АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-8685/2022
12 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Хорошилова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волынкиной Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ МЕТАЛЛ ПРОФИЛЬ ВОСТОК» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Новосибирской таможне, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-1560/2021 от 10.03.2022,
при участии представителей:
заявителя: ФИО1 по доверенности № 16-КМПВ-22 от 01.01.2022, паспорт, диплом;
заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 24.12.2021, удостоверение, копия диплома,
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Металл Профиль Восток» (далее – заявитель, общество, ООО «Компания Металл Профиль Восток») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новосибирской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления (далее – оспариваемое постановление) таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10609000-1560/2021 от 10.03.2022.
Определением суда от 26.04.2022 арбитражный суд принял дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 27.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель заявителя в судебном заседании, поддержал заявленные требования, по доводам изложенным в заявлении, указывает, на недоказанность события и состава административного правонарушения, так акт таможенного досмотра является недопустимым доказательством в связи с тем, что указанное в нем свидетельство о поверке весов выдано ненадлежащей организацией, содержит информацию о том, что обнаруженное несоответствие в весе содержит признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при этом общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенным органом неверно применена категория погрешности весов в значении + 5 кг., ссылается на то, что разница в весе нетто товара, указанном обществом в декларации на товары (далее - ДТ) (56 450 кг) и выявленном таможенным органом при фактическом контроле (56 625 кг) незначительна (вес брутто увеличился на 530 кг., вес нетто на 175 кг.), у общества отсутствовали специальные условия для определения веса нетто товара. Кроме того, полагает, что при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра таможенным органом не применена аттестованная Методика измерений «ГСИ. Масса товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в упакованном виде. Методика измерений» (далее – Методика измерений) в связи с тем, что товар (8 рулонов стали) перемещался в упакованном виде, то в соответствии с пунктом 3.7 Методики измерений таможенный орган должен был определить массу нетто товара с учетом первичной упаковки; определение массы товара (8 рулонов стали) производилось таможенным органом путем взвешивания каждого рулона по отдельности (8 взвешиваний), при этом вес нетто товара таможенный орган должен был определять косвенным измерением, а не путем фактического взвешивания (прямого измерения), как указано в Акте таможенного досмотра.
Представитель заинтересованного лица, заявленные требования не признал, по доводам, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Заслушав представителя заявителя и представителя таможни, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
23.07.2021 декларантом ООО «Компания металл профиль Восток» на Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» подана ДТ №10620010/230721/0157726 на товар №1: «сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах», производитель ANGANG STEEL CO., LTD общим количеством 8 рулонов, общим весом брутто/нетто 56850 кг/56450 кг, код товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС 7210708000, стоимость 57183,85 USD (долларов США).
Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Китая во исполнение внешнеторгового контракта №HONG2020V от 16.03.2020, заключенного между «ФИО3 Ко., Лтд» (Китай) и ООО «Компания Металл Профиль Восток» (Россия), в адрес получателя ООО «Компания Металл Профиль Восток» железнодорожным транспортом по дорожной ведомости №14081961 и размещён на складе временного хранения ООО «Компания Металл Профиль Восток» (свидетельство о включении в реестр владельцев складов временного хранения №10609/110920/20093/1), расположенном по адресу: <...> в пределах границ земельных участков №№ 54:07:047414:459 и 54:07:047414:435.
23.07.2021 на основании статьи 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по поручению на таможенный досмотр №10609010/230721/100027 в соответствии с профилем риска 11/10000/010917/37409 назначен таможенный досмотр вышеуказанного товара.
27.07.2021 проведен таможенный досмотр товарной партии, заявленной в ДТ, объёмом 100 %, с полным взвешиванием, с пересчетом грузовых мест, со вскрытием всех грузовых мест.
В ходе таможенного досмотра установлено следующее: товар №1 - «сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах», 8 грузовых мест, представляющих собой рулоны металла, стянутые металлическими лентами-стяжками с дополнительной упаковкой из металла, картона и полимерной пленки, установлен фактический вес нетто - 56625 кг, что на 175 кг больше, чем заявлено в ДТ (56450 кг). Расчет произведен с использованием методики измерений № ФР.1.28.2018.31226 (свидетельство об аттестации методики измерений № 204/2-03/RA.RU.311787-2016/2018, дата выдачи 27.09.2018) с учетом погрешности весов.
Таможенный досмотр проводился в присутствии уполномоченного представителя ООО «Компания металл профиль Восток».
В ходе таможенного досмотра установлено, что фактическое количество товара составляет: вес нетто - 56 625 кг, что на 175 кг больше, чем заявленный в ДТ №10620010/230721/0157726 вес. Результаты таможенного досмотра зафиксированы в акте таможенного досмотра № 10609010/280721/100027 (далее - АТД).
Таким образом, по результатам таможенного досмотра выявлен товар, не заявленный в ДТ, а именно «Сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах», весом нетто - 175 кг.
В связи с выявлением вышеуказанных обстоятельств, 24.09.2021 уполномоченным должностным лицом таможни, с участием уполномоченного представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
10.03.2022 уполномоченным должностным лицом таможни, с участием уполномоченного представителя общества, было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, общество привлечено к ответственности, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 9553,5 рублей, штраф установлен в минимальном размере.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке и на условиях, установленном таможенным законодательством Союза и законодательством государств-участников Союза.
В соответствии со статьями 104, 106 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении их под таможенную процедуру путем представления таможенному органу декларации на товары. В декларации на товары указываются сведения о товарах, их наименовании, количестве и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что декларантом является лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии с пунктом 4 статьи 109, пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктами 2,3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации. За неисполнение своих обязанностей декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Невыполнение декларантом ООО «Компания метал профиль Восток» в нарушение пункта 2 статьи 84, пункта 1 статьи 104, подпункта 4 пункта 1 статьи 106, пункта 1 статьи 127 ТК ЕАЭС обязанности по таможенному декларированию товара образовало событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ - недекларирование по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию.
Объектом указанного административного правонарушения является порядок таможенного декларирования товаров.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, то есть фактическое невыполнение требований таможенного законодательства по таможенному декларированию товара, когда таможенному органу не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем, действовавшим от имени и по поручению декларанта - таможенный представитель.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таможенным органом в рамках таможенного контроля в форме таможенного досмотра с применением Аттестованной методики измерений (ФР.1.28.2018.31226 аттестована ФГУП «ВНИИМС», аттестат от аккредитации № RA/RU/311787, Свидетельство об аттестации методики измерений № 204/2-03/RA.RU.311787-2016/2018) (Методика измерений) и поверенных в установленном порядке средств измерений (крановых электронных весах) методом прямых измерений с вскрытием упаковки, каждого заявленного в ДТ грузового места, установлен незадекларированный в ДТ товар, а именно «Сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах», весом нетто - 175 кг, что образовало событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Довод общества о недоказанности события административного правонарушения в связи с незначительной разницей в весе нетто товара, а также отсутствии специальных условий для определения веса нетто товара судом отклоняется, в связи со следующим.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
В силу статьи 106 ТК ЕАЭС при декларировании товаров должны быть указаны исключительно достоверные сведения о товарах.
Общество является лицом, наделенным правом доступа к товарам, находящимся под таможенным контролем, в целях определения их фактического количества. Общество имело возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары надлежащим образом установить фактическое количество товара, заявить достоверные сведения о нем в ДТ и, как следствие, задекларировать ввозимый на территорию Российской Федерации товар, однако в отсутствие объективных препятствий этого не сделало.
Не воспользовавшись своим правом по предварительному осмотру товара, направленным на исключение и недопущение нарушений при заявлении сведений о товаре при таможенном декларировании, безоговорочно используя информацию из товаросопроводительных документов, самонадеянно рассчитывая на достоверность заявленных в них сведений и предположительную добросовестность контрагента, не перепроверив фактические сведения о товаре и не убедившись в достоверности сведений о весе товара, декларант не проявил должную степень заботливости и осмотрительности, тем самым не выполнил предусмотренную законом обязанность, по достоверному декларированию.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии специальных условий для определения веса нетто подобного рода товаров и незначительной разницы в весе товара, заявленного в ДТ и выявленного при таможенном контроле, не могут быть признаны обстоятельствами, установленными статьей 24.5 КоАП РФ и исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Доводы общества о неверном применении таможенным органом погрешности весов в значении + 5 кг., о том что свидетельство о поверке весов выдано ненадлежащей организацией, что акт таможенного досмотра является недопустимым доказательством, судом отклоняются в связи со следующим.
При проведении таможенного досмотра измерение товара осуществлялось методом прямых измерений в соответствии с Методикой измерений. Пунктом 3.5 Методики измерений установлено, что погрешность результата измерения это отклонение результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины. Примечанием к данному пункту предусмотрено, что погрешность результата измерения не является основанием ни для уменьшения, ни для увеличения полученного результата измерения на величину погрешности измерения.
