ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-7749/07 от 16.07.2007 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск                     Дело № А45-7749/07-3/211

"16" июля 2007  г.

Арбитражный суд Новосибирской области

в составе:

судьи Мануйлова В.П.    

при ведении протокола  судебного заседания Мануйловым В.П.   

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги»

к  Томской таможне

о признании незаконным  постановления № 10611000-69/2007

при участии

от истца – ФИО1 – по дов. от 28.08.06.

от ответчика – ФИО2  – по дов. от 05.06.07.

                           ФИО3 – по дов. от 12.04.07.

установил:

ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») обратилось с иском в суд к  Томской таможне о признании незаконным и отмене  постановления по делу  об административном правонарушении № 1061100-69/2007 от 22.05.2007 года о назначении административного  наказания по ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ в виде штрафа в  сумме 10 000 рублей.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на его необоснованность и неправомерность.

Суд, рассмотрев и проверив представленные материалы, считает иск не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела Томской таможней в отношении ОАО «РЖД» составлен  протокол от 08.05.2007 года об  административном  правонарушении,  предусмотренном ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ.

Согласно ст. 16.13 ч. 1  КОАП РФ разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для  перевозки находящихся под таможенным контролем  товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться  указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если  такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч  до двадцати тысяч  рублей.

По результатам рассмотрения дела  вынесено постановление № 10611000-69/2007 от 22.05.2007 года  признании ОАО «РЖД»  виновным в совершении административного  правонарушения,  предусмотренного ст. 16.13 ч. 1  КОАП РФ и назначении  ему административного наказания  в виде штрафа в размере  10 000 рублей,  оспариваемое истцом.

Основанием вынесения постановления является вывод Томской таможни о том, что своими  виновными действиями ОАО «РЖД», совершило  административное правонарушение, выразившееся в перегрузке на  станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги, произведенной 05.07.2007 года, находящегося под  таможенным контролем товара – трубка трикотажная х/б, отправленного из Таджикистана, <...>, ООО «Нохид» в адрес ООО «Томский завод  резиновой обуви», <...>,  перевозимого в контейнере № TZDU 0010864,  следовавшего по транзитной  декларации № 10605080/290307/4001608, без  разрешения таможенного органа, ответственность за совершение  которого предусмотрена ст. 16.13 ч. 1 КОАП РФ.

В судебном заседании возражения ответчика  против иска нашли свое подтверждение, документально обоснованы.

29.03.2007 ОАО «РЖД» в соответствии со ст. 22 Соглашения о международном железно­дорожном грузовом сообщении, действующего с 1 ноября 1951 г., на границе РФ (железно­дорожная станция Локоть) по поездной передаточной ведомости № 00601 приняло к пере­возке ввезённый на таможенную территорию РФ находящийся в контейнере № TZDU 0010864 товар - трубка трикотажная х/б, следующий из Таджикистана, отправитель - ООО «Нохид» (г.Истаравшан, ФИО4, дом 11), получатель - ООО «Томский завод резиновой обуви» (<...>) по железнодорожной накладной № 354608.

После принятия груза к перевозке на пограничной передаточной железнодорожной стан­ции оформлено его прибытие на таможенную территорию (глава 9 ТК РФ), дальнейшая пе­ревозка груза в место назначения происходила под таможенным контролем в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ), что регулируется главой 10 ТКРФ.

29.03.2007 ОАО «РЖД» (действуя в качестве таможенного перевозчика) для получения разрешения на ВТТ указанных выше товаров (ст. 79 и другие статьи главы 10 ТК РФ) от сво­его имени заявило необходимые сведения в поданной в соответствии со ст. 81 ТК РФ тамо­женному органу отправления (Рубцовскому таможенному посту Алтайской таможни) тран­зитной декларации  № 10605080/290307/4001608. В тот же день  ОАО «РЖД» получило разрешение на перевозку товаров в соответствии с таможенной про­цедурой ВТТ до Томского таможенного поста Томской таможни (таможенного органа назна­чения) на указанном в транзитной декларации транспортном средстве - железнодорож­ном вагоне (так называемом контейнеровозе) № 94299625.

В транзитной декларации № 10605080/290307/4001608 перевозчиком в соответствии со ст. 81 ТК РФ и Инструкцией о порядке заполнения ГТД и ТД, утверждённой Приказом ФТС России от 11.08.2006 № 762  были заявлены следующие сведения:

-в графе 18 «идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении» - № 94299625;

-в графе 19 «контейнер» - 1;

-в графе 31 «Грузовые места и описание товаров, номера контейнеров»: № 1 - трубка трикотажная х/б; №2 - 208 ВL; № 3-01 ТZDU  0010864 (контейнер);

-в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» - № 354608 (железнодорожная накладная), №05 от 13.03.07 - контракт;

-в графе «D» «Средства идентификации» - пломбы отправителя.

Находящийся в контейнере № TZDU 0010864 товар с момента помещения под процедуру ВТТ и до ее завершения в пути следования от таможенного органа отправления до таможен­ного органа назначения в период с 03.04.2007 по 05.04.2007 на ж/д станции Клещиха Запад­но-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" был перегружен с одного транспортного сред­ства на другое (с вагона № 94299625 на вагон № 94640539), что подтверждается копией ва­гонного листа на контейнерные отправки от 05.04.2007 станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги, копией вагонного листа на контейнерные отправки от 31.03.2007 станции Барнаул Западно-Сибирской железной дороги.

02.04.2007 в 22:40 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром посту­пил на станцию Клещиха в вагоне № 94299625.

03.04.2007 в 00:10 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром был вы­гружен с вагона № 94299625 на контейнерную площадку станции Клещиха.

05.04.2007 в 16:05 московского времени контейнер № TZDU 0010864 с товаром был по­гружен на вагон № 94640539 для убытия на станцию ФИО5 Кузбасского отделения филиала "Западно-Сибирская железная дорога" ОАО "РЖД".

При совершении перегрузки контейнера № ТZDU 0010864 с товаром с вагона № 94299625 на вагон № 94640539 разрешение таможенного органа - Новосибирского тамо­женного поста Новосибирской таможни, находящегося в зоне расположения станции Кле­щиха, перевозчиком (ОАО «РЖД») получено не было. О смене транспортного сред­ства Новосибирский таможенный пост был уведомлен только 06.04.2007, то есть спустя 1 день после проведения фактической перегрузки контейнера с находящимся в нем товаром.

09.04.2007 перевозчик уведомил Томский таможенный пост Томской таможни о прибы­тии контейнера № ТZDU 0010864 с товаром по ТД №10605080/290307/4001608, контейнер был помещён в зону таможенного контроля, созданную приказом Томской таможни № 292 от 21.09.2004 «О создании постоянных зон таможенного контроля».

В ходе завершения таможенной процедуры ВТТ при проверке представленных перевоз­чиком документов и таможенном осмотре должностными лицами Томского таможенного поста Томской таможни контейнера № ТZDU 0010864 и транспортного средства, перево­зившего контейнер, в месте доставки было установлено, что контейнер № ТZDU 0010864 прибыл на станцию ФИО5 на транспортном средстве (вагоне), отличном от ука­занного в транзитной декларации и имеющем №  94640539.

Какие-либо отметки в графе 55 ТД №10605080/290307/4001608, предназначенной для фиксирования перегрузки товара в пути следования, отсутствовали.

Таким образом, в ходе осуществления на основании ч. 1, 3 ст. 92 ТК РФ пп. 28.2 и 30 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном тамо­женном транзите товаров, утверждённой Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. № 973  таможенного контроля при завершении процедуры ВТТ товаров (таможен­ного осмотра) было достоверно установлено, что перевозчиком при осуществлении перевоз­ки товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ была совершена перегрузка нахо­дящегося под таможенным контролем товара с одного транспортного средства на другое без разрешения таможенного органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересе­чения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

      - выпуска для свободного обращения;

-уничтожения, отказа в пользу государства;

-обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным спосо­бом в соответствии с главой 41 ТК РФ;

-фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

После прибытия товаров на таможенную территорию их дальнейшая перевозка к месту назначения (где происходит их таможенное оформление в соответствии с выбранным декла­рантом таможенным режимом), как уже отмечалось, осуществляется в соответствии с тамо­женной процедурой ВТТ лицом, которому дано разрешение на эту процедуру.

Согласно п. 1б ч. 1 ст. 11 ТК РФ перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку то­варов через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Согласно ст. 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с ВТТ перевозчик обязан:

-доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления  сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установ­лены или заявлены;

-обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

-не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов.

По завершении ВТТ в соответствии со ст. 92 ТК РФ товары представляются таможенно­му органу в месте доставки для таможенного оформления завершения процедуры ВТТ и та­моженного контроля соблюдения перевозчиком условий перевозки товаров в соответствии с данной процедурой.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ перегрузка, выгрузка; погрузка и иные грузовые опе­рации с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, до­пускаются с разрешения таможенного органа отправления (пункт 1 статьи 80) или таможен­ного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления таможенного органа.

То есть, предусмотренная ч. 3 ст. 88 ТК РФ обязанность перевозчика не допускать пере­грузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов имеет только одно исключение - уведомительный порядок совершения грузовых операций с това­рами, перевозимыми под таможенными пломбами.

Частями 2 и 3 ст. 83 ТК РФ таможенные пломбы определяются как налагаемые таможен­ными органами. В ч. 2 ст. 83 ТК пломбы отправителя определяются как «другие средства, позволяющие идентифицировать товар».

В железнодорожной накладной № 354608 содержится оттиск направляющего штампа Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни, в котором указано, что товар следует за пломбами отправителя. Графа 45 «Пломбы» указанной накладной содержит номер пломб отправителя: пл. Худжанд ГУП РОТ к/з А-172, пл.Скат ТС РТ. В графе «В» «Средства идентификации» ТД №10605080/290307/4001608 в качестве средств идентификации также указдны пломбы отправителя товаров.

Поскольку из положений ст. 83 ТК РФ следует, что пломбы отправителя не являются таможенными пломбами, для совершения перегрузки или иных грузовых операций с това­ром, перевозимым в контейнере № TZDU 0010864 по ТД № 10605080/290307/4001608, тре­бовалось получение разрешения таможенного органа.

Таким образом, товары после пересечения таможенной границы (прибытия на та­моженную территорию) до их выпуска таможенными органами (в том числе и при их перевозке по территории РФ в соответствии с таможенной процедурой ВТТ) находятся под таможенным контролем, на проведение грузовых операций с перевозимыми по проце­дуре ВТТ товарами необходимо разрешение таможенного органа, если отсутствуют тамо­женные пломбы.

Объективная сторона состава предусмотренного ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ правонарушения включает в себя несколько противоправных деяний, выполнение любого из которых образу­ет законченный состав правонарушения, при этом квалификация правонарушения не меняет­ся при совершении лицом как одного, так и нескольких предусмотренных рассматриваемой статьёй КоАП РФ противоправных деяний, различие в объёме противоправной деятельности должно лишь учитываться при назначении наказания.

Объективная сторона предусмотренного ч.1 ст. 16.13 КоАП РФ правонарушения, выража­ется наличием ряда необходимых элементов:

1)совершено конкретное действие в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

-разгрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;

-погрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;

-выгрузка товаров, находящихся под таможенным контролем;

-перегрузка (перевалка) товаров, находящихся под таможенным контролем;

-иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

-принятие для перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

-взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем;

-вскрытие помещений или других мест, где могут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем;

2)указанное действие совершено без разрешения таможенного органа;

3)получение разрешения таможенного органа предусмотрено законом.

ОАО «РЖД» вменяется деяние, выразившееся в перегрузке товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа.

Системное и буквальное толкование ч. 1 ст. 89 ТК РФ позволяет сделать  вывод о том, что для таможенных целей под перегрузкой товаров понимается грузовая операция, заключающаяся в перемещении (выгрузке и погрузке) из (с) одного транспортного средства в (на) другое как непосредственно погруженных в грузовое от­деление транспортного средства товаров, так и товаров, находящихся в контейнере или размещенных на ином транспортном оборудовании.

Такой вывод, в частности, содержится в письме ФТС России от 05 мая 2006 г. № 01-06/15490 «О привлечении перевозчиков к административной ответственности» и подтверждается положениями ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав же­лезнодорожного транспорта Российской Федерации".

