ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9165/15 от 01.07.2015 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е                                                                                                               

     г. Новосибирск

04 июля 2015 года                                                    Дело № А45-9165/2015  

Резолютивная часть решения оглашена  01 июля 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено  04 июля 2015 года

       Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коряковцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Строительной Комплектации", г. Бердск

к Администрации города Бердска Новосибирской области, г.Бердск

 о признании незаконным бездействия,  отказов в выдаче градостроительного плана

при участии представителей сторон:

истца – Хаустов А.А. по доверенности № 1 от 12.01.2015, паспорт; Карпенко Г.А. по доверенности № 17 от 01.04.2015, паспорт

ответчика – Попова О.В. по доверенности № 48/01-01-21 от 05.08.2014, паспорт; Колесникова А.П. по доверенности № 08/01-01-21 от 06.02.2015, паспорт

     Общество с ограниченной ответственностью "Центр Строительной Комплектации"  (далее - Общество, ООО «ЦСК», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации города Бердска Новосибирской области (далее – администрация, заинтересованное лицо)  по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60 и обязании Администрацию города Бердска Новосибирской области подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60, расположенного в Новосибирской области г. Бердск, в районе восточной границы садоводческого товарищества «Ветеран»;  о признании незаконными: отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:349, выраженный в виде уведомления №УГ-0086-15/7 от 12.02.2015.; отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:350 выраженного в виде уведомления №УГ-0087-15/8 от 12.02.2015г; отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:351,  выраженный в виде уведомления №УГ-0092-15/11 от 12.02.2015; отказ  Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:352 , выраженный в виде уведомления №УГ-0091-15/10 от 12.02.2015; отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:353,  выраженный в виде уведомления №УГ-0090-15/9 от 12.02.2015; отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:354,  выраженный в виде уведомления №УГ-0089-15/5 от 12.02.2015; отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:355, выраженный в виде уведомления №УГ-0088-15/6 от 12.02.2015г и обязании Администрацию города Бердска Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем  подготовки и выдачи обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительных планов земельных участков, расположенных в Новосибирской области г. Бердск, жилой район «Раздольный» с кадастровыми номерами 54:32:010822:349, 54:32:010822:350,  54:32:010822:351, 54:32:010822:352, 54:32:010822:353, 54:32:010822:354, 54:32:010822:355.

 В процессе рассмотрения дела заявитель  обратился с  заявлением  об отказе от иска, в части требований о признании незаконным бездействия Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60 и обязании Администрацию города Бердска Новосибирской области подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60, расположенного в Новосибирской области г. Бердск, в районе восточной границы садоводческого товарищества «Ветеран».

    В рассматриваемом случае отказ  истца от своих требований  не противоречит закону и не нарушает права других лиц, а потому в порядке ст.49 АПК РФ  принимается судом.

  Указанное обстоятельство служит основанием для прекращения производства по делу в части требований о признании незаконным бездействия Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60 и обязании Администрацию города Бердска Новосибирской области подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60, расположенного в Новосибирской области г. Бердск, в районе восточной границы садоводческого товарищества «Ветеран», в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 В судебном заседании представитель заявителя  поддержал уточненные требования, по основаниям,  изложенным в заявлении возражениях на отзыв.

Представитель Администрации города Бердска Новосибирской области  заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях.

 В судебном заседании 29 июня 2015 года, в соответствии со статьями 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до  01 июля 2015 года.  

Рассмотрев имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле,  суд               

                                            УСТАНОВИЛ:

29.01.2015 в администрацию города Бердска поступили заявления ООО «ЦСК» о выдаче градостроительных планов 7 земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010822:349, 54:32:010822:350, 54:32:010822:351, 54:32:010822:352, 54:32:010822:353, 54:32:010822:354, 54:32:010822:355.

02.02.2015 администрацией  в  адрес Общества направлены уведомления об отказе в подготовке и выдачи  градостроительных планов №УГ-0087-15/5 от 12.02.2015, №УГ-0087-15/6 от 12.02.2015, №УГ-0087-15/7 от 12.02.2015 ,№УГ-0087-15/8 от 12.02.2015, №УГ-0087-15/9 от 12.02.2015 №УГ-0087-15/10 от 12.02.2015 ,№УГ-0087-15/11 от 12.02.2015.

  Отказы мотивированы ссылкой на п.п.6 п. 15 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа», утвержденного постановлением администрации города Бердска  от 17.10.2014г. №3764 (далее Административный регламент),  а именно: графа 17 кадастровой выписки о земельном участке «Характер сведений государственного кадастра недвижимости (статус записи о земельном участке)» содержит информацию, что сведения о земельном участке носят временный характер.

  Общество, не согласившись с отказами в предоставлении муниципальной услуги, изложенными в  уведомлениях, обратилось в суд с настоящим заявлением.

   Исследовав обстоятельства спора в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, изучив доводы заявления и отзыва на него,  суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

По смыслу приведенных норм подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены основания, позволяющие органу местного самоуправления принять решение об отказе в выдаче градостроительного плана застроенного или предназначенного для строительства земельного участка.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

   Понятие «временный характер» сведений о земельном участке, на который ссылается заинтересованное лицо, используется в законодательстве о кадастровом учете недвижимости при образовании объектов недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, установлено, что "временный" статус кадастровых сведений о земельном участке изменяется на "учтенный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные земельные участки.

Таким образом, «временный характер» применяется в отношении образованных земельных участков, которые состоят на временном учете в государственном кадастре недвижимости и на которые еще не зарегистрировано право собственности или иное вещное право. При этом земельный участок обладает всеми необходимыми индивидуализирующими признаками, которые включены в общедоступный государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, термин «временный характер» в отношении земельного участка учтенного в государственном кадастре недвижимости, применяется в первую очередь для информирования пользователей государственного кадастра недвижимости о порядке его возникновения, т.е. такие сведения относятся к вопросу о правообладателе.