При таможенном декларировании обществом заявлен вес брутто товара - 56 850 кг., вес нетто товара - 56 450 кг. По результатам таможенного досмотра установлен вес брутто товара - 57 380 кг. (больше заявленного на 530 кг.), вес нетто товара - 56 625 кг. (больше заявленного на 175 кг.).
Таким образом, выявленные различия весовых характеристик превышают установленные пределы погрешности (как + 5 кг., так и + 10 кг.), что фактически не влияет выводы по результатам взвешивания.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федеральный закон № 102-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Подпунктом «д» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» (далее - Постановление) установлено, что настоящее Постановление не распространяется на отношения, возникающие при поверке средств измерений подлежащих первичной поверке в соответствии с частью 1 статьи 13 Федеральный закон № 102-ФЗ.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона № 102-ФЗ предусмотрено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации -периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно Свидетельству о поверке №301205В03 (представленного при таможенном контроле (прилагается)) весы крановые электронные модификация ВК-10Д-2, заводской (серийный) номер 55090 (на которых осуществлялось взвешивание товара в ходе таможенного контроля) поверены в установленном порядке и на основании результатов первичной поверки признаны пригодным к применению.
Весы крановые электронные модификация ВК-10Д-2 поверены в соответствии с требованиями Федерального закона № 102-ФЗ юридическим лицом ООО «ГРАН», аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, регистрационный номер в реестре RA.RU.312537.
В паспорте на весы электронные модификация ВК-10Д-2 указаны основные сведения и технические характеристики.
Согласно пункту 1.9 паспорта диапазон взвешивания весов разбит на интервалы, каждому из которых соответствует цена деления и свой проверочный интервал, свое значение предела допускаемой абсолютной погрешности приведённые в таблице № 1.9.1.
Для весов модификации ВК-10Д-2 в интервале взвешивание свыше 4000 кг пределы допускаемой абсолютной погрешности при первичной поверке составляет +/- 5 кг.
Межгосударственным стандартом «Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1579-ст) (далее - Стандарт) установлено, что первичная поверка проводится уполномоченным персоналом в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии с пунктом 8.4.1. Стандарта, в ходе последующих поверок, как правило, проводят только контроль и испытания, указанные в 8.3.2 и 8.3.3 Стандарта, при этом пределы допускаемой погрешности устанавливаются как для первичной поверки.
В рассматриваемом случае, согласно свидетельству о поверке №301205В03, измерение осуществлялось на весовом оборудовании, прошедшем первичную проверку, с интервалом допустимой абсолютной погрешности указанной в технической документации оборудования (+/- 5 кг), что соответствует требованиями закона.
Взвешивание товара таможенным органом осуществлялось на открытой площадке СВХ, принадлежащей обществу. Весы со свидетельством о поверке (от 07.06.2021 №301205В03) предоставлены в распоряжение таможенного органа при проведении таможенного контроля ООО «Компания металл профиль Восток», являющегося владельцем СВХ (свидетельство от 11.09.2020 №10609/110920/20093/1).
Указанное свидетельство о поверке на момент проведения таможенного досмотра действовало (срок действия - до 08.06.2022). Организация, выдавшая свидетельство о поверке, аккредитована в установленном порядке, номер решения об аккредитации Аа-415 от 21.06.2018, регистрационный номер записи в реестре экспертов по аккредитации 00596 (информация размещена на сайте Федеральной службы по аккредитации - pub.fsa.gov.ru). В область аккредитации организации, выдавшей свидетельство о поверке, включены, в том числе весы неавтоматического действия (в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания. Электронные весы относятся к весам неавтоматического действия), для статического взвешивания (аттестат аккредитации от 30.08.2019 №RA.RU.312537).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.07.2020 № 2510 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» (зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 № 61033) предусмотрена возможность осуществления поверки средств измерений как государственными учреждениями, так и юридическими лицами, аккредитованными на соответствующую деятельность в установленном порядке.
Таким образом, измерение массы брутто (нетто) товара производилась таможенным органом с использованием аттестованной Методики измерений, на поверенных весах, с применением расчетов по формулам, установленным Методикой измерений, а полученная в результате проведенных измерений в ходе таможенного досмотра масса нетто товара является действительным значением измеряемой величины.
Измерение весовых характеристик товара осуществлялось на оборудовании владельца СВХ, соответствующим требованиям закона.
