АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская,6
info@arbitr-nso.ru, http://novosib.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
16 сентября 2008 г. Дело № А45-8445/2008
64/44
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2008 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи
Гофман Н.В.
При ведении протокола судебного заседания судьей Гофман Н.В.
рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО «Иностранные трудовые ресурсы»
к Департаменту труда и занятости населения Новосибирской области
третье лицо: ОГУ «Центр занятости населения г. Новосибирска»
о признании недействительным заключения
при участи в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 – директор – протокол № 1 от 20.01.2008г.
заинтересованного лица – ФИО2 – по доверенности № 2 от 27.02.2008
года
третьего лица: ФИО3 – по доверенности № 20 от 28.08.2008 года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Иностранные трудовые ресурсы» (далее – заявитель, ООО «ИТР», Общество) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным заключения Департамента труда и занятости населения Новосибирской области «О целесообразности привлечения и использования иностранных работников» от 08.05.2008 года № 120.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на нарушение Департаментом труда и занятости населения закона РФ «О занятости населения» № 1032-1 от 19.04.1991 года, закона РФ « О правовом положении иностранных граждан в РФ» и нарушает права ООО «ИТР» на привлечение и использование труда иностранных работников.
Определением суда от 14.08.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Областное государственное учреждение «Центр занятости населения г. Новосибирска».
Представитель Департамента труда и занятости населения Новосибирской области в отзыве на заявление и в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями Департамент не согласен, так как считает свое заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников законным и обоснованным, так как труд привлекаемых иностранных работников планировалось использовать у другого работодателя, а именно в ООО «Росбилд». В связи с тем, что ООО «ИТР» не является работодателем по отношению к заявленным работникам и не имеет вакантных рабочих мест для приема на работу иностранных граждан, департаментом было принято решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников в ООО «Иностранные трудовые ресурсы». Кроме того, Департамент полагает, что заявитель выбрал неверный способ защиты, так как заключение не обладает признаками ненормативно-правового акта.
Третье лицо – ОГУ «Центр занятости населения города Новосибирска» с заявленными требованиями не согласно. Представитель Учреждения в отзыве на заявление и в судебном заседании пояснил, что считает законным и обоснованным заключение Департамента, так как полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
Кроме того, Учреждением заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как по мнению Учреждения, обжалуемое Заключение Департамента не является ненормативным правовым актом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 08.09.2008 по 12.09.2008г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2008 года ООО «Иностранные трудовые ресурсы» обратилось в Департамент труда и занятости населения Новосибирской области с заявлением о выдаче заключения на привлечение и использование иностранных работников – каменщиков в количестве 50 человек – граждан Китайской Народной Республики.
08 мая 2008 года Департамент труда и занятости населения выдал ООО «ИТР» заключение № 120, в соответствии с которым привлечение и использование 50 иностранных работников граждан КНР по профессии каменщик признано нецелесообразным ввиду отсутствия у работодателя организованных рабочих мест.
Полагая, что указанное заключение нарушает права Общества на привлечение и использование труда иностранных работников, чем лишает ООО «ИТР» заниматься экономической и предпринимательской деятельностью, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организаций обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что эти акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Департамент труда и занятости населения и центр занятости населения города Новосибирска полагают, что оспариваемое заключение не обладает признаками ненормативного правового акта, так как не возлагает на заявителя каких - либо обязанностей.
Суд полагает указанные выводы ошибочными.
Так, исходя из норм закона РФ «О занятости населения от 19.04.2001 года, Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ, заключение Департамента, может повлиять в дальнейшем на решение миграционной службы по вопросу возможности привлечения и использования ООО «ИТР» иностранных работников. Кроме того, как следует из письма миграционной службы от 06.04.2005 года № МС-2/9-3866, действующего на момент обращения заявителя в Департамент, оригинал заключения о целесообразности привлечения иностранных работников, выдаваемый территориальными органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения, является одним из основных документов, представляемых в миграционную службу для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
Учитывая, что указанное заключение вынесено руководителем департамента, а также что, что указанным документом затрагиваются права и законные интересы ООО «ИТР» в сфере предпринимательской деятельности, суд пришел к выводу, что оспариваемое заключение относится к ненормативно-правовому акту.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок выдачи заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников определен Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости, утвержденной Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.07.2003 N 175 (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции установлено, что территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения выдает работодателю заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации с учетом предложений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников государственного учреждения - центра занятости населения или самостоятельно, основываясь на анализе имеющихся в территориальном органе данных о положении на рынке труда в городе, районе, где предусматривается привлечение и использование иностранных работников.