Однако для целей планировки территорий (Глава 5 Градостроительного кодекса РФ) не является препятствием наличие или отсутствие зарегистрированных вещных прав на земельные участки, не имеет значения кому и на каком основании принадлежат земельные участки, входящих в такую территорию, временность сведений.

На момент рассмотрения  заявления Общества  все требуемые  сведения указаны в кадастровом паспорте.

Как указывал в судебных заседаниях заявитель,  он в настоящее время   желает в  целях экономии денежных средств, государственных пошлин, времени  получить градостроительные планы  земельные   участки 54:32:010822:349, 54:32:010822:350, 54:32:010822:351, 54:32:010822:352, 54:32:010822:353, 54:32:010822:354,  54:32:010822:355, образованные  им  путем раздела   принадлежащего ему   на праве собственности земельного участка 54:32:010822:183, предназначенного   для   жилой застройки.

Согласно части 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образованные в результате раздела земельные участки.

 Возможность дальнейшего изменения таких сведений, аннулирования,  проблем  в получении разрешений на строительство,  на которые ссылалась Администрация  в устных пояснениях по делу,   относится к предпринимательским рискам  Общества и  не является основанием для   отказа о выдаче градостроительного плана.    

Требования к составлению и содержанию градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) отражены в ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой ГПЗУ не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства.

Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность заявителя обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.  При этом для подготовки ГПЗУ не имеет значение,  кто владеет земельным участком.

 Отказ же заинтересованного лица в подготовке ГПЗУ в связи с наличием информации, что сведения о земельном участке носят временный характер, по сути, приводит к возложению на заявителя дополнительных обязанностей по оформлению земельных участков,  противоречит ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.

В силу статей 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53  Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.

Анализ положений ст.44  Градостроительного кодекса Российской позволяет прийти к выводу о том, что градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Как указано в определении Верховного Суда РФ от 10.09.2014 N 18-КГ14-96 часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства. Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Поскольку градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности Обществом.

Из положений подпунктов 4, 5 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, частей 4 статьи 3, частей 1 - 3 статьи 44, части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью органа местного самоуправления. Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2013 N 6-КГ12-11.

При этом названные нормы не предусматривают возможности отказа в выдаче градостроительного плана по причине, указываемой Администрацией в оспариваемых уведомлениях.

Возможность отказа в предоставлении градостроительного плана ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена, исходя из  императивного характера положений части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Доводы Администрации г. Бердска   о том, что  Административный регламент не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации,  не признан незаконным и подлежит обязательному применению на территории города Бердска,  судом отклоняются,  поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения закрепленной этим законом обязанности должны быть предусмотрены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

В связи с изложенным,  положения  п.п.6 п.15 раздела Административного регламента не соответствуют части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поэтому на основании части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора, в связи с чем соответствующие доводы подлежат отклонению. Аналогичные  выводы содержатся в материалах судебной практики: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2013 по делу N А74-1910/2013и др.

Кроме того, согласно  Решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 N АКПИ12-290 по спору о соответствии закону формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207.  Верховный Суд Российской Федерации также пришел к выводу, что в силу частей 1 и 2 статьи 44, статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного  лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Утвержденная Министерством регионального развития Российской Федерации форма плана градостроительного участка, предусматривающая строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица и, соответственно, указание их фамилии, имени, отчества и наименования, отражает лишь факт поступления обращения и никаких предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, не содержит, что согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

  По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований.

Руководствуясь статьями 110, 150 (пункт 4 части 1),  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                    Р Е Ш И Л :

Принять отказ от иска в  части требований о признании незаконным бездействия Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60 и обязании Администрацию города Бердска Новосибирской области подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:60, расположенного в Новосибирской области г. Бердск, в районе восточной границы садоводческого товарищества «Ветеран»,  производство по делу в данной части прекратить.

  Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:349, выраженный в виде уведомления №УГ-0086-15/7 от 12.02.2015г.

 Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:350 выраженного в виде уведомления №УГ-0087-15/8 от 12.02.2015г.

Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:351,  выраженный в виде уведомления №УГ-0092-15/11 от 12.02.2015г.

Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:352 , выраженный в виде уведомления №УГ-0091-15/10 от 12.02.2015г.

Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:353,  выраженный в виде уведомления №УГ-0090-15/9 от 12.02.2015г.

Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:354,  выраженный в виде уведомления №УГ-0089-15/5 от 12.02.2015г.

Признать незаконным отказ Администрации города Бердска Новосибирской области по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 54:32:010822:355, выраженный в виде уведомления №УГ-0088-15/6 от 12.02.2015г.

Обязать Администрацию города Бердска Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем  подготовки и выдачи обществу с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» (ИНН 5404269694) градостроительных планов земельных участков, расположенных в Новосибирской области г. Бердск, жилой район «Раздольный» с кадастровыми номерами 54:32:010822:349, 54:32:010822:350,  54:32:010822:351, 54:32:010822:352, 54:32:010822:353, 54:32:010822:354, 54:32:010822:355.

Взыскать с Администрации города Бердска Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр Строительной Комплектации» расходы по уплате государственной пошлины в размере 21000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр Строительной Комплектации" из федерального бюджета государственную пошлину в  размере 3000 руб.

После  вступления  решения в законную силу выдать исполнительный  лист и справку на возврат государственной пошлины.

Решение  суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия  в  Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Судья

И.А. Рубекина