АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-8331/2021
05 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июля 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турбановой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Техносистемы» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск
к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.03.2021,
при участии представителей:
заявителя: ФИО1, по доверенности от 23.03.2020, удостоверение;
заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности №А-1 от 21.06.2021, удостоверение, диплом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Техносистемы» (далее - заявитель, общество, ООО «Техносистемы») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.03.2021 (далее – оспариваемое постановление).
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указал на отсутствие события административного правонарушения (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 № 412 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам» (далее – Приказ № 412) не вступил в законную силу и не подлежит исполнению). Заявитель обращался с ходатайством об объединении дел в одно производство (а45-8531/2021), в ходе судебного разбирательства ходатайство обществом было снято с рассмотрения.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства, заявленные требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве, указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В соответствии со статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело по существу рассматривается после завершения предварительного судебного заседания и перехода в судебное заседание.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Обществом в срок до 15.02.2021 не была представлена отчетность по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» предусмотренной Приказом № 412, за январь 2021 года.
В связи с выявлением указанных обстоятельств, 03.03.2021 уполномоченным должностным лицом административного органа без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в котором были зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
12.03.2021 административным органом в отсутствие законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, было рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено оспариваемое постановление, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Закона № 282-ФЗ, федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является своевременность статистической информации.
В целях реализации указанных положений, а также частей 5 и 9 статьи 5 и части 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ, Приказом № 412 утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».
Согласно указаниям по заполнению (утвержденным Приказом № 412):
1)данную форму предоставляют ежемесячно не позднее 15 числа после отчетного периодавсе юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательствами) всех видов экономической деятельности и форм собственности средняя численность работников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера;
2)юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.
3)при наличии у юридического лица обособленных подразделений - настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу с исключением данных обособленных подразделений.
Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах, при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца, признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение;
4)организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождается от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр сведений юридических лиц записи о его ликвидации организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме;
5)руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Техносистемы» имеет категорию среднее предприятие, основной вид экономической деятельности по 46.69 (Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Таким образом, ООО «Техносистемы» является респондентом по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» и обязано представлять в Новосибирскстат первичные статистические данные на бланке соответствующей формы отчетности в установленный для этого срок.
В нарушение статьи 8 Закона № 282-ФЗ обществом в срок 15.02.2021 не были представлены первичные статистические данные за январь 2021 года по форме № П-4.
Обществомне были предприняты какие либо меры по организации своевременной сдачи статистической отчетности, предоставление которой необходимо субъекту официального статистического учета (Территориальному органу Федеральной государственной службы статистики по Новосибирской области) для осуществления его деятельности по официальному статистическому учету (Закон № 282-ФЗ, Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620).
Довод общества о том, что Приказ № 412 не вступил в законную силу и не подлежит применению, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (далее - Правила), и Разъяснениями указанных Правил, утвержденными приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 (зарегистрирован Минюстом России 14.05.2009 № 9449) (далее - Разъяснения), нормативным правовым актом признается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом Правилами и Разъяснениями установлено, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации, которая осуществляется Минюстом России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет - портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты».
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона № 282-ФЗ форма федерального статистического наблюдения является формуляром-образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.
Формы федерального статистического наблюдения утверждаются актами (приказами) Росстата в соответствии с полномочиями, предоставленными подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420.
Согласно Правилам и в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 Разъяснений технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.) представлению на государственную регистрацию не подлежат.
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 05.03.2014 № АКПИ 13-1261 указал, что приказ Росстата об утверждении формы федерального статистического наблюдения, являясь техническим актом, не относится к нормативным правовым актам, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России, а также отметил, что ответы на вопросы, содержащиеся в формах федеральных статистических наблюдений, представляются респондентами во исполнение требований федеральных законов, а не предписаний самой формы.
Обязательность заполнения форм федерального статистического наблюдения и ответственность за непредоставление первичных статистических данных установлена Законом № 282-ФЗ, КоАП РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Ссылка общества в обоснование вышеуказанного довода на положения пункта 1 Приказа Росстата от 01.04.2016 № 171 «Об определении порядка вступления в силу нормативного правового акта Федеральной службы государственной статистики, признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации», которым предусмотрено, что нормативный правовой акт Федеральной службы государственной статистики, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, вступает в силу со дня его размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), если самим актом не установлен более поздний срок вступления его в силу, не может быть принята во внимание, поскольку как указывалось выше Приказ № 412 не относится к нормативным правовым актам, а является техническим актом.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены данные, указывающие на то, что им были предприняты какие либо меры для исполнения обязанностей по представлению отчетности.
В связи с указанным, основания для привлечения общества к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, имелись.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока (статьи 23.53, 28.2 КоАП РФ). Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 13.19 КоАП РФ. Избранная заинтересованным лицом мера ответственности применена в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, штраф установлен в минимальном размере. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В ходе рассмотрения дела не установлены какие-либо исключительные обстоятельства, для квалификации совершенного заявителем административного правонарушения в качестве малозначительного. Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют исходя из положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в связи с отсутствием совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ (совершение правонарушений по иным периодам).
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Таким образом, исходя из норм статей 210, 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Техносистемы» из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 3000 рублей 00 копеек, уплаченную платежным поручением от 26.03.2021 № 258.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
СУДЬЯ А.В.Хорошилов