ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-8778/11 от 11.07.2011 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

дело № А45-8778/2011

  резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011 года

решение изготовлено в полном объёме 15 июля 2011 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Литвиновой К.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Кулигиной Юлии Николаевны (город Новосибирск)

к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (город Новосибирск)

третье лицо закрытое акционерное общество «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» (город Новосибирск)

о признании незаконным постановления

при участии в судебном заседании представителей

заявителя: Калинин М.С. по доверенности

заинтересованного лица: Куторгина М.Г. по доверенности

третьего лица: не явился, извещён

установил

Кулигина Юлия Николаевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 20.05.2011.

Оспариваемым постановлением прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства».

Как утверждает Кулигина Юлия Николаевна, при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены правила подведомственности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Закрытое акционерное общество «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства», надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив доводы заявления и отзыва на него, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления. При этом суд исходит из следующего.

В адрес регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 18.11.2010 поступило заявление Кулигиной Юлии Николаевны.

В указанном заявлении акционер закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» Кулигина Юлия Николаевна сообщила о нарушениях обществом требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, касающихся проведения общего собрания акционеров по итогам 2009 года.

В жалобе сообщается, что решения, принятые на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года, а также итоги голосования на указанном собрании оглашены не были. В десятидневный срок с момента составления прокола об итогах голосования соответствующая информация до сведения Кулигиной Юлии Николаевны доведена не была.

По указанной причине Кулигина Юлия Николаевна просила провести проверку соблюдения требований федерального законодательства при проведении общего собрания акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» и привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе на основании поступившего заявления было принято решение о проведении проверки деятельности закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства».

Проверка проводилась в период с 26.11.2010 по 21.01.2011 в соответствии с поручением заместителя руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе от 26.11.2010.

По результатам проверки закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе было установлено следующее.

Кулигина Юлия Николаевна была зарегистрирована для участия в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года и согласно представленным закрытым акционерным обществом «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» копиям бюллетеней для голосования на годовом общем собрании акционеров общества принимала участие в указанном собрании.

По правилу пункта 1 статьи 62 федерального закона «Об акционерных обществах» по итогам голосования счётная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счётной комиссии или лицом, выполняющим её функции. Протокол об итогах голосования составляется не позднее трёх рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приёма бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.

В силу пункта 4 статьи 62 федерального закона «Об акционерных обществах» решения, принятые общим собранием акционеров, а также итоги голосования оглашаются на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся до сведения лиц, включённых в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, не позднее десяти дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчёта об итогах голосования.

Таким образом, названной нормой установлена обязательность доведения до сведения определённого круга лиц решений, принятых общим собранием акционеров, а также итогов голосования.

При этом данная норма предусматривает две возможные формы выполнения указанного требования:

оглашение решений, принятых общим собранием акционеров, а также итогов голосования на общем собрании акционеров (в данном случае такие сведения будут доведены только до тех лиц, которые приняли участие в общем собрании акционеров);доведение решений, принятых общим собранием акционеров, а также итогов голосования до сведения лиц, включённых в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в форме отчёта об итогах голосования.Из информации, содержащейся в письме общества от 13.12.2010, следует, что протокол об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года не составлялся.

Протокол годового общего собрания акционеров общества по итогам 2009 года от 20.10.2010 № 2/2010 содержит информацию о том, что решения, принятые на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года, и итоги голосования по ним оглашались на указанном общем собрании.

Таким образом, с одной стороны Кулигина Юлия Николаевна сообщила, что решения, принятые на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года, итоги голосования по ним до неё доведены не были, с другой стороны обществом были представлены документы, содержащие информацию о том, что указанные решения и итоги голосования по ним оглашались на самом собрании.

При таких условиях, как пояснил представитель заинтересованного лица в процессе судебного разбирательства, региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе не пришло к однозначному выводу о тождественности изложенного в жалобе Кулигиной Юлии Николаевны и представленных обществом документах с событиями, действительно имевшими место на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года.

