ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8655/17 от 09.06.2017 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-8655/2017

09 ноября  2017 года

Резолютивная часть решения объявлена  01ноября  2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поповой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоненко А.Д., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Норд-Вест», г. Новосибирск

к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», г. Новосибирск

о признании незаконным отказа в приеме документов  по государственной регистрации прав на судно от 17.04.2017

при участии в судебном заседании  представителей:

заявителя: Игай В.В. по доверенности от 18.09.2017, паспорт

заинтересованного лица: не явился, уведомлен

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Норд-Вест» (далее – заявитель, общество, ООО «СК «Норд-Вест») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (далее – заинтересованное лицо, учреждение, ФБУ «Администрация Обского БВП») о признании незаконным отказа в приеме документов от 17.04.2017 № 21-13/0263 и обязании заинтересованное лицо  в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять пакет  документов: договор аренды судна без экипажа № 2 от 15.04.2017.

Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для отказа в приеме документов. По мнению общества, положения Правил государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144 (далее  - Правила № 144) не предусматривают обязательного предоставления заявления о совершении регистрационных действий от каждой из сторон договора, заключаемого в отношении судна.  При этом, Правила № 144 содержат альтернативную оговорку о предоставлении заявления от стороны (сторон), положения пункта 3 статьи 8.1. Гражданского кодекса РФ, по мнению заявителя, не применимы, поскольку договор аренды судна без экипажа не подлежит нотариальному удостоверению; так как в данном случае подлежит регистрации сам  договор аренды судна, а не право аренды, заявитель полагает, что пункт 61 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ не подлежит применению, поскольку данный пункт  предусматривает плату «за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав». Кроме того, регистрация факта аренды в отношении каждого судна также является неправомерной, поскольку  совершается одно юридически значимое действие, т.е. регистрируется сам договор аренды, который не зависит от количества указанных в нем арендованных судов и проведенных в отношении них регистрационных действий. Также заявитель полагает, что фактически, отказывая в приеме документов,  ФБУ «Администрация Обского БВП» совершило экспертизу представленных заявителем документов, что на стадии приема документов является недопустимым.

Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на то, что в силу требований пункта 22 Правил № 144, пункта 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ  подача документов одной стороной сделки возможна только при условии, что сделка удостоверена нотариально в силу требований закона, поскольку в данном случае  договор аренды судна в силу закона не требует нотариального удостоверения, следовательно, к спорной ситуации относится первая часть второго абзаца пункт 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ - запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. По мнению учреждения,  Налоговый кодекс РФ предусматривает оплату государственной пошлины за совершение юридически значимого действия – регистрацию обременения именно в отношении судна, а не за регистрацию договора аренды судна (судов), соответственно, госпошлина должна быть оплачена за регистрацию обременений каждого судна.

Как следует из материалов дела,   ООО «СК «Норд-Вест» обратилось в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация обского бассейна внутренних водных путей» с заявлением о регистрации договора                № 1 аренды судна без экипажа от 15.04.2017 года, по условиям которого ООО «Р.А.-Союз» передает во владение ООО «СК «Норд-Вест»  судно без экипажа: «МО-55» идентификационный номер судна О-15903 на неопределенный срок.

К заявлению был приложен  Договор № 2 аренды судна без экипажа, представлено платежное поручение № 212 от 17.04.2017, в назначение платежа которого указано «госпошлина за регистрацию договора аренды судна».

Обществу письмом от 17.04.2017 года № 21-13/0263 было отказано в приеме документов по государственной регистрации прав на суда.

Как следует из оспариваемого отказа в принятии документов, основанием для отказа указано  на недостаточность документов, а именно:  отсутствует заявление от арендодателя ООО «Р.А. - Союз» (пункт 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ); документы, подтверждающие оплату государственной пошлины (пункт 61 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ)  за регистрацию ограничений (обременений) прав на судно внутреннего плавания в размере по 3500 рублей за суда: «МО-55» 2 (пункт 12 Правил).

Полагая, что основания для отказа отсутствовали, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу  части 4 статьи 63 КВВТ РФ договор аренды судна без экипажа вступает в силу после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна.

В соответствии с частью 2 статьи 19 КВВТ, порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144.

В соответствии с пунктом 16 указанных Правил к компетенции органов государственной регистрации относятся: проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах.

Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве на наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 17 Правил № 144, часть 1 статьи 18 КВВТ).

Согласно пункту 22 Правил № 144 государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

В случае, если права на суда возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что государственная регистрация прав на судно носит заявительный характер.