Понятие "транспортное средство" приведено в п. 5 ч. 1 статьи 11 ТК РФ - это любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранс­портное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные сред­ства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в меж­дународных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной про­мышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, при­надлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные мате­риалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Понятие "железнодорожный подвижной состав" дано в ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" - это локо­мотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный под­вижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Термин "Контейнер" определяется в п. «е» ст. 1 Таможенной конвенции о международ­ной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) 1975 года как транс­портное оборудование (клетка, съемная цистерна или другое подобное приспособление), представляющее собой полностью или частично закрытую емкость, предназначенную для помещения в нее грузов, имеющее постоянный характер и в силу этого достаточно прочное, чтобы служить для многократного использования, специально сконструированное для об­легчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ТК РФ "товары" - это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесен­ные к недвижимым вещам транспортные средства (ч. 1 ст. 130 ГК РФ). К товарам, согласно этой норме права, не относятся только транспортные средства, указанные в подп. 5 ч. 1 ст. 11 ТК  РФ.

Понятие «транспортное оборудование» в ТК РФ отсутствует (также как и понятие «Средство доставки»), согласно ст. 11 ТК РФ действует правило: если какая либо вещь не относится к категории транспортных средств, она является товаром.

Так, согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ, перечень категорий товаров, временно ввозимых с пол­ным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Прави­тельством Российской Федерации. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного эко­номического ущерба Российской Федерации, в частности в случае временного ввоза кон­тейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок.

Таким образом, ТК РФ, определяющий необходимые в таможенном деле понятия, уста­навливающий правила совершения таможенных операций (в том числе процедуру перевозки товаров в соответствии с ВТТ), контейнер однозначно и последовательно рассматривается как один из видов товара (многооборотная тара).

Соответственно, предметом правонарушения является находящийся в контейнере № TZDU0010864 (многооборотной таре) товар (трубка трикотажная).

Грузовые операции с контейнером, в котором находятся товары под таможенным кон­тролем, приравниваются к грузовым операциям с находящимся в контейнере товаром, по­скольку контейнер является всего лишь тарой, и при перегрузке контейнера на другое транс­портное средство перегружается и сам товар (поскольку он следует пути тары).

Итак, поскольку контейнер не относится законодательством к транспортному сред­ству, при его использовании как многооборотной тары для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров для перегрузки контейнера с такими товарами на другое транспортное средство (вагон) требуется получение разрешения таможенного органа (при наличии таможенных пломб - предварительное уведомление).

Таможенная процедура ВТТ регулируется главой 10 ТК РФ, а также Инструкциями № 973 и № 762.

Согласно частей 1 и 4 ст. 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик путём представления транзитной декларации на отдельном бланке и (или) имеющихся на товар документов обязан предоставить в таможенный орган отправле­ния сведения, указанные в ч. 2 ст. 81 ТК РФ, в том числе - о транспортном средстве, на ко­тором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 40 Инструкции № 762 сведения о транспортном средстве вносятся в графу 18 ТД указываются название морского или речного судна, номер рейса и бортовой но­мер воздушного судна, номер железнодорожного вагона, регистрационный номер дорож­ного транспортного средства, на котором осуществляется транзит товаров по таможенной территории Российской Федерации.

Порядок получения разрешения таможенного органа на перегрузку товаров в соот­ветствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ подробно регламентирован разделом III Инструкции № 973.

Согласно п. 22 указанной Инструкции, при ВТТ товаров перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с ними допускаются с разрешения таможенного органа отправле­ния или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответст­вующая грузовая операция (таможенный пост).

Грузовые операции при ВТТ товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения. При проведении грузовых операций таможенный орган вправе проводить таможенный дос­мотр транзитных товаров.

Сведения о месте проведения грузовых операций (адрес) должны быть указаны в транс­портных (перевозочных) документах, следующих с товарами.

Для получения разрешения на проведение грузовых операций заинтересованные лица должны подать в таможенный орган письменное заявление в произвольной форме на рус­ском языке. Разрешение или отказ на проведение перегрузки транзитных товаров оформля­ется в виде резолюции на заявлении ("Разрешаю" или "Запрещаю") начальника таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы таможенного оформления и таможенного контроля). Разрешение на проведение грузовых операций выдается в день принятия соответ­ствующего решения, которое принимается в течение суток после подачи заявления.

Если место проведения грузовых операций при ВТТ товаров находится вне места нахож­дения таможенного органа, то таможенный орган обязан направить должностное лицо тамо­женного органа для проведения таможенного контроля за осуществлением грузовых опера­ций.

Если в результате грузовых операций лицо, получившее разрешение на ВТТ товаров не меняется, переоформление транзитной декларации не требуется. При этом должностное лицо таможенного органа проставляет отметку в транзитной декларации и транспортных (пе­ревозочных) документах о вновь наложенных таможенных пломбах и печатях, а также вно­сит в них сведения о транспортных средствах, на которые перегружены товары, и заве­ряет их подписью и личной номерной печатью. Документы возвращаются перевозчику (экс­педитору) для продолжения перевозки.

Если товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без по­вреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается после предварительного уведомления промежуточного таможенного органа, которое заключается в подаче этому таможенному органу транзитной декларации и иных документов на товары и транспортные средства, имеющихся у перевозчика.

Согласно ч. 1 ст. 89 ТК РФ и п. 24 Инструкции № 973 таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств.

В соответствии с п. 28 Инструкции № 762, после выдачи таможенным органом отправле­ния разрешения на помещение товаров под процедуру таможенного транзита и до момента прибытия транспортного средства в место доставки сведения о грузовых операциях в пути следования вносятся (в. т.ч. от руки печатными буквами) лицом, получившим разрешение на ВТТ. в графу 55 сопровождающих товары листов ТД.

Пунктом 40 Инструкции № 762 установлено, что если в ходе перевозки товары перегру­жаются с одного транспортного средства на другое, заполняются первые три строки графы 55 ТД, в том числе указываются сведения о новом транспортном средстве.

В графе «Место и страна» указывается название пункта и страна, где осуществляется пе­регрузка товаров.

В графе «Идентификация и страна регистрации нового транспортного средства» указы­вается информация о новом транспортном средстве по правилам, предусмотренным для за­полнения графы 18 ТД.

В графе «Конт.» в выделенном квадрате указывается 1, если товары перегружаются из одного контейнера в другой, при этом заполняется графа «Номер нового контейнера», 0 - в противном случае.

Однако в графе 55 ТД № 10605080/290307/4001608 отсутствуют сведения о смене транс­портного средства в пути следования, таможенный орган в месте проведения грузовой опе­рации разрешения на неё не давал, перевозчик за ним не обращался, отсутствует и факт предварительного или последующего уведомления таможенного органа об указанном факте.

Из анализа положений ст. 81 (ч. 2) и 89 ТК РФ, п. 22.5 Инструкции № 973 и п.п. 28 и 40 Инструкции № 762 можно сделать  вывод о том, что указание перевозчи­ком только номера контейнера недостаточно для получения им разрешений таможен­ного органа на перевозку товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ и на перегрузку товаров в пути следования, в перевозочных документах или в транзитной декларации должно быть чётко определено и заявлено таможенному органу отправле­ния транспортное средство, на котором контейнер будет перевозиться по территории РФ (то есть, номер железнодорожного вагона).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в со­вершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмот­рена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все завися­щие от него меры по их соблюдению.

У ОАО «РЖД» отсутствовали какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые обстоя­тельства, препятствующие перевозчику ОАО «РЖД» получить разрешение таможенного ор­гана на совершение перегрузки находящегося в контейнере товара, перемещаемого в соот­ветствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.

У ОАО "РЖД" имелись изложенные ниже предусмотренные ТК РФ и иными правовыми актами реальные возможности для выполнения лежащей на нём публично-правовой (тамо­женной) обязанности не допускать перегрузку находящегося под таможенным контролем товара без разрешения таможенного органа:

1)Согласно статьям 63 и 81 ТК РФ перевозчик (лицо, получающее разрешение на ВТТ) для получения разрешения на ВТТ обязан заявить в транзитной декларации определённые ч. 2 ст. 81 ТК РФ сведения, но при получении разрешения на ВТТ указанного выше товара
ОАО «РЖД» в соответствии с п.п. 8 ч. 2 ст. 81 ТК РФ не представил в таможенный орган отправления (Рубцовский таможенный пост Алтайской таможни) сведения о планируемой пе­регрузке товаров или других грузовых операциях в пути.

Между тем, указанные сведения могли и должны были быть представлены перевозчиком (поскольку перегрузка на указанной сортировочной станции носила плановый и заблаговре­менно известный перевозчику характер).

2)Перевозчик в соответствии с ч. 1 ст. 89 ТК РФ имел реальную возможность получить разрешение на перегрузку находящегося в контейнере № TZDU 0010864 товара - трубка
трикотажная х/б с вагона № 94299625 на вагон №94640539 при нахождении товара на станции Клещиха в период с 22.40 02.04.2007 до 16:05 05.04.2007 в ближайшем таможенном ор­гане (Новосибирской таможне или подчинённом ей таможенном посту).

Так, на указанной сортировочной станции до погрузки на другой вагон контейнер с това­ром находился более 2 суток, при этом установленный таможенным органом срок доставки товара истекал только 12.04.2007.

ОАО «РЖД» является профессиональным участником деятельности в области тамо­женного дела - таможенным перевозчиком (п. 16ч. 1 ст. 11, глава 11 ТК РФ, Приказ ГТК России от 13.02.2004 № 208), ему предоставляются определенные преимущества при оформ­лении процедуры ВТТ (в частности, таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ, предусмотренных ч. 1 ст. 86 ТК РФ, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком - ч. 2 ст. 86 ТК РФ), но и возлагаются соответствующие преимуществам дополнительные (помимо общих обязанностей перевозчика) обязательства (ст. 97 ТК РФ).

Также пунктом 29 Устава ОАО «РЖД» (утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585) указано, что Общество в целях своевременного и качественного осуществления перевозок грузов должно осуществлять взаимодействие с таможенными, по­граничными и другими органами, осуществляющими государственный контроль при пере­возках железнодорожным транспортом.

Исходя из изложенного, ОАО «РЖД» должно было обеспечить знание и практическое выполнение норм ТК РФ своими работниками, проявляя необходимую и достаточную сте­пень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения адми­нистративно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично- правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств гражданско-правового характера.

Для недопущения совершения нарушения таможенного законодательства у перевозчика были достаточные фактические (достаточно времени и отсутствие объективных препятст­вий) и правовые возможности, однако перевозчик ими не воспользовался.

Исходя из Постановления Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 27-П и смысла ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для освобождения от ответственности перевозчика нарушение им тамо­женных правил должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, на­ходящимися вне его контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмот­рительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Однако неполучение разрешения на проведение грузовых операций с товарами в данном случае не было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, предвидеть кото­рое и избежать которых перевозчик не мог путём обеспечения надлежащего обучения своего персонала и контроля за его деятельностью.

При таких обстоятельствах суд делает  вывод о том, что перевозчик не обеспечил долж­ным образом выполнение лежащей на нём обязанности, имел все возможности для соблюде­ния соответствующих правил и норм, однако не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, тем самым пренебрег обычной осмотрительностью и заботливостью, какие требовалась в целях надлежащего исполнения им указанных выше таможенных обязанно­стей.

Все изложенные обстоятельства в своей совокупности дают основания считать винов­ность ОАО «РЖД» в совершении правонарушения, заключающегося в перегрузке находя­щихся под таможенным контролем товаров без разрешения таможенного органа (ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ), полностью установленной.

Таким образом, являясь таможенным перевозчиком, ОАО «РЖД» нарушило лежа­щую на нём при осуществлении перевозки товаров в соответствии с таможенной про­цедурой внутреннего таможенного транзита публично-правовую обязанность и своими виновными действиями совершило административное правонарушение, предусмот­ренное ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ и заключающееся в перегрузке товара (трубка трико­тажная х/б), находящегося под таможенным контролем в контейнере № TZDU 0010864 с одного транспортного средства (вагона №№ 94299625) на другое (вагон №94640539) без разрешения таможенного органа.

Состав совершённого ОАО «РЖД» правонарушения является формальным, правонару­шение является оконченным независимо от факта наступления последствий с момента со­вершения перегрузки товара в период с 02.04.2007 по 05.04.2007.

Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, кото­рые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.

Однако наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении административных правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий (без­действия), Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике.

Правонарушение с формальным составом не может быть признано малозначительным, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в на­ступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил при перемещении товаров через тамо­женную границу.

С учетом установленных доказательств обстоятельства, изложенные истцом в обоснование иска, судом не могут быть приняты во внимание как обоснованные.

Дело рассмотрено  в предварительном  заседании в первой инстанции согласно ст. 137 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст.  167-170, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                               В.П. Мануйлов