ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8765/20198765/19 от 25.06.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Новосибирск Дело № А45-8765/20198765/2019

01 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 01 июля 2019 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Сибтехэнерго" - инженерная фирма по наладке, совершенствованию технологий и эксплуатации электро-энергооборудования предприятий и систем (ОГРН 1025401486747, ИНН 5404105135), г. Новосибирск

к Сахалинское управление Ростехнадзора, г.Южно-Сахалинск

об отмене постановления № 05-31/66-328 от 26.02.2019

при участии представителей сторон:

заявителя – Калинина Е.П., по доверенности № 012 от 01.01.2019, паспорт; Цыпкин А.Г., доверенность № 092 от 31.05.2019, паспорт

заинтересованного лица – не явился, извещен.

установил:

акционерное общество "Сибтехэнерго" - инженерная фирма по наладке, совершенствованию технологий и эксплуатации электро-энергооборудования предприятий и систем (далее-заявитель, общество, АО «Сибтехэнерго») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сахалинского управление Ростехнадзора № 05-31/66-328 от 26.02.2019.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению.

Сахалинское управление Ростехнадзора (далее-заинтересованное лицо, административный орган), надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилось, представило отзыв, в котором заявленные требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Прокуратурой Томаринского района с 04.12.2018 по 17.12.2018 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при производстве пуско-наладочных работ 28.10.2018 года на Сахалинской ГРЭС-2 в соответствии с Договором субподряда на производство пуско-наладочных работ № 01/СХГР/16-1799/16.600.02 от 16.11.2016 между АО ТЭК Мосэнерго (Генподрядчик) и АО «Сибтехэнерго» (Субподрядчик).

В действиях АО «Сибтехэнерго», были выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности:

-отсутствовали исправные контрольно-измерительные приборы, приборы безопасности и сигнализации, предусмотренные требованиями технических регламентов, проектами и «Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116;

- отсутствовали обученный обслуживающий персонал, прошедшего проверку знаний, и аттестованные специалисты;

- отсутствовало необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе;

- не соблюдены требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты

- не обеспечено в соответствии с проектной, технической, документацией и

требованиями «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собственного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения

единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями

Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

По выявленным нарушениям управлением вынесено постановление № 05-31/66-328 от 26.02.2019 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и наложен административный штраф в размере 200 000 рублей.

Заявитель, считая постановление незаконным и необоснованным, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

АО «Сибтехэнерго» на основании договора № 01/СХГР/16-1799/16.600.02 от 16.11.2016 г. (далее - Договор), заключенного с генеральным подрядчиком строительства АО «ТЭК «Мосэнерго». выполняло комплекс пусконаладочных работ при строительстве 1-й очереди Сахалинской ГРЭС-2

Согласно п. 14 Технического задания Договора, АО «Сибтехэнерго» должно организовать и выполнять работы по ПНР в соответствии с требованиями в нормативных актов, в т.ч. СО 153-34.20-406 (РД 34.20.406) «Правила организации ПНР на тепловых электрических станциях»; СО 153-34.20.501-2003 «ПТЭ электрических станций и сетей РФ»; РД 34.03.201-97 «Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и сетей».

При выполнении работ на объекте Сахалинской ГРЭС-2 АО «Сибтехэнерго» руководствовался локальным нормативным актом - СТОт 601.024-2016 «Технологический регламент. Выполнение пусконаладочных работ на котельном оборудовании». Названный стандарт был разработан АО «Сибтехэнерго» в соответствии с нормативными документами (п. 1.4 стандарта), в том числе указанными в Договоре,

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» часть 1 «Общие требования»;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» часть 2 «Строительное произ¬водство»;

- ИОТ-52 «Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте» СТЭ 2014г;

РД 34.70.110-92 «Правила организации пусконаладочных работ на тепловых электрических станциях».

ПБ 10-574-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов».

В соответствии с п.199 раздела III Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее - ФНП) продолжительность проведения наладочных работ определяется программой в зависимости от сложности оборудования.

Пуск оборудования для проведения пусконаладочных работ осуществляется в порядке, установленном программой совместно эксплуатирующей организацией и наладочной организацией после проверки, в т.ч.:

а) наличия и исправности контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и сигнализации, предусмотренных требованиями технических регламентов, проекта и настоящих ФНП;

б) наличия обученного обслуживающего персонала, прошедшего проверку знаний, и аттестованных специалистов;

На момент инцидента 28.10.2018. работы по рабочей программе А.4.1.6. «Пуска котла Е-230-13,8-560 на мазуте и проведения ВХО» (далее - РП № А.4.1.6.) были завершены АО «Сибтехэнерго», что подтверждается актом о проведении водно-химической очистки котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст. №1 Сахалинская ГРЭС-2 от 06.10.2018г., который подписан уполномоченными представителями сторон.

