АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Новосибирск Дело № А45-9796/2009
25 мая 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2009,
Решение в полном объёме изготовлено 25.05.2009.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Куст Л.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Кустом Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г. Новосибирск,
к Открытому акционерному обществу «УРСА Банк», г. Новосибирск
к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 30.12.2008,
ФИО2, по доверенности от 30.12.2008,
привлекаемого лица – ФИО3, по доверенности от 31.12.2008,
ФИО4, по доверенности от 21.05.2009,
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее – РО ФСФР в СФО, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «УРСА Банк» (далее- банк, общество, привлекаемое лицо) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола № 247 от 30.04.2009.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Привлекаемое лицо против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 25.02.2009 по 25.03.2009 административным органом проведена плановая выездная проверка деятельности банка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки РО ФСФР в СФО выявлены нарушения ОАО «УРСА Банк» требований пунктов 2.15.3, 4.4.1 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 03.04.2007 N 07-37/пз-н, пунктов 2.3, 2.5, 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 21.03.2006 N 06-29/пз-н, о чем составлен акт № 51-09-07-04/3-АКР от 26.03.2009.
На основании акта проверки 51-09-07-04/3-АКР от 26.03.2009 составлен протокол № 247 от 30.042009 о совершении банком административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленными правонарушениями административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «УРСА Банк» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя, при этом суд исходит из следующего.
ОАО «УРСА Банк» является организацией, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, подлежащую лицензированию на основании пункта 1.2 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 06.03.2007 № 07-21/пз-н (далее - Порядок № 07-21/пз-н) - деятельность по управлению ценными бумагами (лицензия от 10.10.2006 № 054-09527-001000), депозитарную деятельность (лицензия от 25.12.2007 № 054-10897-000100), брокерскую деятельность (лицензия от 10.10.2006 № 054-09514-100000), дилерскую деятельность (лицензия от 10.10.2006 № 054-09520-010000).
Раздел IIIПорядка № 07-21/пз-н, содержит лицензионные требования и условия, предъявляемые к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Согласно пункту 3.1.1 Порядка № 07-21/пз-н одним из лицензионных требований и условий является соблюдение законодательства Российской Федерации о пенных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, включая настоящий порядок.
ОАО «УРСА Банк» нарушены требования Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденного приказом ФСФР России от 03.04.2007 № 07-37/пз-и (далее - Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами) и требования Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 21.03.2006 № 06-29/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бума!-), а именно:
1. В соответствии с пунктом 2.15.3 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, помимо условий, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, управляющий и учредитель управления должны письменно согласовать перечень юридических лиц (групп юридических лиц по определенному признаку), чьи ценные бумаги в документарной форме, не являющиеся эмиссионными, вправе приобретать управляющий при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами, а также виды соответствующих ценных бумаг в документарной форме, в случае, если возможность приобретения ценных бумаг в документарной форме, не являющихся эмиссионными, предусмотрена договором доверительного управления.
В пункте 6.2.3 договора доверительного управления имуществом от 14.04.2006 № ДУ-103050, отражено, что управляющий имеет право совершать любые сделки с имуществом, полученным в доверительное управление по настоящему договору в соответствии с Инвестиционной декларацией, условиями настоящего договора и действующим законодательством. Инвестиционная декларация (приложение № 2 к договору доверительного управления имуществом от 14.04.2006 № ДУ-103050), а именно подпункт 3 пункта 3 предусматривает: «до 100 % (ста процентов) от общей суммы активов, переданных Учредителем управления, могут инвестироваться в иные объекты доверительного управления, разрешенные действующим законодательством Российской Федерации».
Следовательно, возможность приобретения ценных бумаг в документарной форме, не являющихся эмиссионными, предусмотрена пунктом 6.2.3 договора доверительного управления № ДУ - 103050 от 14.04.2006 и подпунктом 3 пункта 3 Инвестиционной декларации (приложение № 2 к указанному договору). Однако, в нарушение пункта 2.15.3 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами. Обществом и учредителем письменно не согласован перечень юридических лиц (групп юридических лиц поопределенному признаку), чьи ценные бумаги в документарной форме, не являющиеся эмиссионными, вправе приобретать управляющий при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами, а также виды соответствующих ценных бумаг в документарной форме.
