ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А46-10156/16 от 25.10.2016 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск

01 ноября 2016 года

№ дела

А46-10156/2016

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2016 года. Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Омской области в составе: судьи Воронова Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усенко Е.С.
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Николаевой Тамары Тимофеевны к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признания решения № 55/16-20162 от 17.06.2016 незаконным

в судебном заседании приняли участие:

заявитель – явку представителя не обеспечил, извещен;

от заинтересованного лица – Соболев К.Ю. по доверенности от 10.12.2016 №2016-47

У С Т А Н О В И Л :

индивидуальный предприниматель Николаева Тамара Тимофеевна (далее – ИП Николаева Т.Т., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения №55/16-20162 от 17.06.2016 и об обязании изменить наименование объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:050208:11592 с «Костник» на «Закусочная».

Определением от 04.10.2016 удовлетворено заявление судьи Савинова А.В. о самоотводе. Дело №А46-10156/2016 передано на рассмотрение судье Воронову Т.А.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области требования заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

12.05.2016 в орган кадастрового учета с заявлением (per. № 55-0-1-125/3003/2016-600) об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:050208:11592 обратился представитель Николаевой Т.Т. и Христенко В.В. с приложенным техническим планом от 12.05.2015.

Заказчиком кадастровых работ явился заявитель, исполнителем кадастровых работ выступил кадастровый инженер в лице Захаровой Екатерины Владимировны (номер квалификационного аттестата 55-13-460).

26.05.2016 на основании рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета было выявлено следующее:

Согласно пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), части 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: Омская область, г Омск, ул. Пригородная, д. 2, в связи с тем, что представленные документы, необходимые для кадастрового учета, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В орган кадастрового учета представлен технический в связи с изменением наименования здания.

Изменение наименования здания должно осуществятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в части соблюдения требований градостроительного плана, проектной документации, а также в соответствия вида разрешенного использования земельного участка назначению расположенного на нем здания.

Согласно письма департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 23.05.2016 №06/6071, объект недвижимости по адресу Омская область, г. Омск, ул. Пригородная, д. 2 определяется в границах территориальной зоны РЗ-2047 (зона спортивных парков). Наименование изменяемого объекта недвижимости «Склад спортивного инвентаря» градостроительным регламентом, установленный для данной территориальной зоны, не предусмотрено.

Согласно пункта 38 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» от 01.09.2010 №403 в раздел "Характеристики здания" включаются следующие сведения: присвоенный в установленном порядке адрес в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (далее -ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости.

Также заявителю было указано, что согласно Распоряжению администрации САО г Омска «Об установлении почтово-адресной нумерации объектам капитального строительства, расположенным на территории Советского административного округа города Омска» включенного в состав приложения технического плана невозможно идентифицировать объект капитального строительства в отношении которого устанавливается почтово-адресная нумерация. Так как согласно сведениям, содержащимся в ГКН, объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:050208:11592, в отношении которого поступило заявление о государственном кадастровом учете изменений, расположен по адресу Омская область, г Омск, ул. Пригородная, д. 2.

Для устранения причин приостановления заявителю было рекомендовано подготовить технический план в соответствии с замечаниями, а также обратиться в орган местного самоуправления.

Данное решение органа кадастрового учета заявителем не обжалуется.

В дальнейшем заявителем был подготовлен технический план от 01.06.2016, который также был проверен на соответствие требований законодательства.

17.06.2016 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области принято решение №55/16-20162 об отказе в снятии приостановления.

Не согласившись с принятым ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области решением ИП Николаева Т.Т. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Частью 5 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о кадастре необходимым документом для кадастрового учета сооружения является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона о кадастре форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Согласно пункта 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» от 01.09.2010 № 403, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации (далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

Представленный в орган кадастрового учета технический подготовлен в связи с изменением наименования здания.

Изменение наименования здания должно осуществятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в части соблюдения требований градостроительного плана, проектной документации, а также в соответствия вида разрешенного использования земельного участка назначению расположенного на нем здания.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:050208:11592 учтен с наименованием «Костник».

