ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8490/2012 от 01.03.2012 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, 6

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новосибирск ДЕЛО № А45-8490\2012

«05» марта 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2012г.

В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2012г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Черновой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибиковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации рабочего поселка Дорогино Черепановского района Новосибирской области

к заинтересованному лицу: Администрации Черепановского района Новосибирской области

третье лицо: Правительство Новосибирской области

о признании недействующим постановлений

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Балышева И.Ю. по доверенности от 01.12.2011,

от заинтересованного лица: Волченко Г.Н. по доверенности от 10.01.2012,

от третьего лица: Литовская Э.А. по доверенности от 27.09.2010

Заявитель- Администрация рабочего поселка Дорогино Черепановского района Новосибирской области (далее Администрация рабочего поселка Дорогино) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления главы Черепановского района Новосибирской области № 26 от 02.02.2005 и постановление главы Черепановского района Новосибирской области № 77 от 05.04.2005г.

В обоснование своего заявления заявитель ссылается на то, что оспариваемые постановления, согласно которых создана межведомственная комиссия, создана не полномочным органом, что противоречит нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Новосибирской области от 10.12.2004 № 234-ОЗ «О прекращении полномочий территориальных органов государственной власти в Новосибирской области».

Заинтересованное лицо- Администрация Черепановского района Новосибирской области согласно с заявленными требованиями заявителя, считает оспариваемые постановлениям подлежащими отмене по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо- Правительство Новосибирской области ссылается на то, что оспариваемые постановления не нарушают прав и законных интересов третьего лица.

В судебном заседании заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного на обжалование срока, установленного в части 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с тем, что узнал об оспариваемых постановлениях в январе 2012 года, что подтверждается справкой отдела архивной службы администрации Черепановского района и обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд, с учетом мнения сторон, посчитал причины пропуска уважительными и в порядке статьи 117 АПК РФ восстановил пропущенный на обжалование срок.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л :

Как видно из материалов дела, главой Черепановского района Новосибирской области были изданы постановления № 26 от 02.02.2006 и № 77 от 05.04.2005, согласно которым была создана межведомственная комиссия по вопросам признания жилых домов непригодными для проживания.

На основании указанных постановлений был обследован жилой фонд муниципального образования рабочего поселка Дорогино и составлены акты о признании жилых домов непригодными для проживания и аварийными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 552 утверждено «Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания», согласно которого вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Распоряжением главы Администрации Новосибирской области от 27.10.2003 № 1280-р «О создании в Новосибирской области межведомственных комиссий по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» создание межведомственной комиссии районов области было поручено территориальным администрациям районов-территориальным органам исполнительной власти Новосибирской области.

Межведомственная комиссия по оценке соответствия жилых домов и помещений, созданная постановлением № 26 от 02.02.2005 и постановлением № 77 от 05.04.2005 создана главой администрации Черепановского района в 2005 году.

В 2005 году в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территориальные администрации районов преобразованы в администрации муниципальных районов, которые не являются территориальными органами исполнительной власти Новосибирской области.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания» утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно пункта 7 данного Положения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Согласно статье 2 Закона Новосибирской области от 11.12.1996 № 51-ОЗ «О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области» к территориальным органам государственной власти в Новосибирской области относились исполнительные территориальные органы государственной власти-территориальные администрации районов, которые были наделены полномочиями по созданию межведомственных комиссий до 31 декабря 2004 года.

Законом Новосибирской области от 10.12.2004 № 234-ОЗ «О прекращении полномочий территориальных органов государственной власти в Новосибирской области», в связи с образованием с 01 января 2005 года органов местного самоуправления муниципальных районов области, были прекращены полномочия территориальных органов государственной власти районов в Новосибирской области 31 декабря 2004 года.

Судом установлено, что администрация Черепановского района зарегистрирована в качестве юридического лица 29.12.2004 за ОГРН 1045405430620.

Таким образом, оспариваемые постановления главы Черепановского района приняты с нарушением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не соответствуют требованиям пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552, и не соответствуют распоряжению Главы Администрации Новосибирского района от 27.10.2003 № 1280-р.

Издание оспариваемые постановлений повлекло для администрации рабочего поселка Дорогино неблагоприятные последствия, так как согласно актам межведомственной комиссии, которые были изданы на основании данных постановлений с нарушением установленного порядка, не предоставляется возможным включить дома, признанные этой комиссией непригодными в программу переселения граждан из ветхого и аварийного и непригодного жилья в жилые помещения, которые предоставляются по договору социального найма.

Кроме того, было вынесено решение суда о сносе домов, в котором проживают собственники. Однако принять меры к переселению граждан реализовать невозможно, так как вышестоящие органы власти указали на то, что межведомственная комиссия, созданная на основании постановления № 26 от 0-2.02.2005 и № 77 от 05.04.2005, создана не полномочным органом-территориальной администрацией, которая утратила свои полномочия с 31.12.2004 года и не имела право на создание такой комиссии.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них обязанности, создают препятствия в осуществления иной экономической деятельности, что выражается в том, что межведомственная комиссия, созданная на основании постановлений № 26 от 02.02.2005 и № 77 от 05.04.2005 признала непригодными для проживания многоквартирные дома, по сути дела незаконно, так как не имела в 2005 году на то законных полномочий.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцом или ответчиков.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования администрации рабочего поселка Дорогино Черепановского района Новосибирской области удовлетворить.

Признать постановление главы Черепановского района № 26 от 02.02.2005 и постановление главы Черепановскго района № 77 от 05.04.2005 недействующими со дня их принятия.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд ( г.Томск).

Судья О.В.Чернова