ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9484/10 от 07.07.2010 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630102, город Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

http://novosib.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

дело № А45-9484/2010

резолютивная часть решения вынесена 07 июля 2010 года

решение изготовлено в полном объёме 14 июля 2010 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Поляковой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Поляковой В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов (город Новосибирск)

к отделу государственного пожарного надзора по Искитимскому району Главного управления МЧС России по Новосибирской области (город Искитим Искитимского района Новосибирской области)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил

Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления, вынесенного 15.04.2010 заместителем главного государственного инспектора Искитимского района Новосибирской области по пожарному надзору ФИО1, незаконным.

Оспариваемым постановлением Управление признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

По мнению заявителя, постановление подлежит признанию незаконным, поскольку Управление не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его проведения, явку своих представителей не обеспечили, что не препятствует дальнейшему движению дела (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав требования действующего законодательства, изучив доводы заявления и отзыва на него, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.

По существу спора судом установлено следующее.

В соответствии с планом проведения плановых проверок отделом государственного пожарного надзора по Искитимскому району Главного управления МЧС России по Новосибирской области в марте 2010 года была проведена плановая проверка по контролю за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности в помещениях судебных участков мировых судей Искитимского района, расположенных по адресу: Новосибирская область, город Искитим, микрарайон Южный, 49а, в отношении юридического лица - Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов.

По результатам проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

в нарушение пунктов 6.13*, 6.9* СНиП 21-01-97* второй этаж здания не обеспечен вторым эвакуационным выходом;в нарушение пункта 96 ППБ 01-03 не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, которые должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения регламентных работ. Работы техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту должны выполняться специально обученным персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору;в нарушение пункта 16 ППБ 01-03 не разработаны и не вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара; в нарушение пункта 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации из помещений первого судебного участка через лестницу третьего типа не оборудованы запорами, обеспечивающими людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа;в нарушение пункта 91 ППБ 01-03 не произведена перекатка пожарных рукавов в ПК- 7, ПК - 8 на новую скатку.Указанные нарушения правильно квалифицированы заинтересованным лицом по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации как нарушения требований пожарной безопасности.

Обстоятельства совершённого административного правонарушения зафиксированы в акте от 17.03.2010 № 491, составленном по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проведённой в отношении Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов.

06.04.2010 в отношении Управления был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

15.04.2010 заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Искитимского района Новосибирской области было рассмотрено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесено постановление о назначении Управлению по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актовадминистративного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Довод заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, судом проверен и признан необоснованным.

По правилу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов арендует помещения для размещения судебных участков мировых судей в здании по адресу: Новосибирская область, город Искитим, микрарайон Южный, 49а, по договору аренды, заключённому 22.11.2007 с федеральным государственным унитарным предприятием «Новосибирский завод искусственного волокна».

Пунктом 2.2.4 договора предусмотрена обязанность арендатора следить за нормальным функционированием и техническим состоянием противопожарной сигнализации.

Пунктом 2.2.5 договора установлено, что арендатор обязан соблюдать правила пожарной безопасности, действующие в отношении видов деятельности арендатора и арендуемого им объекта.

Таким образом, именно Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов является лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности в арендуемых им для размещения судебных участков мировых судей в здании по адресу: Новосибирская область, город Искитим, микрарайон Южный, 49а, помещениях.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313.

В силу пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

Таким образом, для соблюдения правил пожарной безопасности необходимо предусматривать выполнение всего комплекса противопожарных мероприятий, в том числе и капитального характера, требуемых для конкретного объекта.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 федерального закона «О пожарной безопасности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, за нарушение требований пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Материалами дела подтверждается, что в настоящее время здание по адресу: Новосибирская область, город Искитим, микрарайон Южный, 49а, фактически эксплуатируется для размещения судебных участков мировых судей Искитимского района, и данный факт не отрицается заявителем. Следовательно, Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов обязано соблюдать требования правил пожарной безопасности в занимаемых помещениях.

Доводы заявителя относительно того, что Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку в сентябре 2008 года истёк срок действия договора аренды нежилых помещений от 22.11.2007 и договор на новый срок заключён не был, судом во внимание не принимаются.

По правилу пункта 2 статьи 621 Гражданскою кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновлённым на тех же условиях на неопределённый срок.

При таких условиях суд полагает, что заинтересованным лицом правильно определён субъект административного правонарушения, каковым является арендатор помещений по адресу: Новосибирская область, город Искитим, микрарайон Южный, 49а, в лице Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов, и именно он отвечает за соблюдение правил противопожарной безопасности в арендуемом помещении.

Материалами дела подтверждается нарушение Управлением по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов правил пожарной безопасности в арендуемых помещениях.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных по делу требований.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из доказанности факта совершения Управлением по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов административного правонарушения и отсутствия нарушения порядка привлечения к административной ответственности.

Оспариваемым постановлением установлены все существенные обстоятельства события административного правонарушения, правильно определён состав правонарушения, в том числе его объективная сторона и субъект правонарушения, исследован вопрос вины субъекта административного правонарушения.

Доказательств того, что Управлением по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов принимались меры по соблюдению Правил пожарной безопасности, однако соблюдение правовых норм и правил оказалось невозможным в силу непреодолимых обстоятельств, заявителем не представлено.

Ссылка заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» в обоснование довода о запрете на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, не может быть принята во внимание судом.

Из указанного постановления следует, что для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закреплённым за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за исключением передачи в аренду.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

СУДЬЯ В.А. ПОЛЯКОВА