ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А45-999/07 от 21.05.2007 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Новосибирск                                                                                         «21» мая 2007 года

                                                                                                          Дело № А45-999/07-50/12

Арбитражный суд Новосибирской области в составе

Судьи МАЛИМОНОВОЙ Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Малимоновой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области

к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Новосибирска

третье лицо ООО «Какаду», г. Москва

о признании недействительной государственной регистрации ООО «Какаду» при создании путем реорганизации в форме слияния, обязании внести запись в ЕГРЮЛ

при участии  в судебном заседании

от заявителяИванова Л.А. - по доверенности от 10.11.2006 г. № 34, служебное удостоверение УР № 199832, выдано 22.11.2006 г.;

от заинтересованного лица – Камелин А.Б., доверенность от 05.10.2006 г. №ВЩ-02/36497, служебное удостоверение УР №061253, выдано 26.10.2005 г.;

от третьего лица – не явились, уведомлены;

Управление Федеральной налоговой службы России по Новосибирской области (далееУправление или Заявитель) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Новосибирска (далее Инспекция или Заинтересованное лицо) о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «Какаду», произведенной 04,07.2006 г. в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1065404091092.

Требование заявителя обосновано тем, что юридическое лицо, о признании недействительной государственной регистрации которого предъявлено требование, создано путем реорганизации в форме слияния нескольких юридических лиц, одно из которых является акционерным обществом (открытое акционерное общество «Восточно-Сибирский железнодорожный путь»), а другие имеют организационно-правовую форму обществ с ограниченной ответственностью, что является нарушением положений ст.ст. 16-19 ФЗ РФ от 26.12.2005 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», которые не предусматривают возможность проведения реорганизации акционерных обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм.

Проверка достоверности представленных на государственную регистрацию учредительных документов регистрирующим (налоговым) органом в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязывает, по мнению заявителя, регистрирующий орган осуществлять регистрацию юридического лица только при условии соответствия представленных на регистрацию учредительных документов требованиям действующего законодательства.

Поскольку представленные на регистрацию документы не соответствовали действующему законодательству, инспекция обязана была это квалифицировать как непредставление предусмотренных ФЗ №129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и отказать в государственной регистрации ООО «Какаду» на основании подпункта «а» п. 1 ст. 23 названного закона.

Нарушение указанного требования должно влечь признание произведенной с нарушением требований закона государственной регистрации недействительной и обязанность внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о признании ранее осуществленной записи недействительной,а также недействительными записей о прекращении деятельности юридических лиц, по решению которых осуществлена реорганизация.

ИФНС по Ленинскому району, не оспаривая оснований, по которым Управление признает реорганизацию незаконной, в отзыве по делу указывает на то, что ст. 23 ФЗ №129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень формальных оснований для отказа в государственной регистрации, на регистрирующий орган указанным законом не возложена обязанность осуществления правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, уполномоченным лицом ООО «Какаду» 30.06.2006 г. в ИФНС по Ленинскому району были представлены все поименованные в п.1 ст.14 ФЗ № 129-ФЗ документы, проверив полноту представления которых, регистрирующий орган не имел законных оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации.

ООО «Какаду» отзыва не представило.

Заслушав присутствующих представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность предъявленного требования, судом

УСТАНОВЛЕНО:

04.07.2006 г. ИФНС РФ по Ленинскому району г. Новосибирска на основании поступившего вналоговый орган заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, Устава ООО «Какаду», учредительного договора о создании ООО «Какаду», протокола общего собрания участников ООО «Какаду» от 22.05. 2006 г., решений о реорганизации юридических лиц, передаточных актов, договора о слиянии юридических лиц, сведений о публикации и документа об уплате госпошлины внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) за основным государственным номером 1065404091092 о государственной регистрации ООО «Какаду», созданного в форме слияния следующих юридических лиц:

1. ООО «Торговый дом «Сибирь» (ИНН 3808107575, г. Иркутск);

2. ООО «Новая Сибирь» (ИНН 3805103685, г. Братск);

3.ООО « Центр строительства и инвестиций» (ИНН 5404209180, г. Новосибирск);

4. ООО «Сириус» (ИНН 3808114572, г. Иркутск);

5. ОАО «Восточно-Сибирский железнодорожный путь» (ИНН 3811069270, г. Иркутск);

6. ООО «Компания Рыбный мир» (ИНН 5406243476, г. Новосибирск);

7. ООО «ПБ Актив» (ИНН 3808103482, г. Иркутск);

8. ООО «ПБ Плюс» (ИНН 3827017831, Иркутская область, пос. Марково);

9. ООО «ОПБ Плюс» (ИНН 3827017824, Иркутская обл., пос. Марково).

Получить правоспособность и возможность действовать в гражданском обороте любое юридическое лицо, согласно п. 3 ст.49 ГК РФ, может только с момента его создания.

Созданным юридическое лицо в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ признается со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный порядок создания установлен в том числе, для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем указано в п. 4 ст. 57 ГК РФ.

Государственный реестр юридических лиц в соответствии со ст. 4 ФЗ № 129-ФЗ признается федеральным информационным ресурсом, в котором каждая регистрационная запись является, согласно ст. 1 указанного закона, актом государственного органа, признающего от лица государства правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты, с которыми связано создание, прекращение вследствие прошедшей реорганизации (прекращение деятельности с переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу), ликвидация юридического лица или внесение изменений в его учредительные документы.

Следовательно, осуществляя государственную регистрацию, регистрирующий орган    от лица государства удостоверяет соблюдение действующего законодательства при создании юридического лица, что следует также из положений ст.ст 12, 14 ФЗ № 129-ФЗ, так как в заявлении о государственной регистрации должно подтверждаться, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок их создания.

Управление ФНС России по Новосибирской области, как территориальный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании постановления Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в пределах своих контрольных полномочий, предусмотренных в п.16 ст. 31 Налогового Кодекса РФ, обратилось в арбитражный суд о признании недействительной государственной регистрации ООО «Какаду».

При проверке обоснованности заявленного требования судом установлено, что реорганизация зарегистрированного юридического лица в форме слияния поименованных выше юридических лиц произведен с нарушением требований ст.ст. 16-19 ФЗ от 26.12.2005 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», согласно которым возможность объединения акционерных обществ с юридическими лицами иных организационно-правовых норм не допускается.

Приобретение правоспособности юридическим лицом, созданным с нарушением законодательства, как правомерно указывает заявитель, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что не может быть сохранена   в ЕГРЮЛ государственная регистрация юридического лица, созданного с нарушением закона.

Кроме того, при оценке позиции ИФНС РФ по Ленинскому району о полноте представленных для регистрации документов, предусмотренных ст.  14 ФЗ №129-ФЗ, суд исходит из того, что в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 приложения 2 «Указания о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского Кодекса РФ» к приказу Минфина РФ от 28.07.1995г. №81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением части первой Гражданского Кодекса РФ» в редакции приказов Минфина России от 12.11.1996 г. № 97, от 30.12.1996 г. № 112, действует положение о том, что «в состав передаточного акта и разделительного баланса, оформляемых при реорганизации юридических лиц, включается бухгалтерская отчетность,составляемая в установленном Минфином России порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации)».

Из представленного для обозрения подлинного регистрационного дела, копия которого приобщена кматериалам дела, установлено, что бухгалтерская отчетность как неотъемлемое приложение к передаточным актам не прилагалась, что позволяет сделать вывод о неполном представлении при заявлении о регистрации необходимых для регистрации реорганизованного юридического лица документов, что позволяло регистрационному органу отказать в государственной регистрации по п. 1 ст. 23 ФЗ №129-ФЗ.

При вынесении решения суд констатирует также, что предъявленное требование носит публично-правовой, а не исковой характер, поэтому во всем судебных актах по настоящему делу   Управление ФНС России по Новосибирской области именуется как заявитель, а ИФНС по Ленинскому району как заинтересованное лицо.

Кроме того, пункты 2.3 заключительной части дополнения к исковому заявлению Управления ФНСот 18.05.2007 г. с учетом позиции Управления, отраженной в протоколе судебного заседания от 21.05.2007 г., рассматриваются как обязанность регистрационного органа (заинтересованного лица) устранить допущенные при государственной регистрации недостатки применительно к положениям подпункта 3 пункта 5 ст. 201 АПК РФ.

С учетом изложенного и, руководствуясь ст.ст 176,  201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительной государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью «Какаду», произведенную Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Новосибирска в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером 1065404091092.

Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Новосибирска устранить последствия недействительной регистрации, о чем сообщить в суд в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Решение, не вступившее в законную силу,  может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья                                                                                                     Л.В. МАЛИМОНОВА