По результатам проверки в связи с наличием данных, указывающих на не оглашение на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года решений, принятых на указанном собрании, а также итогов голосования, и не доведение их в десятидневный срок с момента составления протокола об итогах голосования до сведения Кулигиной Юлии Николаевны, региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе было принято решение о возбуждении в отношении закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» дела об административном правонарушении по части 10 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

По правилу части 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

В силу части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» было возбуждено на основании определения от 21.03.2011, вынесенного начальником отдела контроля эмитентов регионального отделения Смотровым В.Ю.

Данное должностное лицо уполномочено на составление протокола об административном правонарушении (часть 1, часть 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 12.11.2004 № 04-936/пз-н).

В процессе административного расследования было установлено следующее.

По показаниям свидетеля Полянина Евгения Анатольевича, он принимал участие в годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года с момента открытия данного собрания и по момент его закрытия. С его слов решения, принятые на указанном собрании, и итоги голосования были оглашены на самом собрании.

По показаниям свидетеля Аверьянова Александра Анатольевича, он принимал участие в годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года с момента открытия данного собрания и по момент его закрытия. С его слов решения, принятые на указанном собрании, и итоги голосования на самом собрании не оглашались. Иными способами решения, принятые на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2009 года, и итоги голосования до его сведения не доводились.

Представителем Кулигиной Юлии Николаевны Пищуком С.А. в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе была представлена видеозапись годового общего собрания акционеров общества по итогам 2009 года.

Однако, как пояснил представитель заинтересованного лица, данная видеозапись не подтверждает не оглашение на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года решений, принятых на указанном собрании, а также итогов голосования.

Видеозапись данного собрания окончена ранее, чем акционеры, принимавшие участие в указанном собрании передали лицу, осуществлявшему функции счётной комиссии общества, бюллетени для голосования, а лицо, осуществлявшее функции счётной комиссии общества на указанном собрании, приступило к подсчёту голосов.

Также в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе была представлена факсимильная копия заявления Бабинцева Сергея Вячеславовича от 11.05.2011, являвшегося председателем годового общего собрания акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года. В своём заявлении Бабинцев Сергей Вячеславович сообщил, что итоги голосования и все решения, принятые на данном собрании, были оглашены и доведены до сведения всех акционеров, присутствовавших на собрании, непосредственно на самом собрании.

Таким образом, на факт не оглашения на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года решений, принятых на указанном собрании, а также итогов голосования, указывают сведения, изложенные в жалобе Кулигиной Юлии Николаевны, и показания свидетеля Аверьянова Александра Анатольевича.

Видеозапись указанного собрания данный факт не подтверждает.

Факт оглашения на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года решений, принятых на указанном собрании, подтверждается соответствующей записью, сделанной в протоколе данного собрания, показаниями свидетеля Полянина Евгения Анатольевича, а также информацией, изложенной в заявлении председателя указанного собрания Бабинцева Сергея Вячеславовича.

При таких условиях региональное отделение пришло к выводу, что факт не оглашения на годовом общем собрании акционеров закрытого акционерного общества «Сибирский научно-исследовательский институт транспортного строительства» по итогам 2009 года решений, принятых на указанном собрании, является недоказанным.

В этой связи региональным отделением было признано не доказанным наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам административного расследования, установив отсутствие события административного правонарушения, должностное лицо, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, вынесло постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Данное процессуальное действие административного органа признаётся судом соответствующим положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что региональное отделение обязано было по окончании административного расследования передать дело на рассмотрение в суд общей юрисдикции, судом проверен и признан необоснованным.

Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

Вместе с тем согласно части 6 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Таким образом, при имеющих место по делу обстоятельствах административное расследование могло завершиться либо составлением протокола об административном правонарушении и направлением дела в суд общей юрисдикции, либо вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Следуя части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Кроме того, часть 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях императивно предписывает, что при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, до передачи дела на рассмотрение выносит постановление о прекращении производства по делу.

С учётом изложенного суд не находит оснований для признания вынесенного региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе постановления незаконным.

Поскольку оспариваемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении требованиям действующего законодательства Российской Федерации не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных по делу требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА