АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новосибирск Дело № А45-9426/2015
сентября 2015 года
резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2015 года
решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2015 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Юшиной В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефремовой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт», г. Новосибирск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
о признании незаконным постановления от 28.04.2015 № 05-24А
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2014 (после окончания перерыва представитель не явился)
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № СГ\5 от 12.01.2015
Заявление подано Государственным автономным образовательным учреждением Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт» (далее - заявитель, Учреждение) в арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС по НСО, Управление) с требованием отменить постановление о назначении административного наказания №05-24А от 28.04.2015.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 01 сентября 2015 года до 08 сентября 2015 года.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявитель считает, что в действиях Учреждения отсутствует такой признак административного правонарушения как «противоправность», следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
УФАС по НСО в удовлетворении заявленных требований просит отказать в по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
По мнению УФАС по НСО, вина юридического лица, выражается в непринятии всех необходимых и требуемых законом мер для соблюдения требований законодательства о закупке товаров. Учреждение не представило каких-либо доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства, а также объективной невозможности исполнения этих требований, что свидетельствует об отсутствии со стороны юридического лица надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей. Следовательно, в действиях Учреждения содержаться признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Как видно из материалов дела, Управлением при осуществлении контроля за исполнением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. №908 (далее – Положение), установлено, что Учреждением были нарушены требований пункта 14 указанного Положения.
Пункт 14 указанного Положения№908 о размещении информации определяет, что размещение Плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течении 10 календарных дней с даты утверждения плана и внесение в него изменений.
Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Датой публикации Учреждением на официальном сайте РФ в сети Интернет, для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, Плана закупок на 2015 год №2150105971 значиться 29.01.2015.
Усмотрев в действиях Учреждения состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи7.32.3 КоАП РФ, главным специалистом - экспертом отдела контроля органов власти УФАС по НСО был составлен протокол 20 марта 2015 года №05-24А об административном правонарушении, постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по НСО №05-24А от 28.04.2015 Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт» не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Исследовав представленные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом рассмотрения в деле об административном правонарушении является размещение Государственным автономным образовательным учреждением Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт» Плана закупок на 2015 год после даты 31 декабря 2014 года. В ходе рассмотрения дела контролирующий орган пришел к выводу, что размещение Плана закупок учреждения на 2015 год позднее 31 декабря предшествующего (2014) года является нарушением п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. №908.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке.
В соответствии с абз.2 п. 14 Постановления № 908, «размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года». Из буквального толкования этой нормы следует, что размещение Плана закупок в любой день текущего календарного годане является нарушением срока размещения Плана закупок.
Упомянутая правовая норма не содержит прямого указания на то, что размещению до 31 декабря подлежит План закупок на предстоящий (будущий, следующий) год. Толковать данную норму расширительно недопустимо, так как она устанавливает срок выполнения определенной обязанности.
Постановление № 908 не разрешает вопрос о том, какой именно План закупок надлежит опубликовать до 31 декабря текущего года – на текущий год или на предстоящий, следовательно, заказчик может сделать и то, и другое. Других нормативно - правовых актов, регулирующих вопрос размещения плана закупок по ФЗ №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не принято.
В обоснование своей позиции, УФАС по НСО ссылается, на то, что составление планов закупок на текущий год не соответствует целям планирования и принципу информационной открытости закупки. Однако, Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке допускает внесение изменений в план закупок и устанавливает обязанность по их опубликованию в течение 10 дней. Следовательно, Заказчик может в любой момент изменить свои намерения относительно покупки товаров, работ, услуг, разместить соответствующую информацию на официальном сайте (следуя принципу информационной открытости), сделав ее общедоступной, и ничьи права при этом, нарушены не будут. Тогда как, УФАС по НСО полагает, что внесение изменений в план закупок на текущий период не будет соответствовать целям планирования.
Принцип информационной открытости реализуется в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актах путем установления для Заказчиков обязанности по размещению на официальном сайте полной и достоверной информации о своей закупочной деятельности. План закупок товаров, работ, услуг Заявителя - документ, отражающий намерения заказчика на будущее время - на официальном сайте размещен 29.01.2015г. этот факт никем не оспаривается, следовательно, принцип информационной открытости не нарушен.
Свойственное для контролирующего органа понимание ограничивает возможности заказчиков, которые начинают применять Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не с начала календарного года. Такие заказчики могут принять свое Положение о закупках, но не имеют возможности разместить план закупок на текущий год. А в текущем году могут разместить план закупок только на следующий год. В результате, применять в своей деятельности Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» такие заказчики не смогут, даже будучи охвачены его сферой деятельности.
Суд считает, вывод УФАС по НСО о том, что заказчик обязан составлять план закупок на следующий год (иной период не менее чем 1 год) до 31 декабря текущего календарного года, не состоятельным, поскольку сделан без учета связи рассматриваемой правовой нормы с другими правовыми нормами, регулирующими данные правоотношения, руководствуясь только собственным толкованием термина «план закупок» и принципа информационной открытости, при этом не ссылаясь ни на нормы права, ни даже на материалы сложившейся судебной или административной практики.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках) основными целями его регулирования являются своевременное и полное удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах (работах, услугах), а также эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров (работ, услуг), развитие добросовестной конкуренции.
Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Частью 4 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд не усматривает признаков вины юридического лица в совершении административного правонарушения, считает, что заявителем были приняты всех необходимые и требуемые законом мер для соблюдения требований законодательства о закупке товаров.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Заявителясостава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку, при размещении Плана закупок товаров (работ, услуг) Новосибирского государственного театрального института на 2015 год, противоправных нарушение срока размещения информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, допущено не было.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения административного органа незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 207-211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28.04.2015 № 05-24А «о назначении административного наказания Государственному автономному образовательному учреждению Высшего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский государственный театральный институт», г. Новосибирск и отменить.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | В.Н. Юшина |