Представленный технический план подготовлен на основании декларации, в которой указано наименование объекта недвижимости «Закусочная».

В СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 подробно описаны все требования к предприятиям общественного питания, которые необходимо соблюдать, в том числе к размещению, водоснабжению и канализации, условиям работы в производственных помещениях, устройству и содержанию помещений, оборудованию, инвентарю, посуде и таре, транспортированию, приему и хранению сырья, пищевых продуктов, личной гигиене персонала организации, соблюдению санитарных правил.

В соответствии с п. 1.2. СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения, в том числе в период проведения массовых общественных мероприятий (ярмарок, спортивных соревнований, олимпиад, универсиад, культурно-развлекательных, слетов и других аналогичных общественных мероприятий).

Согласно п. 2.1. СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 размещение организаций, предоставление земельных участков, утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам.

Таким образом, организация закусочной влечет за собой работы по переустройству и перепланировке в данном нежилом здании, т. е., вопрос о технической возможности переустройства здания и о соответствии законодательству его строительных переделок (целевого назначения изменение наименования здания связанное с изменением его функционального использования) должен рассматриваться после получения разрешения компетентного органа на изменение целевого назначения объекта.

Соответственно, если для строительства, реконструкции объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство, реконструкцию и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункт 2 и пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с приведенными выше нормами Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области (далее - Правила), включившие в себя карту градостроительного зонирования территорий города Омска, а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.

Данные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска (пункт 5 статьи 2 Правил).

Пунктом 1 статьи 3 Правил установлено, что Правила действуют на всей территории в границах города Омска.

Согласно статье 10 Правил для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Согласно пункту 10 статьи 1 Правил градостроительный регламент – устанавливаемые Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществил запрос в орган местного самоуправления о предоставлении сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен объект капитального строительства.

Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 23.05.2016 №06/6071, объект недвижимости по адресу Омская область, г. Омск, ул. Пригородная, д. 2 определяется в границах территориальной зоны РЗ-2047 (зона спортивных парков). В соответствии с решением Омского городского совета от 10.12.2008 №201 «Об утверждении правил землепользования и застройки Муниципального образования городской округ город Омск Омской области» закусочная в вышеуказанной территориальной зоне является вспомогательным видом разрешенного использования.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

По сведениям ГКН на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050208:6103, в границах которого определяется объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:050208:11592, отсутствует объект капитального строительства с основным видом разрешенного использования в данной территориальной зоне.

Также представленный технический план не соответствует пункту 36 Требований, согласно которому разделы «Характеристики здания» заполняется в соответствии с документами, указанными в пункте 16 настоящих Требований.

В представленном техническом плане раздел «Характеристики здания» не соответствует Декларации. Адрес здания, указанный в декларации, не соответствует адресу, указанному в техническом плане, подготовленном в формате XML.

С учетом изложенного основания для вывода о несоответствии оспариваемого решения №55/16-20162 от 17.06.2016 об отказе в снятии приостановления закону или иному нормативному правовому акту отсутствуют.

Также отсутствуют основания для вывода о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя, поскольку апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 08.09.2016 по делу №33-7618/2016 признано отсутствующим право общей долевой собственности (по ? доле) Николаевой Т.Т. и Христенко В.В. в отношении самовольной постройки – нежилого помещения «костник», площадью 28,5 кв.м., инвентарный номер 55:401:003:000111380), литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пригородная, 2, а также возложена обязанность на Николаеву Т.Т. и Христенко В.В. в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок, сформированный и учтенный в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером 55:36:050208:6103, площадью 8150 кв.м., расположенный в границах территориальной зоны РЗ-2047 «Зона спортивных парков», от нежилого помещения костника, площадью 28,5 кв.м., инвентарный номер 55:401:003:000111380, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пиргородная, 2 – путем демонтажа и вывоза указанной постройки.

При изложенных обстоятельствах основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд именем Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в этот же срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья Т.А. Воронов