно осуществлять взаимодействие с таможенными, пограничными и другими органами, осуществляющими государственный контроль при перевозках железнодорожным транспортом.
Исходя из изложенного, ОАО «РЖД» должно было обеспечить знание и практическое выполнение норм ТК РФ своими работниками, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично- правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств гражданско-правового характера.
Для недопущения совершения нарушения таможенного законодательства у перевозчика были достаточные фактические (достаточно времени и отсутствие объективных препятствий) и правовые возможности, однако перевозчик ими не воспользовался.
Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 27-П и смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для освобождения от ответственности перевозчика нарушение им таможенных правил должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.
Однако неполучение разрешения на проведение грузовых операций с товарами в данном случае не было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, предвидеть которое и избежать которых перевозчик не мог путём обеспечения надлежащего обучения своего персонала и контроля за его деятельностью.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что перевозчик не обеспечил должным образом выполнение лежащей на нём обязанности, имел все возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, однако не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, тем самым пренебрег обычной осмотрительностью и заботливостью, какие требовалась в целях надлежащего исполнения им указанных выше таможенных обязанностей.
Все изложенные обстоятельства в своей совокупности дают основания считать виновность ОАО «РЖД» в совершении правонарушения, заключающегося в перегрузке находящихся под таможенным контролем товаров без разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ), полностью установленной.
Таким образом, являясь таможенным перевозчиком, ОАО «РЖД» нарушило лежащую на нём при осуществлении перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита публично-правовую обязанность и своими виновными действиями совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ и заключающееся в перегрузке товара (трубка трикотажная х/б), находящегося под таможенным контролем в контейнере № TZDU 0010864 с одного транспортного средства (вагона №№ 94299625) на другое (вагон №94640539) без разрешения таможенного органа.
Состав совершённого ОАО «РЖД» правонарушения является формальным, правонарушение является оконченным независимо от факта наступления последствий с момента совершения перегрузки товара в период с 02.04.2007 по 05.04.2007.
Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Однако наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении административных правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий (бездействия), Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике.
Правонарушение с формальным составом не может быть признано малозначительным, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил при перемещении товаров через таможенную границу.
С учетом установленных доказательств обстоятельства, изложенные истцом в обоснование иска, судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.
Дело рассмотрено в предварительном заседании в первой инстанции согласно ст. 137 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.