Центр занятости и территориальный орган при подготовке предложений и заключений руководствуются принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест (пункт 2 Инструкции).
Из смысла пункта 7 Инструкции следует, что при подготовке предложения центром занятости должны учитываться возможности заполнения вакансий российскими гражданами данного субъекта Российской Федерации или других субъектов Российской Федерации, а также подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям, специальностям, по которым предполагается привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Заключение подготавливается территориальным органом с учетом наличия в регионе равноценной рабочей силы, отсутствия возможности ее перераспределения внутри соответствующего субъекта Российской Федерации или между субъектами Российской Федерации, а также предложений соответствующего центра занятости (пункт 17 Инструкции).
Суд, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, установил, что перед обращением в Департамент труда и занятости населения Новосибирской области ООО «ИТР» 31 марта 2008 года обратилось в государственное учреждение «Центр занятости населения г. Новосибирска» с просьбой информировать Общество о положении на рынке труда и (или) в подборе необходимых работников и подало сведения о планируемом привлечении к трудовой деятельности в 2008 года каменщиков в количестве 50 человек, что подтвердило справкой (л.д.8), которая впоследствии была передана в Департамент труда и занятости населения.
При подготовке заключения № 120 от 08.05.2008 года Департамент труда и занятости населения направил в ОГУ «Центр занятости населения города Новосибирска» запрос о количестве вакансий, заявленных в центр занятости населения ООО «ИТР», в разрезе всех профессий , должностей с указанием предлагаемой заработной платы и выдвигаемых требований (л.д. 53).
05.05.2008 года письмом за номером 810 ОГУ «Центр занятости населения города Новосибирска» информировал Департамент труда и занятости населения о том, что без учета потребности в работниках ООО «ИТЦ» в центре занятости г. Новосибирска зарегистрировано по вакансии «каменщик» 58 заявок, а открыто 2712 вакансий, ср. з/пл. – 9446 руб.
Кроме того, в судебном заседании Департаментом труда и занятости населения Новосибирской области представлено письмо от 12.09.2008 года за номером 2893, из которого следует, что на 05.05.2008 года в Новосибирской области количество рабочих мест по профессии каменщик составляло - 3734, а количество претендентов на указанную вакансию составил 231 человек.
Таким образом на момент обращения ООО «ИТЦ» в Департамент труда и занятости населения Новосибирской области, спрос на вакансии «каменщик» в городе Новосибирске и Новосибирской области превысил предложение в десятки раз.
Третье лицо – ОГУ «Центр занятости населения в г. Новосибирске» в отзыве на заявление указало, что за период с 01.04.2008 года по 29.04.2008г. центр занятости не направил в ООО «ИТР» ни одного безработного.
Между тем, Департамент, возражая против заявленных требований указывает на то, что основанием для отказа ООО «ИТР» в выдаче положительного заключения о целесообразности привлечения иностранных работников послужило отсутствие рабочих мест для указанных работников.
Суд считает указанный вывод неверным, так как Инструкция об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости, утвержденная Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.07.2003 N 175, не содержит таких оснований для отказа, как отсутствие рабочих мест.
Из штатного расписания ООО «ИТР» (л.д.30), представленного в судебное заседание, следует, что в ООО «ИТР» предусмотрены должности каменщиков в количестве 50 человек.
Суд полагает, что в данном случае, исходя из императивного смысла принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест, необходимо учитывать данные о российских гражданах, обратившихся в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства и изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в г. Новосибирске и Новосибирской области.
Учитывая, что из представленных Департаментом труда и занятости населения документов следует, что спрос на рынке труда рабочих по профессии «каменщик» значительно превышает предложение, Департаментом труда и занятости неправомерно выдано заключение о нецелесообразности привлечения иностранных работников.
Кроме того, как следует из Постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» № 681 от 15.11.2006 года, окончательное разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдает Федеральная миграционная служба.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению; расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным заключение Департамента труда и занятости населенияНовосибирской области «О целесообразности привлечения и использования иностранных работников» от 08.05.2008 года № 120, выданное обществу с ограниченной ответственностью «Иностранные трудовые ресурсы».
Обязать Департамент труда и занятости населения Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Иностранные трудовые ресурсы».
Взыскать с Департамента труда и занятости населения Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Иностранные трудовые ресурсы» государственную пошлину по иску в сумме 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень.
Судья Н.В. Гофман