ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8204/11 от 11.08.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

  город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

дело № А45-8204/2011

резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2011 года

решение изготовлено в полном объёме 18 августа 2011 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Литвиновой К.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (город Карасук Карасукского района Новосибирской области)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в лице территориального отдела в Карасукском районе Новосибирской области (город Карасук Карасукского района Новосибирской области)

о признании незаконным постановления

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: не явился, извещён

заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности

установил

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Карасукском районе Новосибирской области от 03.02.2011 № 11140022.

Оспариваемым постановлением предприниматель привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как утверждает заявитель, проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 была проведена без предупреждения и без каких бы то ни было к тому оснований.

Кроме того, как указывает заявитель, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения, поскольку на момент изготовления продаваемой табачной продукции указанные в постановлении требования законодательства ещё не действовали.

Сертификаты соответствия и справки об исследовании на табак имелись в наличии, но не были приняты во внимание уполномоченными должностными лицами ни при проведении проверки, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте его проведения, не явился, явку своего представителя не обеспечил, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представитель заинтересованного лица против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заинтересованного лица, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований. При этом суд исходит из следующего.

Из представленных представителем заинтересованного лица материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 14.12.2010 прокуратурой Карасукского района Новосибирской области была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

Участие в данной проверке принимал специалист территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Карасукском районе Новосибирской области.

По результатам проверки прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки направлены в территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Карасукском районе Новосибирской области для рассмотрения дела по существу.

Изучив представленные материалы, заинтересованное лицо пришло к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава вменяемого ей административного правонарушения.

При проведении проверки были выявлены нарушения предпринимателем требований действующего законодательства, выразившиеся в продаже товаров с нарушением требований технических регламентов, без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность реализуемых товаров для жизни и здоровья людей.

В нарушение требований подпунктов 1, 10, 11 пункта 1 статьи 9 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» в торговом отделе предпринимателя, расположенном в торговом комплексе «Эдем» по адресу: <...> - на витрине с ценником на продажу выставлен кальянный табак «Jasmin», произведено под контролем компании «Ai Royal Emirates Тоbако.Со», масса 40 г, ТУ 9193-002-59350534-08, сделано в России, использовать до 03.2012, на потребительской таре отсутствует информация о наименовании технического регламента или информация об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции, месяце и годе изготовления, отсутствует знак обращения на рынке.

В нарушение требований пунктов 4, 5 статьи 10 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» на потребительской таре кальянный табак «Jasmin», произведено под контролем компании «Ai Royal Emirates ТоЬако.Со», масса 40 г, ТУ 9193-002-59350534-08, сделано в России, использовать до 03.2012, предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий составляют: для основной предупредительной надписи менее 30 процентов площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи менее 50 процентов.

В нарушение требований подпунктов 1, 10, 11 пункта 1 статьи 9 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» на потребительской таре кальянный табак «Шиша» с ароматом кофе (малины, клубники), произведено обществом с ограниченной ответственностью «Элит Табак групп», Россия, Московская область, ТУ 9193-002-59350534-04, отсутствует информация о наименовании технического регламента или информация об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции, месяце и годе изготовления.

В нарушение требований пунктов 4, 5 статьи 10 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» на потребительской таре кальянный табак «Шиша» с ароматом кофе (малины, клубники), произведено обществом с ограниченной ответственностью «Элит Табак групп», Россия, Московская область, ТУ 9193-002-59350534-04, предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий составляют: для основной предупредительной надписи менее 30 процентов площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи менее 50 процентов.

На момент проверки в торговом отделе индивидуального предпринимателя ФИО1 в нарушение требований статей 12, 13 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» в витрине с ценниками на реализации находились табачные изделия без декларации о соответствии, удостоверяющей безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, а именно: на кальянный табак «Jasmin», произведено под контролем компании «Ai Royal Emirates Тоbако.Со», масса 40 г, ТУ 9193-002-59350534-08, сделано в России, использовать до 03.2012; кальянный табак «Шиша» с ароматом кофе (малины, клубники), произведено обществом с ограниченной ответственностью «Элит Табак групп», Россия, Московская область, ТУ 9193-002-59350534-04, отсутствуют декларации о соответствии.

03.02.2011 исполняющим обязанности начальника территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Карасукском районе Новосибирской области в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 было рассмотрено дело об административном правонарушении.

Постановлением от 03.02.2011 индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Административным органом установлено и материалами дела подтверждаются факты нарушения предпринимателем законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.

Доказательства, свидетельствующие о том, что соблюдение установленных правил и норм было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые индивидуальный предприниматель ФИО1 не могла ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась, в материалы дела не представлены.

По правилам подпунктов 1, 10, 11 пункта 1 статьи 9 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», устанавливающей требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий - информация, нанесённая на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:

наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;

знак обращения на рынке, утверждённый Правительством Российской Федерации;

сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной плёнки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.

В силу пунктов 4, 5 статьи 10 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» основная предупредительная надпись о вреде курения должна быть помещена на одной большей стороне (лицевая поверхность) единицы потребительской тары курительных табачных изделий, а другая предупредительная надпись о вреде курения - на другой большей стороне поверхности (противоположная лицевой) единицы потребительской тары курительных табачных изделий.

Информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 статьи 10 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», помещается в рамку чёрного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи - не менее 30 процентов площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи - не менее 50 процентов. Указанная информация наносится прописными буквами чёрного цвета на белом фоне, жирным, чётким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера. Междустрочный интервал не должен превышать высоту шрифта. Информация должна равномерно распределяться по всей площади, ограниченной рамкой.

В соответствии со статьёй 12 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» оценка соответствия табачной продукции требованиям настоящего федерального закона производится в формах:

подтверждения заявителем декларации о соответствии соответствия табачной продукции требованиям настоящего федерального закона;

проведения государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.

Согласно статье 13 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» подтверждение соответствия табачной продукции требованиям настоящего федерального закона носит обязательный характер и осуществляется путём принятия декларации о соответствии.

Судом при исследовании материалов дела установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 декларации о соответствии реализуемой табачной продукции на момент проверки представлены не были.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил, что декларации о соответствии табачной продукции не были представлены предпринимателем также и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Доводы заявителя о том, что федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» вступил в силу с 26.12.2009, но ряд положений этого закона введён ещё через полгода, то есть с 26.06.2010, в связи с чем в период с 26.12.2009 по 26.06.2010 изготовитель и (или) импортёр имели право производить или импортировать табачную продукцию на основании сертификатов соответствия, выданных до 26.12.2009, а реализация такой продукции допускается до 26.06.2011, не могут быть приняты во внимание судом.

В ходе проведённой проверки было установлено, что на потребительской таре отсутствует информация о месяце и годе изготовления, указано только «использовать до 03.2012».

При таких условиях достоверно установить момент изготовления табачной продукции не представляется возможным, в связи с чем невозможно также соотнести выставленную предпринимателем на продажу продукцию с указанными в законе периодами.

В отношении представленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 сертификатов на табачную продукцию суд полагает необходимым отметить следующее.

По правилу пункта 1 статьи 22 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» сертификаты соответствия на табачную продукцию, выданные до дня вступления в силу названного федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них, но не более шести месяцев со дня вступления в силу настоящего федерального закона.

Названный федеральный закон вступил в силу 26.12.2009.

Следовательно, сертификаты соответствия на табачную продукцию, выданные до дня вступления в силу федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию», были действительны до 26.06.2010.

В силу пункта 3 статьи 22 федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция, произведённая или импортированная до дня вступления в силу части 1 статьи 6, пункта 9 части 1 и части 4 статьи 9 и статьи 10 настоящего федерального закона, допускается к реализации в течение одного года после дня вступления в силу части 1 статьи 6, пункта 9 части 1 и части 4 статьи 9 и статьи 10 настоящего федерального закона.

Указанные пункты федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» вступили в силу по истечении шести месяцев со дня вступления названного федерального закона в силу, то есть 24.06.2010.

Следовательно, табачная продукция, произведённая или импортированная до дня вступления в силу части 1 статьи 6, пункта 9 части 1 и части 4 статьи 9 и статьи 10 настоящего федерального закона, допускается к реализации до 24.06.2011.

Однако, поскольку на потребительской таре табачной продукции, реализуемой индивидуальным предпринимателем ФИО1, отсутствует дата изготовления данной продукции, определить вероятность применения названных положений федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию» к данной продукции не представляется возможным.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, указанные индивидуальным предпринимателем ФИО1, не были приняты во внимание при назначении административного наказания лишь по той причине, что документы, подтверждающие данные обстоятельства, как пояснил представитель заинтересованного лица, при рассмотрении дела представлены не были.

При этом штраф предпринимателю назначен в минимальном размере.

Доводы заявителя о том, что проверка была проведена без предупреждения предпринимателя, судом проверены и признаны подлежащими отклонению.

Как следует из материалов дела, проверка была проведена органами прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора, вследствие чего нормы федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае применению не подлежат (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)

Представленные заявителем в подтверждение соответствия выставленной на продажу продукции действующим нормам и правилам справки об исследовании от 30.01.2010 и 04.02.2010 сертификатами соответствия (декларациями) не являются.

Сертификат соответствия на кальянную смесь «ШИША», «TAJMAHAL», представленный предпринимателем, выдан на продукцию, не указанную в постановлении о привлечении к административной ответственности. Кроме того, как следует из материалов дела, данный сертификат не был представлен предпринимателем ни в момент проверки, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Сертификат соответствия на кальянную смесь «ALBAKHRAJN», представленный предпринимателем, выдан на продукцию, не указанную в постановлении о привлечении к административной ответственности. Кроме того, срок действия данного сертификата истёк 20.10.2010.

Сертификат соответствия на кальянный табак «PrincessJASMIN», представленный предпринимателем, выдан на продукцию, не указанную в постановлении о привлечении к административной ответственности. Кроме того, срок действия данного сертификата истёк 23.11.2010.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 федерального закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется, в том числе, в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно пункту 1 Порядка принятия декларации о соответствии и её регистрации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 № 766, декларация о соответствии - это документ, в котором изготовитель, продавец удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция соответствует требованиям, предусмотренным для обязательной сертификации данной продукции.

Декларация о соответствии принимается в отношении продукции, включённой в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Продукция табачно-махорочной промышленности включена в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Форма декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов, а также Рекомендации по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов утверждены Приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 № 54.

По правилу части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, влечёт применение мер административной ответственности.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, указано следующее:

под продажей товаров, исходя из положений статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует понимать реализацию товаров путём заключения договора купли-продажи, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязан передать покупателю товар, предназначенный для личного использования, надлежащего качества и безопасный для жизни и здоровья.

В силу положений федерального закона «О защите прав потребителей» у потребителя имеется право на безопасность товаров, которой корреспондирует обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 федерального закона «О защите прав потребителей» не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни и здоровья потребителя.

Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям.

Доведение до сведения покупателя такой информации осуществляется путём маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший).

Поскольку предприниматель при проверке не подтвердил документально соблюдение названных требований действующего законодательства, административный орган пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из доказанности факта совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

Срок на обжалование постановления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности восстановлен судом, поскольку причины его пропуска признаны уважительными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА