АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело №А45-7945/2020
0 3 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2020 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Морозовой Л.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ге О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экспресс-Сервис-Плюс» (ИНН <***>), г. Новосибирск,
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (ИНН <***>), г. Новосибирск,
о признании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.10.2019 № 1581 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1, руководитель, паспорт; ФИО2, доверенность от 27.05.2020, паспорт,
заинтересованного лица: ФИО3, доверенность № 7 от 28.05.2020, удостоверение, диплом; ФИО4, доверенность № 22 от 11.07.2019, удостоверение, диплом,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Сервис-Плюс» (далее – заявитель, налогоплательщик, ООО «Экспресс-Сервис-Плюс») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска, инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.10.2019 № 1581 недействительным.
В обоснование требований заявитель указывает, что решение № 1581 от 24.10.2019 не соответствует положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку собранные налоговым органом доказательства, подтверждают, что заявитель применял пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году законно и обоснованно; доводы ИФНС по Центральному району г. Новосибирска в оспариваемом решении основаны на положениях, которых нет в указанном налоговым органом статье 427 НК РФ; налоговый орган не принимает во внимание то, что уплата ЕНВД сохраняет статус плательщика применяющего УСН. Заявитель относится к плательщикам страховых взносов, имеющих право на применение в спорный период пониженных тарифов страховых взносов. Право выбора системы налогообложения представлено налогоплательщику. Кроме того, заявитель указывает на нарушение налоговым органом порядка оформления результатов камеральной проверки. В обоснование своей правовой позиции по делу обществом приложено решение ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска от 28.11.2019 № 809, а также указано на то, что в 2016 году заявитель получал разъяснения пенсионного фонда, из которых следует, что организации, применяющие УСНО, могут совмещать этот специальный налоговый режим с ЕНВД. В 2013-2015 годах в отношении заявителя проводились проверки УПФР по Центральному району г. Новосибирска и филиалом № 1 от ГУ-НРО ФСС РФ в ходе которых при таких же условиях ведения деятельности нарушений обществом пониженных тарифов не выявлено. Общество состоит на учете в качестве налогоплательщика и применяет УСНО с 01.01.2010. Представление налоговых деклараций по УСНО является подтверждением статуса ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» как налогоплательщика, применяющего УСНО. Декларации по ЕНВД представляются заявителем помимо деклараций по УСНО. Применение ЕНВД не влияет на факт применения заявителем УСНО, следовательно, заявитель относится к плательщикам страховых взносов, имеющих право на применение в спорный период пониженных тарифов страховых взносов. Подробно доводы заявителя изложены в заявлении, в пояснениях по иску, в возражениях на отзыв.
Заявитель в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица отзывом и в ходе судебного разбирательства просят суд отказать в удовлетворения заявленных требований. При этом указывают на то, что исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной сферах на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% (на обязательное пенсионное страхование – 20%, на обязательное медицинское страхование – 0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%) при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышает 79 млн. рублей. Согласно пункту 6 статьи 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Согласно представленной налогоплательщиком декларации по УСН сумма полученных доходов нарастающим итогом за 2018 год отражена в размере 4 443 189 рублей. Исчислена сумма налога за налоговый период - 105 427 рублей. Из представленных пояснений налогоплательщика от 26.04.2019 № I-220 следует, что доходы от деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в размере 64 286 тыс. руб. облагаются ЕНВД (92,2% от общей суммы доходов 69 695 тыс. руб.) Все иные доходы (доходы по аренде, оптовой торговле) подлежат обложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, то есть – от осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, облагаемой ЕНВД, процент составляет - 92,2%; - от осуществления деятельности, по которой заявителем применяется УСН – 7,8%, что в свою очередь, по мнению налогового органа, не соответствует требованиям статьи 427 НК РФ, так как совокупность условий, необходимых для применения пониженного тарифа по страховым взносам, предполагает получение дохода в размере не менее 70 % в общем объеме доходов, определяемого по правилам статьи 346.15 НК РФ, от основного вида деятельности, в отношении которого применяется УСН. Подробно доводы заинтересованного лица изложены в отзыве на заявление и в письменных пояснениях.
В судебном заседании 18 июня 2020 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 25 июня 2020 года, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения информации о времени и месте продолжения судебного заседания на сайте суда.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Экспресс-сервис-плюс» состоит на учете в качестве налогоплательщика и применяет УСНО с 01.01.2010.
