АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Новосибирск Дело № А45-7895/2016
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2016 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стрункиным А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Железнодорожник", Березовский с/с (ОГРН <***>) о признании решения от 15.04.2016 года № 064V12160000124 незаконным в части обязания Товарищества уплатить недоимку в размере 108 507 рублей, внести исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие сведения за полугодие 2016 года (пункты 3.1, 4, 5 Решения), заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области, г. Новосибирск
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 председатель правления;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 19.04.2016 г. № 13;
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Железнодорожник" (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 15.04.2016 года № 064V12160000124 незаконным в части обязания Товарищества уплатить недоимку в размере 108 507 рублей, внести исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие сведения за полугодие 2016 года (пункты 3.1, 4, 5 Решения), заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а принятое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве, в частности ссылается на то, что спорные выплаты, произведенные ТСЖ председателю правления, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления в соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 15 Закона N 212-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) СНТ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 г.
В ходе проверки Фонд пришел к выводу о том, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 15 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включена выплата ежемесячного вознаграждения председателю правления СНТ, членам правления.
Выявленные нарушения отражены в акте выездной проверки от 04.03.2016 N 3 н/с.
Решением от 15.04.2016 N 064V12160000124 заявителю предложено уплатить 108 507 рублей недоимки по страховым взносам.
Полагая, что решение Фонда не соответствует действующему законодательству о страховых взносах и нарушает права и законные интересы СНТ, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное объединение граждан является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ (далее 66-ФЗ) садовым некоммерческим товариществом признается некоммерческая организация граждан, созданная в целя реализации своих прав на получение, владение, пользование и распоряжением своих земельных участков, имущество общего пользования, приобретенное или созданное товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Деятельность товарищества направлена на управление общим имуществом, на сохранение, содержание и приращение имущества, на соблюдение гражданского, земельного, градостроительного законодательства, представление интересов членов товарищества в органах местного самоуправления, а так же для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей совместного использования, принадлежащего членам общего имущество.
Таким образом, в силу приведенной нормой СНТ является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом.
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 66-ФЗ).
В силу подпункта 15 пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 66-ФЗ совершение от имени объединения сделок относится к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Полномочия председателя правления определяются настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе на основании решения правления заключает сделки и открывает в банках счета такого объединения (подпункт 4 пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 66-ФЗ).
Как следует из материалов дела, председателем правления СНТ в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 являлся ФИО1, заместителем председателя правления с 01.01.2013 по 31.12.2015 — ФИО3, членом правления с 01.01.2013 по 31.12.2015 — ФИО4, с 01.01.2013 и по настоящее время председателем правления СНТ является ФИО1
В ходе проверки Фонд установил, что ежемесячное вознаграждение председателю и членам товарищества выплачивалось в порядке, установленном уставом СНТ, решение о его выплате принималось на общем собрании уполномоченных СНТ Кандидатура председателей утверждались на собрании уполномоченных СНТ, что следует из представленных документов.
Общая сумма вознаграждений, выплаченных председателю и членам правления СНТ за период 2013-2015 годов составила 525 283 руб. 76 коп. При этом выплаты носили систематический характер, то есть производились ежемесячно, что отражено в оспариваемом решении Фонда, акте проверки и приложении к нему, подтверждается расчетными ведомостями.
Кроме того, согласно представленным в материалы дела анализа счета 76.50, с сумм вознаграждений, выплаченных председателю и членам правления СНТ, были своевременно исчислены и перечислены в бюджет суммы налога на доходы физических лиц.
Согласно части 2 статьи 23 66-ФЗ председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает финансовые документы, которые не подлежат обязательному одобрению членами правления или собранием уполномоченных, на основании решения правления совершает сделки и открывает счета в банке, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества, положение об оплате труда работников, заключивших такие договоры с товариществом, осуществляет представительства товарищества в различных государственных органах, органах местного самоуправления, а так же в иных организациях, принимает и рассматривает заявления и обращения членов товарищества. Председатель правления исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности товарищества обязанности.
Таким образом, председатель правления руководит текущей деятельностью товарищества и имеет право давать обязательные указания и распоряжения его работникам.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц председатель правления с 14.10.2010 является ФИО1, который имеет право действовать от имени СНТ без доверенности.
Таким образом, с учетом обстоятельств систематического характера выплат, круга лиц, которым они производились, размеров ежемесячно выплачиваемых сумм, можно сделать вывод о том, что данные выплаты осуществлялись в рамках трудовых, гражданско-правовых отношений СНТ с названными лицами и связаны с выполнением последними в интересах СНТ услуг по осуществлению управленческих и контролирующих функций и в качестве таковых подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование согласно статье 7 Закона N 212-ФЗ.
Данный вывод УПФР соответствует правовой позиции, приведенной в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106, выводу Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу №А26-291/2015, и не опровергнут Определением Верховного суда РФ от 21.03.2016 №307-КГ16-1739.
На основании изложенного, проверив требования на предмет обоснованности и правомерности, суд признает требования заявителя необоснованными и документально неподтвержденными.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.А. Нахимович