Указание в акте таможенного досмотра информации о том, что обнаруженное несоответствие в весе содержит признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ является технической ошибкой, фактически общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доводы общества, о том, что при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра таможенным органом не применена аттестованная Методика измерений в связи с тем, что товар (8 рулонов стали) перемещался в упакованном виде и в соответствии с пунктом 3.7 Методики измерений таможенный орган должен был определить массу нетто товара с учетом первичной упаковки; определение массы товара (8 рулонов стали) производилось таможенным органом путем взвешивания каждого рулона по отдельности (8 взвешиваний), при этом вес нетто товара таможенный орган должен был определять косвенным измерением, а не путем фактического взвешивания (прямого измерения), как указано в Акте таможенного досмотра.
При проведении таможенного досмотра измерение товара осуществлялось методом прямых измерений в соответствии с аттестованной Методикой измерений о чем свидетельствует акт таможенного досмотра и расчет.
Форма АТД, установленная решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов», не содержит требований к указанию реквизитов методики, используемой при таможенном досмотре.
Методикой измерений массы товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в упакованном виде, соответствующей положениям Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», является только Методика измерений ФР.1.28.2018.31226, соответственно, другие способы определения массы товара в упакованном виде, кроме установленных указанной Методикой, таможенный орган в своей деятельности не использует.
В АТД указано, что грузовые места представляли собой рулоны металла, стянутые металлическими лентами-стяжками с дополнительной упаковкой их металла картона и полимерной пленки. Рулон по краям проложен защитной картонной лентой, обернут прозрачным полимерным материалом, внутри по периметру проложены картонная и металлическая прокладки, снаружи рулон обернут металлическими листами, по краям наружных и внутренних торцов рулон защищен угловыми металлическими полосками и стянут металлическими лентами.
Пунктами 3.7, 3.8, 3.9 Методики измерений определено, что масса нетто (в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»):
-для товара, перемещаемого в упакованном виде - масса декларируемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;
-в остальных случаях - масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки.
Масса брутто - общая масса упаковки (тары) и продукции в ней, исключая контейнеры и другое транспортное оборудование. Масса упаковки (тары) - масса упаковки (тары) и вспомогательных упаковочных средств в упаковочной единице.
Система понятий в области упаковки продукции установлена «ГОСТ 17527-2020. Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения».
Упаковка - изделие, предназначенное для размещения, защиты, перемещения, доставки, хранения, транспортирования и демонстрации товаров (сырья и готовой продукции), используемое как производителем, пользователем или потребителем, так и переработчиком, сборщиком или иным посредником (пункт 1 раздела 3 ГОСТ).
Первичная упаковка - упаковка, предназначенная для прямого контакта с продукцией (товаром) (пункт 2 раздела 3 ГОСТ).
Потребительская упаковка - упаковка, предназначенная для первичной упаковки продукции и образующая вместе с размещенной продукцией товарную единицу, реализуемую конечному потребителю (пункт 8 раздела 3 ГОСТ).
Транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования одной или более единиц продукции, упакованных единиц продукции или неупакованной продукции (насыпью, навалом, наливом и т.п.) (пункт 7 раздела 3 ГОСТ).
Промышленная упаковка - упаковка для сырьевых материалов, деталей, полуфабрикатов или готовой продукции, предназначенная для доставки от изготовителя до потребителя и/или других посредников, таких как предприятия по переработке или сборке (пункт 9 раздела 3 ГОСТ).
Исходя из положений Методики, ГОСТ, под первичной (неразделимой) упаковкой следует понимать упаковку товара, которая неотделима от товара до его потребления и/или в которой товар поставляется для розничной продажи, такая упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров. То есть, упаковка, предназначенная для первичного упаковывания и реализации продукции конечному потребителю, отнесена исключительно к потребительской упаковке.
Согласно пункту 5.2 внешнеторгового контракта №HOTII2020V от 16.03.2020, заключенного между компанией «ФИО3 Ко.», Лтд (Продавец) и ООО «Компания Металл профиль Восток» (Покупатель), Продавец берет на себя обязательства по упаковке товара, чтобы полностью исключить повреждение товара до момента его получения Покупателем (в месте его нарождения последнего) при любых условиях перевозки (транспортировки).
Таким образом, с учетом положений внешнеторгового контракта, описательной части АТД, упаковка рулонов стали относится к транспортной и производственной упаковке, поскольку товар упакован продавцом в целях сохранности товара при перемещении, доставки, транспортировки до места нахождения покупателя, а не в целях сохранности товара для дальнейшей его реализации и продаже.