При этом частью 3 статьи 8.1 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Из изложенного следует, что подача документов одной стороной сделки возможна только при условии, что сделка удостоверена нотариально в силу требований закона, на основании акта государственного органа.

В случае если закон не требует нотариального удостоверения  договора аренды судна, следовательно, к спорной ситуации применяется первая часть второго абзаца части  3 статьи 8.1 ГК РФ - запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом (иное в данном случае также не установлено законом).

На основании пункта 18 Правил № 144 государственная регистрация производится в следующем порядке: прием документов, необходимых для регистрации и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации; регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации; правовая экспертиза документов; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное судно, а также основания для отказа или приостановления государственной регистрации; внесение записей в Государственный судовой реестр Российской Федерации, реестр арендованных иностранных судов при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача свидетельств о произведенной государственной регистрации.

Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию (пункт 28 Правил № 144).

В данном случае  учреждение отказало обществу в приеме документов в соответствии с пунктом  26 Правил № 144.

Пунктом 26 Правил № 144 установлено, что при получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию должностное лицо органа государственной регистрации вносит соответствующую запись в книгу учета входящих документов. При несоответствии представляемых документов требованиям настоящих Правил или их недостаточности заявителю отказывается в приеме документов. По требованию заявителя ему выдается мотивированное письменное подтверждение отказа в приеме документов.

Таким образом, в случае недостаточности представленных документов, заинтересованное лицо вправе отказать в их принятии, выдав мотивированный отказ.

Учитывая, что заявление было подано только от одной стороны договора, доказательства уклонения второй стороны - ООО «Р.А.-Союз» от регистрации договора аренды судна без экипажа заявителем не были представлены, учреждение обоснованно пришло к выводу о недостаточности представленных документов.

При обращении  в учреждение заявителем было предоставлено платежное поручение № 212 от 17.04.2017 на сумму 3 500,00 рублей, в назначении платежа указано «госпошлина за госрегистрацию договора аренды судна (ФБУ «Администрация Обского ВВП»)».

По мнению заинтересованного лица, в назначении платежа необходимо указание: оплата государственной пошлины (пункт 61 статьи 333.33 НК РФ) за государственную регистрацию ограничений (обременении) прав на судно внутреннего плавания в размере по 3500 рублей за судно  «МО-55» (п. 12 Правил).

В соответствии с  пунктом 12 Правил № 144 за государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в Государственный судовой реестр Российской Федерации, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 16 КВВТ)».

Размеры, порядок, сроки и особенности уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий установлены гл25.3 главой «Государственная пошлина» Налогового кодекса РФ.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав, в частности, договора аренды, предметом которой являются суда, определены пп. 61 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в зависимости от категории судна.

Так, согласно пп. 61 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на судно внутреннего плавания уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 руб..

При государственной регистрации договора аренды как ограничения (обременения) права, предметом которой являются несколько судов, совершается одно юридически значимое действие, т.е. регистрируется сам договор аренды, необходимость регистрации которого предусмотрена пунктом 4 статьи 63 КВВТ РФ, который не зависит от количества указанных в нем арендованных судов и проведенных в отношении них регистрационных действий.

Следовательно, за государственную регистрацию одного договора аренды, предметом которой могут являться несколько судов внутреннего плавания,  должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном пп. 61 пунктом 1 статьи 333.33 НК РФ для судна внутреннего плавания, т.е. в размере 3 500 рублей.

Исходя из изложенного, суд считает, что отказ заинтересованного лица  в связи с  не представлением соответствующих документов об уплате госпошлины за регистрацию договора аренды является необоснованным.

Вместе с тем, учитывая, что на регистрацию не было представлено заявление от второй стороны сделки,  заинтересованным лицом правомерно отказано в приеме документов, в связи с чем оснований для признания отказа в приеме документов по причине недостаточности документов, изложенным в письме от 17.04.2017  незаконным  и обязании принять заявление для рассмотрения не имеется. При этом суд отмечает, что заявителю отказано в приеме документов ввиду их недостаточности.    

Доводы представителя Общества о том, что необходимо было принять заявление, а затем приостановить регистрацию и истребовать документы, судом не принимаются как ошибочные, противоречащие положениям пункта 26  правил № 144.

Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

 В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ уплаченная заявителем госпошлина относится на общество.  

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ

         в удовлетворении заявленных требований отказать.

         Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

         Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                   И.В. Попова