Основным видом экономической деятельности ООО «Экспресс-сервис-плюс» согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), является техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (ОКВЭД - 45.20).
Обществом 29.01.2019 представлен расчет по страховым взносам за 2018 год. Срок окончания камеральной налоговой проверки представленного расчета 29.04.2019. Обществом 26.04.2019, до окончания камеральной налоговой проверки первоначального расчета по страховым взносам, представлен корректирующий расчет по страховым взносам за 2018 год.
Согласно представленному корректирующему расчету по страховым взносам за 2018 год по строке 001 «Код тарифа плательщика» плательщиком указан код «08», который соответствует плательщику страховых взносов, применяющему УСН и применяет к выплатам работников пониженный тариф страховых взносов, в том числе на ОПС - 20%, на ОМС - 0%, на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%.
Плательщиком заполнено Приложение 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ к разделу 1 расчета страховых взносов.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией в адрес плательщика направлено требование о представлении пояснений от 26.04.2019 № 2106 по вопросу правомерности применения пониженного тарифа страховых взносов. В ответ на названное требование Обществом представлены пояснения от 26.04.2019 № I-220, согласно которым следует, что основным видом деятельности является «техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» (ОКВЭД - 45.20), доля доходов отданной деятельности составляет 70% от общего объема доходов.
В свою очередь, общество в 2018 году совмещало два специальных режима налогообложения - УСН и ЕНВД.
ООО «Экспресс-сервис-плюс» представило 29.03.2019 налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в которой плательщиком указан код вида экономической деятельности 71.3. Данный вид экономической деятельности не поименован в сведениях в ЕГРЮЛ налогоплательщика
Также плательщиком представлены налоговые декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2018 года, согласно которым указан код вида предпринимательской деятельности «03». В соответствии с Приложением № 15 к Порядку заполнения налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности, утвержденному Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/414@ код «03» означает «оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию».
Согласно Приложению 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ» общий объем доходов за 2018 год, определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, составляет 69 695 084 руб. (код строки 060), из них сумма доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (код строки 070) - 64 285 667 руб.; доля доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 НК РФ (%, код строки 080) - 92,24%.
По данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2018 год, сумма полученных доходов составляет 4 443 189 рубля.
В связи с тем, что доля доходов полученных от осуществления деятельности, находящейся на УСН, составляет менее 70% в общем объеме доходов, тем самым не соблюдается один из критериев применения пониженных тарифов страховых взносов, инспекцией принято решение № 1581, согласно которому обществу предложено уплатить сумму страховых взносов за 2018 год в размере 507 067,03 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) РФ, зачисляемой в ПФР на выплату страховой пенсии в размере 101413,42 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения, зачисляемые в ФФОМС в размере 258 604,18 руб., страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 147 049,43 руб., также Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в размере 25 353,35 руб. (с учетом ст. ст. 112, 114 НК РФ).
Основанием для вынесения Решения № 1581 послужило установление налоговым органом неправильного исчисления обществом страховых взносов за 2018 год ввиду ошибочного применения пониженных тарифов страховых взносов.
Решение инспекции обществом было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Новосибирской области № 1411 от 10.02.2020 жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением считая его не законным и подлежащим отмене, ООО «Экспресс-Сервис-Плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом указывая на то, что действующим законодательством допускается совмещение УСНО с другими льготными режимами налогообложения – специальным режимом в виде ЕНВД. Положения главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не регламентируют порядок применения пониженных тарифов по страховым взносам при совмещении указанных режимом налогообложения, то есть по действующему законодательству тариф не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности, не ставится возможность применения пониженных тарифов в зависимость от условия применения УСН по основному виду деятельности. Общество считает, что положения подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ указывает на то, что организация (страхователи), совмещающие уплату ЕНВД и применяющие упрощенную систему налогообложения, имеет право на применения пониженных тарифов по страховым взносам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно подпункту 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов - организаций, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются виды деятельности, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ в течение 2017-2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0%, на обязательное медицинское страхование - 0%.
В соответствии с пунктом 6 статьи 427 НК РФ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
При этом, согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками на УСН при осуществлении указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ видов экономической деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей (сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 427 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также, если организация превысила за налоговый период вышеупомянутое ограничение по доходам, такая организация лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
В рассматриваемом случае общий объем доходов за 2018 год составляет 69 695 084 рубля (код строки 060), из них сумма доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (код строки 070) - 64 285 667 рублей; доля доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 НК РФ (%, код строки 080) - 92,24%.
Доход от деятельности по ЕНВД («техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» ОКВЭД - 45.20) составил 64 285 667 рублей.
Доход от деятельности по УСН по данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2018 год, сумма полученных доходов составляет 4 443 189 рубля.
Следовательно, налогоплательщик получает от деятельности по ЕНВД 92,24% от общего размера дохода.
Таким образом, общество получает 70% дохода от вида деятельности, поименованного в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, но в отношении которого исчисляет налоги не по упрощенной системе налогообложения, а находясь на ином налоговом режиме - ЕНВД.
Поскольку основным видом экономической деятельности налогоплательщика является вид деятельности, облагаемый ЕНВД, а не деятельность, в отношении которой применяется УСН, налогоплательщиком не соблюдена совокупность условий, необходимых для применения пониженного тарифа взносов, а именно получение дохода от основною вида деятельности, в отношении которого применяется УСН в размере не менее 70% в общем объеме доходов налогоплательщика.
На основании изложенного суд признает обоснованной позицию инспекции, что обществом не соблюдены критерии подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ для исчисления пониженного тарифа страховых взносов.
Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку совокупность условий, необходимых для применения пониженного тарифа взносов, предлагает получение дохода в размере не менее 70% в общем объеме доходов, определяемого по правилам статьи 346.15 НК РФ от основного вида деятельности, в отношении которого применяется УСН.
Ссылка заявителя на судебную практику, а равно и на решение ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска и на разъяснения пенсионного фонда, не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, разрешение дела произведено по действующим нормам материального и процессуального права.
Относительно довода заявителя о нарушении налоговым органом порядка оформления результатов проверки, судом установлено следующее.
Обществом 26.04.2019, до окончания камеральной налоговой проверки первоначального расчета по страховым взносам, представлен корректирующий расчет по страховым взносам за 2018 год. В связи с чем, инспекцией начата новая камеральная налоговая проверка представленного расчета, которая окончена 09.07.2019. По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 09.09.2019 №1471, который вручен 10.09.2019 представителю Общества ФИО5 по доверенности от 20.05.2019 № 22, что подтверждается ее подписью.
На рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 16.10.2019, Общество приглашено извещением о времени и месте рассмотрения от 10.09.2019 № 1641, которое направлено в адрес налогоплательщика по ТКС, что подтверждается извещением о получении электронного документа от 11.09.2019.
Заявителем представлены возражения на Акт налоговой проверки от 15.10.2019 № I-227. Акт налоговой проверки, возражения Общества, а также другие материалы налоговой проверки рассмотрены заместителем начальника Инспекции ФИО6 16.10.2019 в присутствии представителя Общества ФИО7 по доверенности от 14.10.2019 № 43, что подтверждается протоколом рассмотрения от 16.10.2019 № 1471. По результатам рассмотрения акта, возражений, представленных Заявителем, а также других материалов налоговой проверки инспекцией принято решение от 24.10.2019 № 1581. Оспариваемое решение направлено инспекцией в адрес налогоплательщика 30.10.2019 по почте заказным письмом (почтовый идентификатор 63000739059422). Инспекцией 01.11.2019 вручена копия оспариваемого решения представителю Общества ФИО5 по доверенности.
При этом само по себе нарушение срока составления акта налоговой проверки не является существенным нарушением и не влечет незаконность вынесенного налоговым органом решения. Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки. Вместе с тем, материалами проверки подтверждается, что заявителю было обеспечено право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представлять возражения на акт налоговой проверки, а также дополнения к акту налоговой проверки.
Таким образом, учитывая совокупность приведенных норм законодательства, следует, что срок проведения камеральной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов и рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных НК РФ, не влечет безусловную отмену решений по налоговым проверкам.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов, проверки не допущено, заявителем не приведено, в материалы дела не представлено.
Остальные доводы, приведенные заявителем, судом рассмотрены, правового значения не имеют и на исход рассматриваемого дела не влияют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьей 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отнесены на заявителя по делу. Кроме того, судом установлено, что при подаче заявление общество излишне оплатило государственную пошлину, в связи с чем на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлины в размере 3 000 рублей излишне уплаченная обществом подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс-Сервис-Плюс» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в размере 3 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца после его принятия.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Л.Н. Морозова |