Соответственно, вес упаковки не может, входить в массу нетто товара (пункт 3.7 Методики расчета), а расчет массы нетто товара должен осуществляться без учета массы упаковки, что и сделано таможенным органом.
В АТД указано, что таможенный досмотр проведен в объеме 100% с пересчетом грузовых мест, с вскрытием всех 8 грузовых мест с полным взвешиванием товара (8 рулонов) на крановых весах. Каждый рулон взвешивался в упакованном виде (для определения массы брутто) и без упаковки (для определения массы нетто).
Согласно пункту 6 Методики измерений масса брутто и масса нетто товара определяются для каждого наименования товара, имеющего один товарный знак, марку, модель, артикул, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или), коммерческими характеристиками. Масса брутто (масса нетто) партии товаров, состоящей из товаров различных наименований, имеющих различный товарный знак, марку, модель, артикул, расфасовку, упаковку, определяется как сумма массы брутто (массы нетто) товаров каждого наименования марки, модели, артикула.
Пунктами 6.2.1, 6.2.2 Методики измерений установлены следующие способы измерений:
-метод прямых измерений - определение значения массы брутто партии товара (с учетом упаковки), массы нетто партии декларируемого товара (с учетом первичной упаковки) осуществляется при однократном взвешивания товарной партии при условии, что весы по метрологическим характеристикам (Мах, НПВ, Min, НмПВ и классу точности) позволяют взвесить в один прием всю товарную партию. Результат измерений берется непосредственно с весов;
-метод косвенных измерений - определение массы брутто (для последующего определения массы нетто товара без учета какой - либо упаковки), массы нетто партии декларируемого товара (с учетом первичной упаковки) расчетным способом (при невозможности определения массы товарной партии методом прямых измерений в один прием).
Таким образом, Методика измерений определяет приоритетный способ измерений прямым методом.
Поскольку в АТД установлено, что 8 рулонов стали обладали определенными признаками (различные серийные номера, модели, артикулы), кроме того, каждый рулон упакован в индивидуальную упаковку, в соответствии с требованиями пункта 6 Методики измерений, масса брутто (масса нетто) партии товаров определена таможенным органом как сумма массы брутто (массы нетто) товаров каждого наименования марки, модели, артикула, то есть путем сложения результатов измерений каждого рулона (взятых непосредственно с весов).
Пунктами 3.2, 3.3 Методики измерений установлено, что косвенное измерение - измерение, при котором искомое значение величины определяют на основании результатов прямых измерений других величин, функционально связанных с искомой величиной; прямое измерение – измерение при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений.
В данном случае, таможенный орган для определения массы нетто (искомое значение величины) определял на основании результатов прямых измерений этой же величины, то есть масса нетто 8 рулонов стали определялась путём сложения масс нетто каждого рулона. Аналогично определялось значение массы брутто.
Таможенный орган установил фактическую массу нетто/брутто каждого рулона стали и, как следствие, определил методом прямых измерений массу нетто/брутто всей товарной партии.
Суд отклоняет доводы общества о неверной квалификации таможенным органом совершенного административного правонарушения, при этом исходит из следующего
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование -заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Обязанность декларанта по осуществлению Таможенного декларирования товаров возложена на него положениями пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
На основании положений статьи 106 ТК ЕАЭС при декларировании в таможенной декларации заявляются сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных, платежей, описание упаковок, количество в килограммах (вес брутто, и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте, 30 Постановления; Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «O некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018), частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда, лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются: сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью; но декларантом либо таможенным брокером представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условий, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Таможенным органом в рамках таможенного контроля в форме таможенного досмотра с применением Аттестованной Методики измерений методом прямых измерений с вскрытием упаковки, каждого заявленного в ДТ грузового места, установлен незадекларированный в ДТ товар, а именно «Сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах», весом нетто - 175 кг, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи16.2 КоАП РФ.
Количественные характеристики декларируемого товара (вес нетто/брутто) и его качественные характеристики (например, описание) четко разграничены в таможенных правилах.
Основной единицей измерения количества товара является его вес, выраженный в килограммах (абзац 10 подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 утверждены единая Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) и Единый таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Согласно разделу «единицы измерения, применяемые в ТН ВЭД» основной единицей измерения является килограмм (кг), код единицы измерения 166.
Дополнительными единицами измерения, в том числе являются: грамм, метр, кюри, литр, штука, пара, киловатт-часов.
Аналогичные положения содержатся в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения».
Таким образом, в силу требования вышеназванных норм права, количество декларируемого товара определяется исключительно в указанных выше основных и дополнительных единицах измерения, к которым грузовые места; рулоны, поддоны, паллеты, ящики и т.п. не относятся.
Единицей измерения спорного товара (группа 72 ТН ВЭД «Прокат плоский из железа из нелегированной стали») является его количество, определяемое в килограммах (вес нетто). Дополнительные единицы измерения вышеназванными нормами права для данного товара не предусмотрены.
В соответствии, с внешнеторговым контрактом инвойс и упаковочный лист должны) содержать, в том числе вес нетто, брутто, количество паллет по каждой позиции соответствующего документа, количество грузовых мест.
Коммерческими и, товаросопроводительными документами основной единицей измерения количества спорного товара также определен его вес в килограммах.
В соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20,05.2010 № 257 (далее - Порядок), в графе 38 ДТ указывается в килограммах масса «нетто» декларируемого товара. Графа не-заполняется при декларировании наличной валюты (выручки и разменной валюты, в,, виде банкнот и монет), перемещаемой в связи с реализацией товаров на бортах воздушных, судов, на железнодорожном и иных видах транспорта (подпункт 36 пункта 15 Порядка).
Подпунктом 39 пункта 15 Порядка, предусмотрено, что в графе 41 ДТ указывается без пробелов количество товара, сведения о котором указаны в графе 31 ДТ, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в отношении декларируемого товара применяется дополнительная единица измерения.
В отличие от основной и дополнительной единиц измерения количества товара информация о грузовых местах (количество и вид грузовых мест на, которых размещен декларируемый товар) заявляется в графе 6 ДТ.
Подпунктом 6 пункта 15 Порядка регламентировано, что в графе 6 ДТ указывается цифровыми символами общее количество грузовых мест декларируемых товаров в, соответствии с транспортными (перевозочными) документами. Если товары перевозятся насыпом, навалом или наливом и в транспортных (перевозочных) документах не определено количество грузовых, мест, в графе указывается цифра ноль «0».
Информация об индивидуально-определенных признаках грузовых мест/упаковочной /грузовой единицы необходима для проведения таможенного контроля декларируемого товара.
Такая единица измерения как «рулон» правом ЕАЭС не предусмотрена и, как следствие, заявление товара в количестве «рулонов» в ДТ невозможно.
Учитывая, что таможенным органом по результатам таможенного контроля установлен факт недекларирования товара («Сталь нелегированная оцинкованная методом горячего погружения с полимерным лакокрасочным покрытием в рулонах») в отношении его количественных (основная единица измерения - вес брутто), а не качественных характеристик (например, цвет, материал изготовления и иные качественные характеристики), влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей; таможенный орган правомерно квалифицировал совершенное обществом административное правонарушение по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018) указано, что для квалификации состава правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо, чтобы ввезенный товар был полностью задекларирован с указанием сведений о его наименовании и количестве в соответствий с условиями внешнеторгового контракта и товаросопроводительных документов (если иное количество товара не установлено по результатам таможенного контроля.
Правонарушения необходимо квалифицировать по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ при наличии следующих условий: товар имеет несколько количественных характеристик, применяемых для целей декларирования (основная и дополнительная единица измерения); указание недостоверного количества товара должно повлечь не уплату таможенных пошлин (ставка ввозной таможенной пошлины зависит от количества товара, а не от его стоимости).
Ставка ввозной таможенной пошлины на товар классифицируемый кодом 7210708000 ТН ВЭД ЕАЭС измеряется в процентах от таможенной стоимости товара (в евро; либо в-долларах США).
Таким образом, указание недостоверного количества товара не повлекло не оплату таможенных платежей, и, как следствие, данные действия общества не могут рассматриваться как состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При проведении фактического таможенного контроля в форме таможенного досмотра, при соответствии количества грузовых мест (8 рулонов) таможенным органом установлено не соответствие количества (кг) задекларированного обществом товара (вес нетто 54450 кг) и выявленного в ходе таможенного досмотра (56625 кг).
Бездействие общества выраженное в недекларирование товара является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В связи с указанным основания для привлечения общества к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, имелись.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и квалифицировать совершенное административное правонарушение в качестве малозначительного, судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из оспариваемого постановления, обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено и из материалов дела не усматривается. Административный штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, размер штраф установлен в минимальном размере. Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, исходя из норм статьи 210, 211 АПК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат, как необоснованные.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья А.В.Хорошилов