ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-9970/2022 от 31.05.2022 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                  Дело № А45-9970/2022

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 7 июня 2022 года.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гончаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новосибирский пивоваренный завод» (ОГРН: <***>), г. Новосибирск о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2022 №0604/180122/00170, административный орган: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН: <***>), г. Новосибирск,

при участии представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность № 4 от 31.03.2022, паспорт, диплом (посредством онлайн),

заинтересованного лица: ФИО2, доверенность № д6-17 от 03.11.2020, паспорт, диплом; ФИО3, доверенность № д6-28 от 30.05.2022, удостоверение,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новосибирский пивоваренный завод» (далее – заявитель, Общество, ООО «НПЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.2022 №0604/180122/00170, административный орган: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СФО).

МРУ Росалкогольрегулирования по СФО представило копии материалов административного дела, отзыв на заявление, в котором заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению, а оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Учитывая, что от заявителя, заинтересованного лица не поступили возражения относительно перехода к рассмотрению дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, арбитражный суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Согласно сведениям, зафиксированным в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС, единая информационная система), ООО «НПЗ» в 2021 году осуществляло деятельность по производству, хранению и поставкам алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра), а также по закупке, хранению и поставкам такой продукции по адресу: 633209, <...>.

В результате анализа проведенного на основании задания от 30.12.2021 № 157, утвержденного руководителем Управления на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями было установлено, что ООО «НПЗ» 23.12.2021 нарушило сроки представления в ЕГАИС заявок о фиксации в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции, установленные Приказом № 397, что указывает на наличие признаков события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема оборота алкогольной продукции.

По данному факту 18.01.2022 должностным лицом Управления возбуждено дело об административном правонарушении № 0604/180122/00170 и начато административное расследование по статье 14.19 КоАП РФ в отношении ООО «НПЗ».

В рамках административного расследования 16.02.2022 в адрес ООО «НПЗ» направлено определение об истребовании сведений, подтверждающих поставку Обществом алкогольной продукции 23.12.2021 и ее получение контрагентами.

Согласно пояснениям законного представителя ООО «НПЗ», Обществом 22.12.2021 в заявке о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве алкогольной продукции зафиксирована недостоверная информация в части указания даты розлива (вместо 21.12.2021 зафиксирована 22.12.2021).

При этом пунктом 33 Правил ведения и функционирования ЕГАИС предусмотрено, что в случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем внесения изменения в ранее представленную заявку о фиксации, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данными (далее - заявление).

Общество вместо подачи заявления для исправления недостоверной информации, 23.12.2021 отменило в ЕГАИС Отчет о производстве от 22.12.2021 и зафиксировало в ЕГАИС новый Отчет о производстве 21.12.2021 алкогольной продукции, который зафиксирован 23.12.2021.

Общество имело возможность поменять дату Отчета о производстве от 23.12.2021 на 22.12.2021 путем подачи заявления в Управление, но на дату возбуждения дела об административном правонарушении (18.01.2022) указанное заявление ООО «НПЗ» не подало.

Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «НПЗ» 23.12.2021 допустило нарушение сроков фиксации в ЕГАИС сведений о производстве 21.12.2021 алкогольной продукции, что является нарушением установленного порядка учета объема производства алкогольной продукции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2022 № 0604/180122/00170 и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности от 29.03.2022 0604/180122/00170, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части  статьи 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Объект правонарушения составляют общественные отношения в сфере установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Субъекты данного правонарушения - юридические лица, а также их должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в качестве объективной стороны правонарушения Обществу вменяется нарушение сроков представления в ЕГАИС заявок о фиксации в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции, установленных Приказом № 397.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ.

Фиксация информации в единой государственной автоматизированной информационной системе осуществляется на основании заявок о фиксации информации, которые представляются в федеральный орган по контролю и надзору в электронном виде лицами, осуществляющими в соответствии с настоящим пунктом внесение информации в ЕГАИС. Формы, порядок заполнения, форматы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС утверждаются федеральным органом по контролю и надзору.

Согласно абзацу 17 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

Порядок ведения и функционирования ЕГАИС, определен Правилами ведения и функционирования ЕГАИС, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2466, (далее - Правила ведения и функционирования ЕГАИС).

Согласно пункту 18 Правил ведения и функционирования ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7, 8, 9, 11 - 14, 17, 19, 23 - 25, 27 и 37 пункта 8 Правил ведения и функционирования ЕГАИС.

В соответствии с пунктами 48, 63 Правил ведения и функционирования ЕГАИС учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется организациями, осуществляющими оборот такой продукции, с применением технических средств фиксации.

Пунктом 28 Правил ведения и функционирования ЕГАИС установлено, что направление информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.

Формы, порядок заполнения, формат и сроки предоставления в электронном виде заявок о фиксации информации в ЕГАИС утверждены приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 № 397 «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков предоставления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Приказ № 397).

Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок учета объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.

Обществом 22.12.2021 в заявке о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве алкогольной продукции была зафиксирована недостоверная информация в части указания даты розлива (вместо 21.12.2021 зафиксирована 22.12.2021).

23.12.2021 отменило в ЕГАИС Отчет о производстве от 22.12.2021 и зафиксировало в ЕГАИС новый Отчет о производстве 21.12.2021 алкогольной продукции, который зафиксирован 23.12.2021.

Таким образом, ООО «НПЗ» 23.12.2021 допустило нарушение сроков фиксации в ЕГАИС сведений о производстве 21.12.2021 алкогольной продукции, что является нарушением установленного порядка учета объема производства алкогольной продукции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что государственное ре1улирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

ООО «НПЗ», осуществляя деятельность в сфере производства алкогольной продукции, имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных Приказом № 397, в части соблюдения установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и фиксации информации в ЕГАИС в установленном порядке, но не приняло для этого достаточных мер, что свидетельствует о вине юридического лица.

Таким образом, ООО «НПЗ» совершено административное правонарушение в виде нарушения установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС в установленном порядке, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В рассматриваемом случае при формальном наличии в действиях общества  признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, учитывая, что согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество является малым предприятием (дата включения в реестр 10.03.2020), информация размещена на общедоступном сайте по адресу https://rmsp.nalog.ru/about.html, целью совершения указанных действий являлось отражение достоверных сведений, суд считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление от 29.03.2022 №0604/180122/00170, вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                       Е.А. Нахимович