Изложенное свидетельствует о том, что , что дальнейшие пуски котельного оборудования для выполнения ПНР на турбинном оборудовании, должны были производиться не по РП № А.4.1.6., а в соответствии с действующими (временными и/или заводскими) инструкциями по эксплуатации котла, а именно по Инструкции по эксплуатации котлоагрегата Е-230-13,8-560 КБТ Б.2.6. ,что относится ответственности эксплуатирующей организации и эксплуатационного персонала ПАО «Сахалинэнерго», ввиду его ссылка административного органа на нарушение заявителем РП № А.4.1.6. в данном случае неправомерна и доводы административного органа со ссылкой на акт №1 расследования причин инцидента, произошедшего 28.10.2018г., составленного ПАО «РусГидро»,не принимаются, заявитель на акт направлял письмо № 600-3022 от 03.12.2018 по нарушениям, указанным в акте.

Относительно обеспечения обществом соблюдения требования о наличия и исправности контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и сигнализации, предусмотренных требованиями технических регламентов, проектами и ФНП (п.п. «а» п.199 ФНП) нарушение обществом указанной нормы административным органом не доказано, поскольку исходя из представленных доказательств, все контрольно-измерительные приборы на котлоагрегате №1 Сахалинской ГРЭС-2 в со­ответствии с проектной, технической документацией и требованиями ФНП были в наличии и находились в исправном и работоспособном состоянии, что подтверждается следующими актами:

акт приемки водяного экономайзера котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 04.06.2018г.;

акт приемки воздухоподогревателя котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 13.06.2018г.;

акт приемки мазутных форсунок котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 21.06.2018г.;

акт приемки экранных поверхностей нагрева котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Саха­линской ГРЭС-2 от 03.07.2018г.;

акт приемки пароперегревателя котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 07.07.2018г.;

акт приемки дымососа ДС-1А котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 10.07.2018г.;

акт приемки и обкатки дутьевого вентилятора ДВ-1Б котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 10.07.2018г.;

акт приемки дымососа ДС-1Б котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 12.07.2018г.;

акт приемки и обкатки дутьевого вентилятора ДВ-1 А котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 12.07.2018г.;

акт приемки шлаковой шахты с механизмами шлакоудаления котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 27.07.2018г.;

акт приемки газоходов и воздуховодов котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 12.08.2018г.;

акт приемки барабана с внутрибарабанными устройствами котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 15.08.2018г.;

акт приемки пылеугольных горелок котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 15.08.2018г.;

акт приемки пробоотборных устройств котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 15.08.2018г.;

акт приемки трубопроводов, опор и подвесок котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Саха­линской ГРЭС-2 от 17.08.2018г.;

акт проверки предохранительных устройств котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Саха­линской ГРЭС-2 от 18.08.2018г.;

акт приемки обмуровки и изоляции котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 20.08.2018г.;

акт проверки лестниц и площадок обслуживания котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 от 21.08.2018г.;

акт осмотра котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 с целью проверки возможности тепловых перемещений от 21.08.2018г.;

акт готовности котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 к первому роз­жигу от 22.08.2018г.

Наличие и исправность контрольно-измерительных приборов подтверждается актом го­товности котлоагрегата Е-230-13,8-560 ст.№1 Сахалинской ГРЭС-2 к первому розжигу от 22.08.2018г.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что наладку защит, блокировок и автоматических регуляторов котлоагрегатов, в соответствии со своим договором с Генподрядчиком, осуществляло ЗАО «Интеравтоматика».

Защиты, относящиеся к инциденту, были проверены и находились в работоспособном со­стоянии, что подтверждается протоколами проверки защит № №52,53.

По п.п. «б» п.199 ФНП об обеспечении наличия обученного обслуживающего персонала, прошедшего проверку знаний, и аттестованных специалистов нарушения в действиях заявителя не усматривается.

При этом суд исходит из следующего. АО «Сибтехэнерго» является членом СРО «Ассоциация Региональное отраслевое объеди­нение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Сибирского региона» с 01.07.2017, в том числе в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).

В соответствии с действующим законодательством, СРО обязаны проводить периодиче­ские проверки на предмет соответствия членов СРО требованиям законодательства.

Документами, регламентирующими работу по поддержанию и повышению квалификации персонала АО «Сибтехэнерго» являются «Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики российской феде­рации», утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации №49 от 19 февраля 2000 г. (далее - Правила); «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов орга­низаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомно­му надзору», утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №37 от 29 января 2007 г. (далее - Положение) Стандарт организации СТО 600.082-2015 «Положение об аттестации работников, подлежащих аттестации по правилам, устанавливаемым Федеральной службой по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору», утверждено Приказом АО «Сибтехэнерго» №57П от 16.04.2015. (далее - Положение).

В Правилах изложены требования к формам и содержанию деятельности организаций по обеспечению и постоянному контролю готовности работников к выполнению возложенных на них функций, а также непрерывному повышению их квалификации. Положения определяют порядок проведения проверок знаний ФНП, порядок организации работы комиссий и порядок аттестации членов комиссий в организации.

В соответствии с данными правилами, работа с персоналом включает следующие направ­ления:

Проведение инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по безопасности труда, а также инструктаж по пожарной безопасности).

Первичная и периодическая проверка знаний норм и правил по охране труда, пра­вил технической эксплуатации (далее - ПТЭ), правил пожарной безопасности (далее - ППБ) и других норм и правил (включая правила Промышленной безопасности).

Повышение квалификации на курсах переподготовки (по программам, в зависимо­сти от потребности подразделений).

Одним из основных способов контроля квалификации сотрудников является проверка знаний персонала в специально созданных комиссиях. При этом, в соответствии с действую­щими нормативными документами, члены комиссии проходят проверку знаний в подразделе­ниях Ростехнадзора.

Как указывает заявитель,у персонала АО «Сибтехэнерго» имеются все необходимые документы по промышленной безопасности в области А1 «Основы промышленной безопасности» и Б8 «Требования про­мышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением»:

Б.8.21. Эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганически­ми теплоносителями) на опасных производственных объектах

Б.8.22. Эксплуатация трубопроводов пара и горячей воды на опасных производственных объектах

Б.8.23. Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, на опасных производствен­ных объектах (далее - ОПО)

- Б.8.26. Деятельность, связанная с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажом (демонтажем), наладкой, обслуживанием и ремонтом (реконструкцией) оборудова­ния, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах.

Данные по образованию, проверке знаний и повышению квалификации руководителей фирмы и специалистов, работавших на объекте Сахалинской ГРЭС-2, приведены в справке о квалификации персонала АО «Сибтехэнерго», выполнявшего работы на объекте «Сахалинская ГРЭС-2» и предоставлены копии документов.

Данные по образованию, проверке знаний и повышению квалификации членов комиссий АО «Сибтехэнерго» приведены в справке по членам комиссий по проверке знаний персонала АО «Сибтехэнерго».

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель имеет обученный персонал, прошедший проверку знаний и аттестованных специалистов, доказательств отсутствия обученного персонала у заявителя административным органом не представлено, конкретные отсутствующие у заявителя специалисты , не прошедшие проверку знаний и не аттестованные , не указаны в постановлении.

При этом общество не может нести ответственность за отсутствие персонала у иных лиц. Между Заказчиком строительства и ПАО «Сахалинэнерго» был заключен договор на ока­зание услуг по оперативно-техническому управлению № СГРЭС-17/0028 от 04.12.2017 г. Согласно п. 2.1. договора № СГРЭС-17/0028 от 04.12.2017 г. (далее - договор ОТУ) ПАО «Сахалинэнерго» обязуется оказать услуги по Оперативно-техническому управлению Оборудо­ванием и несением нагрузки агрегатами электростанции Объекта, а Заказчик строительства обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Пунктом 4.1.1 договора ОТУ предусмотрено, что ПАО «Сахалинэнерго» обязуется обес­печить выполнение требования законодательства РФ в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Пунктом 4.1.3 договора ОТУ установлена обязанность ПАО «Сахалинэнерго» обеспечить оказание услуг подготовленным, обученным и прошедшим проверку знаний персоналом.

В соответствии с п.3.1 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ «Руководитель организации обязан организовать работу с персоналом согласно действующему законодательству и настоящим Правилам», что является обязанностью ПАО «Сахалинэнерго».

В соответствии с п.4.11 Правил «Подготовка специалистов и рабочих для строящихся, расширяемых, реконструируемых и технических перевооружаемых объектов должна осуществ­ляться с опережением сроков ввода этих объектов. При определении продолжительности подготовки должны учитываться теоретическое и практическое обучение (в том числе стажи­ровка на действующих энергоустановках), участие в пусконаладочных работах вводимого оборудования объекта».

Заявитель оказывал услуги по обучению персонала Заказчика строительства (АО «Саха­линская ГРЭС-2») в соответствии с разделом 5 Технического задания Договора № 18.600.02/12/СХГР/18-4841 от 21.08.2018г. между АО «Сибтехэнерго» и АО «ТЭК Мосэнерго»,стогасно которому выполнение программы по участию Исполнителя в подготовке предусматривает три основных последовательных этапа:

Подготовка материалов для семинарских занятий, включая тезизы лекций (слайды), технологические схемы из инструкций и альбома схем;

Непосредственное проведение семинаров с участием персонала Заказчика строительст­ва и специалистов АО «Сибтехэнерго (п.5.1);

Практическая совместная работа специалистов АО «Сибтехэнерго» и персонала строи­тельства при выполнении ПНР, включая процедуры:

- входной контроль и приемка из монтажа в наладку, индивидуальная наладка и регла­ментные испытания оборудования;- поузловая приемка и наладка;

- пробные пуски технологических систем и агрегатов,

- комплексное опробование строительно-монтажной готовности блока в целом,

- режимная наладка агрегатов и технологических систем,

- гарантийные испытания блока.

Данное обучение не заменяет проверку знаний, стажировку, дублирование, допуск к самостоятельной работе, что находится в компетенции ПАО «Сахалинэнерго» в соответ­ствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ (разделы 7 «Стажировка», 8 «Проверка знаний норм и правил», 9 «Дублирование», 10 «Допуск к самостоятельной работе» Правил).

Относительно нарушений по п.п. «в», «к», «п» п.218 ФНП.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила про­мышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (далее - ФНП), выделяют лиц, закрепляя за ними определенные требования:

Согласно пункту 218 ФНП организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо, в частности, соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, других федеральных законов, а также названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности (подпункт "а" пункта 218 ФНП ).

Таким образом, частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пунктом 5, подпунктом "а" пункта 6, подпунктом "а" пункта 218 ФНП N 116 на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в качестве одного из требований промышленной безопасности возложена обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, других федеральных законов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Так как п.п. в), к), п) п.218 ФНП устанавливают требования к эксплуатирующей органи­зации, которой заявитель не является, ввиду чего не может быть субъектом вменяемого нарушенияпо п.п. в), к), п) п.218 ФНП.

В соответствии с приложением 1 к ФНП эксплуатирующая организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее эксплуатацию ОПО, на котором используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением (источник повышенной опасности), в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника повышенной опасности).

Организация, осуществляющая эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуати­рующая организация), должна обеспечить содержание оборудования под давлением в исправ­ном состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях в соответствии с ФНП эксплуатирующая организация (ПАО «Сахалинэнерго») должна была выполнить требования, предусмотренные п.п. в, к, п п.218 ФНП.

П.п. «в» п.218 ФНП предусматривает наличие необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе.

АО «Сибтехэнерго» выполняет пусконаладочные работы, а не является эксплуатирующей организацией и, соответственно, предоставление обслуживающего персонала не может входить в обязанности АО «Сибтехэнерго». АО «Сибтехэнерго» не вправе проверять квалификацию и определять необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих),поскольку это относится к компетенции эксплуатирующей организации- ПАО «Сахалинэнерго».

Согласно п. 52.2 договора № СГРЭС-15/0002 от 23.01.2015 г. на строительство 1-й очере­ди Сахалинской ГРЭС-2, заключенного между АО «ТЭК «Мосэнерго» (Генподрядчик) и АО «Сахалинская ГРЭС-2» (Заказчик строительства) предоставление обслуживающего персонала является обязанностью Заказчика строительства.

Также, между Заказчиком строительства и ПАО «Сахалинэнерго» был заключен договор на оказание услуг по оперативно-техническому управлению № СГРЭС-17/0028 от 04.12.2017 г.

Согласно п. 2.1. договора № СГРЭС-17/0028 от 04.12.2017 г. (далее - договор ОТУ) ПАО «Сахалинэнерго» обязуется оказать услуги по Оперативно-техническому управлению Оборудо­ванием и несением нагрузки агрегатами электростанции Объекта, а Заказчик строительства обязуется принять и оплатить оказанные услуги. П.4.1.1 договора ОТУ предусмотрено что ПАО «Сахалинэнерго» обязуется обеспечить выполнение требования законодательства РФ в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности. П. 4.1.3 договора ОТУ установлена обязанность ПАО «Сахалинэнерго» обеспечить оказание услуг подготовленным, обученным и прошедшим проверку знаний персоналом.

Ввиду изложенного оснований для возложения эксплуата­цию Сахалинской ГРЭС-2 к обязанностям АО «Сибтехэнерго» не имеется, обратного из материалов дела не следует.

П.п. «к» п.218 ФНП предусматривает соблюдение требования изготовителя, установленные ру­ководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты»

Требования изготовителя котлоагрегата были полностью соблюдены, что подтверждается самим изготовителем, поскольку проведение испытаний было разрешено им в журнале заявок (копии стр.31,32). Разрешение на проведение испытаний было дано также Генподрядчи­ком и Заказчиком строительства.

На момент инцидента проводились работы по Программе пробного пуска паровой турби­ны ст. №1 К-60-12,8.,что подтверждается записью в общем журнале работ от 26.10.2018г. На этот момент работы по Рабочей программе пуска котла Е-230-13,8-560 на мазуте и проведения ВХО А.4.1.6 были завершены, что подтверждается актом от 06.10.2018г.

Как указывает заявитель, по его мнению, к инциденту привели неправильные действия оперативного персонала АО «Сахалинэнер­го» и нарушения ими Инструкции по эксплуатации котлоагрегата Е-230-13,8-560 КБТ Б.2.6., а именно:во время растопки котлоагрегата не контролировался уровень в барабане котла по водоуказательной колонке (прибор прямого действия).Не проводилась продувка водоуказательной колонки во время растопки (п. 5.1.16 Инст­рукции). При продувке нижних точек котла не были закрыты дренажи (п.5.1.17 Инструкции), что привело к сливу воды из котла и явилось основной причиной инцидента. Данные моменты были отражены АО «Сибтехэнерго» в особом мнении к акту от 28.10.2018г., оформленному ПАО «РусГидро».

П.п. «п» п.218 ФНП указывает на необходимость обеспечить в соответствии с проектной, технической, до­кументацией и требованиями ФНП, наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудова­ния под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собст­венного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в с требования­ми ФЗ «Об обеспечении единства измерений»»

Протоколами проверки № 1 К/140, 1 К/141, 1 К/142 подтверждается нахождение всех контрольно-измерительных приборов на котлоагрегате №1 Сахалинской ГРЭС-2 в со­ответствии с проектной, технической документацией и требованиями ФНП в исправном и работоспособном состоянии.

АО «Сибтехэнерго» имеет полномочия по выполнению работ по метрологии, что под­тверждается сертификатом о регистрации аккредитирующего органа № 34-1.1.С от 04.09.2015г. (дейст­вителен до 04.09.2020г.), который удостоверяет, что Региональное подразделение Головной организации метрологической службы электроэнергетики (РП ГОМС) АО «Сибтехэнерго» зарегистрировано в качестве аккредитующего органа по проведению аккредитации Базовых организаций и организаций метрологической службы и метрологических служб предприятий и организаций энергетики на право калибровки средств измерений, калибровки и метрологиче­ской аттестации измерительных каналов ИИС.

Имеющееся свидетельство о регистрации № 023039 от 13.08.2018 г. (действительно до 13.08.2023) удостоверяет, что АО «Сибтехэнерго» соответствует требованиям Российской системы калибровки, требованиям ГОСТ ИСО / МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и внесено в Реестр Российской системы калибровки.

Учитывая изложенное, наличие в действиях состава правонарушения является недоказанным, материалами дела подтверждается принятие обществом всех необходимых меры по со­блюдению правил и норм промышленной безопасности, кроме того заявитель не является ни головной пуско-наладочной организацией, ни организацией эксплуатирующей опасные производственные объекты, в связи с чем не является субъектом правонаруше­ния.

В части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание, в том числе его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, административному органу необходимо доказать, что именно АО «Сиибтехэнерго» совершило данное административное правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обжалуемое административным органом постановление о привлечении общества к административной ответственности принято при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств наличия вины в совершении вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Сахалинского управление Ростехнадзора № 05-31/66-328 от 26.02.2019.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

И.А. Рубекина