2. Согласно требованию пункта 4.4.1 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, информация о сделках и операциях, предоставляемая в отчете учредителю управления, должна содержать дату и время совершения операции.
Управляющим были проведены операции по возврату ценных бумаг (акции обыкновенные ЗАО «Черниговец» - 166 шт., акции привилегированные ЗАО «Черниговец» - 29 шт.) учредителю управления, что отражено в отчете за апрель 2008 года доверительного управляющего ОАО «УРСА Банк» от 30.04.2008.
Однако, в отчете доверительного управляющего ОАО «УРСА Банк» от 30.04.2008 отсутствует информация о дате и времени совершения операции по возврату ценных бумаг учредителю управления, что является нарушением требования пункта 4.4.1 Порядка осуществления деятельности но управлению ценными бумагами.
3. В соответствии с пунктом 2.3 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника. Контроль за деятельностью контролера осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) профессионального участника. В случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) у профессионального участника, контроль за деятельностью контролера осуществляет единоличный исполнительный орган профессионального участника.
Как следует из пунктов 1.2, 1.3 должностной инструкции контролера профессионального участника рынка ценных бумаг ОАО «УРСА Банк» от 21.09.2007, контролер профессионального участника рынка ценных бумаг входит в штат Управления финансового мониторинга ОАО «УРСА Банк» и в своей работе непосредственно подчиняется начальнику Управления финансового мониторинга ОАО «УРСА Банк». Таким образом, ОАО «УРСА Банк» нарушает требование пункта 2.3 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг.
4. На основании пункта 2.5 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, профессиональные участники должны иметь Инструкцию о внутреннем контроле, утвержденную уполномоченным органом профессионального участника. Инструкция должна содержать, в том числе типовую форму и сроки представления, контролером отчетных документов.
Инструкция о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг ОАО «УРСА Банк», утвержденная генеральным директором Общества ФИО5 13.01.2009 во внутренних нормативных документах ОАО «УРСА Банк» имеется, однако по состоянию на 25.02.2009 не содержит типовую форму отчетных документов контролера ОАО «УРСА Банк», что является нарушением требования пункта 2.5 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг.
5. Согласно требованию пункта 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, контролер обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих деятельность контролеров, а также надлежащим образом выполнять свои функции. В функции контролера входит, в частности, представление руководителю Общества квартального отчета с обобщенными сведениями о проведенных за квартал проверках с указанием сведений о количестве проведенных проверок, выявленных при их проведении нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, причинах допущения выявленных нарушений.
Исходя из сведений, содержащихся в ежеквартальных отчетах о состоянии внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг в ОАО «УРСА Ьанк» за 1 - 4 кварталы 2007 года, 1 - 4 кварталы 2008 года следует, что контролером профессионального участника рынка ценных бумаг ОАО «УРСА Банк» не выявлены нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах при осуществлении ОАО «УРСА Банк» профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, что свидетельствует о несоблюдении требования пункта 5.2 Положения о внутреннем контроле профессиональною участника рынка ценных бумаг.
Таким образом, ОАО «УРСА Банк» не соблюдены требования пунктов 2.15.3, 4.4.1 Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, пунктов 2.3, 2.5, 5.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, что является нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 3.1.1 Порядка № 07-21/пз-н.
В действиях ОАО «УРСА Банк» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации; административных правонарушениях -осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Фиксация обстоятельств административного правонарушения произведена должностными лицами заявителя в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом порядка.
Квалификация правонарушения соответствует нормам статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина лица подтверждается материалами дела. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.1, 29.6-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст.ст.167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь открытое акционерное общество «УРСА Банк», расположенное по адресу: 630004, <...> (зарегистрированное УФНС России по Новосибирской области, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить административный штраф в размере 30 000 рублей.
Реквизиты для перечисление суммы административного штрафа:
Получатель - ИНН/КПП <***>/540501001 УФК по НСО (РО ФСФР России в СФО);
- Счет получателя - 40101810900000010001 в ГРЮ (ГУ Банка России по НСО, г. Новосибирск;
- БИК банка получателя - 045004001;
-Код бюджетной классификации-521 1 16 1500001 0000 140, код по ОКАТО - 50401000000.
Решение может быть обжаловано в 7-ой арбитражный апелляционный суд по адресу: 634050, г. Томск, наб. реки Ушайки, 24, в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Л.П. Куст